Конспект урока истории
Автор - Огиенко Яна Викторовна
ГОУ Семейкинская СОШ – ДС № 31
[email protected]
11 класс. Всемирная история
Тема: Создание государства Израиль. Арабо-израильские войны
Цель урока: дать возможность учащимся для выяснения особенностей процесса создания государства Израиль, зарождения и сути арабо-израильских конфликтов;
- учиться применять полученные знания в дальнейшем изучении учебного материала;
- способствовать воспитанию национальной толерантности, а также понимания невозможности решения этих проблем силовыми путями.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: практикум с использованием интерактивных методов обучения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После урока ученики смогут:
• объяснять особенности процесса создания государства Израиль, причины зарождения арабо-израильского конфликта
• формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события и источники; аргументировано доказывать свою точку зрения;
• усовершенствуют умение самостоятельно работать с различными источниками информации, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, историческая карта «Страны Ближнего Востока во второй половине XX века», Политическая карта мира, Энциклопедия по всемирной истории, видеоматериал «Арабо-израильские войны».
Основные понятия: сионистское движение, кибуц, арабо-израильские войны, англо-франко-израильская агрессия 1956 года, шестидневная война 1967 года, Семидневная война или война Ссудного дня 1973 года.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Настройка учащихся на работу.
Вступительное слово учителя: обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация – подчеркивается необходимость изучения темы для анализа причин конфликтов на Ближнем Востоке.
Интифада — всеобщее восстание палестинцев.
Приватизация — передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или государства.
Холокост — гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами в Германии и на захваченных территориях.
Основные события
1948 г. (14 мая): образование Государства Израиль.
1948-1949 гг., 1956 г., 1967 г., 1973 г., 1982 г., 2006 г.:
арабо-израильские войны.
Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.
Учитель проводит “мозговой штурм”: Что означает “переселенческое государство”?
В ходе обсуждения выясняется, что переселенческое государство означает возвращение народа, согласно закону о возвращении, на прежнее место жительства, каждый вернувшийся автоматически получает гражданство, численность граждан растет за счет репатриации. К такой группе государств относится и Израиль.
Вопрос к учащимся: Что вы знаете об образовании Государства Израиль?
2. Работа с исторической картой. Учитель предлагает учащимся локализовать на политической карте мира месторасположение Израиля.
- Образование Государства Израиль.
Предыстория
Конфликты евреев и арабов происходили и раньше:
Войны с Идумеей (Война Моисея с Эдомом, Война Саула с Эдомом, Битва Давида в Соляной долине, Война Соломона с Гададом, Война Иорама против Эдома, Война филистимлян и идумеев против Ахаза, Война Гиркана Тобиада с арабами, Битва при Акрабатине, Война Гиркана I с идумеями).
Война израильтян с агарянами
Войны Озии в Аравии
Иудея вела целый ряд войн против Набатеи и других арабских стран (Война Иорама с филистимлянами и арабами, Война Александра Янная против Ареты III, Война Александра Янная против Ободы I, Поход Элия Галла в Аравию, Война Аристобула II против Ареты III, Война Ирода Антипы против Ареты IV, Война Ирода против Малиха, Война Ирода против Силлая).
Арабы воевали против евреев и в Первой Иудейской войне.
Арабы помогали Византии подавлять еврейские восстания.
Евреи Медины и Хайбара вели войны с арабами (Война евреев Медины с арабами Бану аль-Хазрадж, Поход на Бану Курайза, Битва Хайбар)
Химьяр вёл войны с арабами-язычниками, арабами-христианами и арабами-мусульманами.
Иудео-берская царица Кахина воевала против арабов.
Происходили также Арабо-Хазарские войны
Другие конфликты (Восстание Абу-Исы Исфахани, Восстание евреев Курдистана, Войны евреев Драа с мусульманами, Война евреев против Идриса, Война евреев с Альморавидами, Война евреев с Альмохадами, Еврейский погром в Гранаде и т. д.).
Впрочем, иногда евреи и арабы выступали вместе против общего врага. Например, евреи активно поддержали арабское вторжение в Испанию, возможно, евреи вместе с арабами воевали против крестоносцев, Хаим Фархи воевал с арабами против Наполеона, во-видимому фалаша воевали в союзе с арабами против христиан. Имели периоды и плодотворного сотрудничества (например, в эпоху Хасдая ибн Шапрута, Шмуэля ха-Нагида и т. д.), когда развевалась особая еврейско-арабская культура, особенно в Испании и в Вавилонии. Тем не менее, в основном положение евреев в арабских странах было тяжёлым: они считались зимми, и вынуждены были платить особый налог джизью; нередкое происходили насильственные обращения в ислам, еврейские погромы и прочие притеснения и дискриминация.
Причины конфликта
Причиной конфликта стал территориальный спор между израильскими евреями и арабами (в том числе палестинцами) за обладание Эрец-Исраэль, где арабы стали заселяться с VII века, а затем после падения государства крестоносцев и ещё больше при Османской империи (причём, тогда же в стране поселились мусульмане с Кавказа и Балканского полуострова и немало курдов). Ныне израильские арабы и палестинцыкак бы рассматриваются как часть арабов, но в тоже время претендуют на более давние корни с Палестиной.
На территориальные споры наложились также этнические, ментальные и религиозные противоречия. Помимо территориального спора существует проблема беженцев и их имущества (либо имущества, которое беженцы считают своим). Из арабских и мусульманских стран было изгнано от 800000 до 1 млн «арабских евреев», у которых было конфисковано имущество на миллиарды долларов США (особенно это касается ливийских евреев и иракских евреев)[2]. Аналогично палестинцы заявляют о наличии миллионов беженцев, требуя их возвращения и передачу им имущества, которые арабы считают своим.
Существует также проблема «оккупированных территорий» (имеется ввиду Израилем), которые арабы и евреи оспаривают друг у друга (Иерусалим, Голанские высоты и т. д.).
Проявления
Арабо-Израильский конфликт ведётся различными методами:
Политическое давление (непризнание Израиля арабами, непризнание Израилем Палестины). Жалобы в ООН, Юнеско и т. д.
Другие дипломатические методы.
Подкуп израильских правозащитников и СМИ.
Демография.
Религиозное миссионерство (попытка обратить евреев в ислам, и наоборот, арабов в иудаизм).
Военный действия.
Теракты.
Пропаганда.
Попытка переманить противника в свою религию (удачнее это получается арабам, так как ислам более легко принимает прозелитов).
Экономический бойкот арабами в отношении израильских товаров[3].
Антиизраильский бойкот со стороны неарабских стран и организаций
Хронология
2 ноября 1917 года, во время Первой Мировой войны, британцы издали так называемую «Декларацию Бальфура», пообещав евреям «национальный очаг в Палестине». Однако, после войны, Великобританияобманула евреев, и включила Палестину под свой мандат.
В апреле 1920 года в Яффо арабы напали на евреев-сионистов, погибло 5 евреев, 200 были ранены. В 1921 году погромы повторились, а Верховный комиссар Герберт Сэмюэль, идя навстречу арабам, объявил о временном прекращении приема еврейских репатриантов.
В 1929 году в Палестине вспыхивает новое арабское восстание, подавленное англичанами с помощью еврейских военных формирований[4].
Арабское восстание (1936−1939) под руководством Верховного арабского комитета. Вся Палестина охвачена нападениями на англичан и евреев.
В 1938 году англичане повесили еврея Шломо Бен-Иосефа, который совершил теракт против арабов. Начинается Англо-Еврейская война. Англичане вынуждены покинуть Палестину.
Крупнейшие войны
С 1920 года начались постоянные столкновения арабов и евреев в Палестине.
14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион объявляет о создании независимого Государства Израиль.
1947−1949 годы — Война Израиля за независимость.
1950-е — 1960-е годы — Операции возмездия.
1956 год — Суэцкая война.
1964 год — Битва за воду.
1967 год — Шестидневная война.
1967−1970 годы — Война на истощение.
1968 год — Сражение при Караме.
1973 год — Война Судного дня.
1976 год — Операция «Энтеббе».
1978 год — Операция «Литани».
1982−2000 годы — Первая Ливанская война.
1991 год — Участие Израиля в войне в Персидском заливе.
1990-е годы — Первая Интифада.
2000-е годы — Вторая Интифада.
2006 год — Вторая Ливанская война.
2008−2009 годы — Литой свинец.
2010 год — Операция «Морской бриз».
2012 год — Операция «Облачный столп».
2014 год — Операция «Несокрушимая скала».
Сопутствующие явления
Практически постоянно происходят более мелкие столкновения, теракты и операции, например в одной из атак на Сирию Израиль даже потерял самолёт.
Враждующие с Израилем арабские страны получали и получают помощь от других мусульманских стран, Советского блока, России, Китая, Ирана, Евросоюза и т. д. Относительным союзником Израиля являются США, особенно улучшились американо-израильские отношения при Трампе.
Параллельно наблюдается конфликт евреев-поселенцев и арабов. За пределами Израиля иногда возникают драки между арабами и ЛЗЕ во Франции, нападения на евреев в других странах.
Итоги
Израиль контролирует Иудею и Самарию и Голанские высоты, отнятые у арабов.
На 2018 год Арабо-израильский конфликт не завершён. Происходят теракты, иногда обстрелы Израиля со стороны Сектора Газы (реже — Ливана), нападения на израильских солдат и т. д. Не решена проблема беженцев и не решён территориальный спор. Но активных открытых враждебных действий арабские страны против Израиля не предпринимают практически с 1973 года, палестинские арабы и Хезболла в Ливане (связанной с Ираном), предпочитая лишь наносить время от времени по Израилю террористические удары. В последние годы и ПНА формально не поддерживает террор. Остаются враждебные отношения Израиля с находящимся под властью Хамаса Сектором Газа, с Сирией (с силами Асада) и Хезболлой.
Лишь две арабские страны признали Израиль — Египет и Иордания, хотя есть признаки сотрудничества Израиля с рядом арабских стран, официально его не признающих.
Учитель организует комментированное чтение учащимися текста учебника.
Учащиеся самостоятельно читают блок материала, затем комментируют прочитанный текст, локализуют события на политической карте. Учитель задает дополнительные вопросы:
- Ваш взгляд на необходимость образования Государства Израиль.
- Почему Израиль относят к группе переселенческих государств?
- Почему Израиль относят к стране типично среднего класса?
- Причины арабо-израильских войн.
- Что подразумевает принцип “земля в обмен на мир”?
- Кто возглавляет Организацию освобождения Палестины (ООП)?
- В чем вы видите непоследовательность действий ООП?
- Что препятствует осуществлению плана “Дорожная карта”?
Как можно избежать конфронтации на Ближнем Востоке?
“Дорожная карта” — этап продвижения к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств на основе выполнения сторонами своих обязательств. Цель плана — окончательное урегулирование палестино-израильского конфликта.
Задание: составить план урегулирования конфликта.
Организация работы с учебником
Действия Израиля | Этапы | Действия палестинцев |
1. | I этап | 1. |
2. | 2. |
3. | | 3. |
4. | II этап | 4. |
5. | | 5. |
6. | III этап | 6. |
7. | 7. |
Сделайте вывод, осуществляется ли намеченный план.
Рефлексия. Пути решения арабо-израильского конфликта.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ОЦЕНИЕВАНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § ____, читать, заучить понятия, хронологию событий.