Конспект занятия по технологии
в 8 классе
Тема занятия: « Вышивка гладью. Основные приемы вышивки »
Разработала:Фазилова Т.Н. учитель технологии
Тема: Вышивка гладью. Основные приемы вышивки.
Цель:
Познакомить с историей возникновения вышивки. Формировать представления учащихся о разновидности современной отделки изделий(вышивка гладью), познакомить с основными материалами, инструментами и приспособлениями для вышивки.
Задачи:
Образовательная:
- формировать знания о применении вышивки в жизни человека.
- формировать знания о многообразии ручных швов в вышивке гладь
-учить переводить рисунок на ткань
-научить осуществлять подбор ниток в тон при выполнении художественной глади.
- учить выполнению основных приемов вышивки.
Коррекционно- развивающая:
-продолжать работу по коррекции и развитию правильной, фразовой речи, памяти, навыкам культуры труда,
-развивать мелкую моторику пальцев рук, координировать движения рук.
Воспитательная:
-воспитывать творческий интерес к работе,
-воспитывать интерес к предмету,
-воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
-формировать умение правильной организации рабочего пространства.
Оборудование: образцы вышитых изделий, образцы вышивки элементов, схемы рисунков, нитки для вышивки, ткань, пяльцы, литература.
Инструменты и материалы:
ткань одного цвета,
нитки для вышивки (мулине, полушерсть, шелк),
иголки (с увеличенным ушком),
ножницы (маленькие),
копировальная бумага,
карандаш ТМ,
пяльцы,
образцы вышивки, образцы швов,
инструкционная карта.
Оборудование:
1. компьютер
2. мультимедийная установка.
Дидактические материалы:
1. презентация «Вышивка гладью»,
2. инструкционные карты с видами швов,
3. образцы вышивок гладью.
Девиз урока: глаза страшатся, а руки делают.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы урока.
Проверка готовности к уроку
II.Актуализация знаний.
-Какие виды отделки вы знаете?
-Чем отличается постоянная отделка от сьемной?
На прошлом занятии мы познакомились с видами ручных швов, применяемых в вышивке «Гладь».
Давайте вспомним какие это швы? (стебельчатый, крестообразный «козлик»,
тамбурный, петельный, петля «вприкреп».
III. Сообщение познавательных сведений.
Вышивка – это вид декоративно-прикладного творчества. Вышивка может применяться для украшения интерьера, отделки швейных изделий.
Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, колыбелью вышивки был Восток.
В старину в России каждая женщина занималась рукоделием. В деревнях украшали свой быт, одежду различными видами вышивки. Вышивали верхнюю одежду, рукавицы, пояс, обувь. Дом украшали вышитыми скатертями, кровати застилали простыней с нарядным краем, украшали иконы. С 8-9 лет крестьянские девочки под руководством матерей готовили себе приданое к свадьбе. Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло, создавались мастерские, где можно было заказать вышитое изделие. Так вышивка разделилась на народное творчество и прикладное, которое было связано с дворянским обиходом. В дворянском быту вышивка тоже имела огромную роль, ее использовали для украшения интерьера (панно, постельные принадлежности, вышитые ковры и др.). Вышивкой украшали небольшие бытовые предметы и дополнения к одежде (сумочки, накидки, кисеты и др.).
Вышивкой занимались женщины всех слоев населения. В гостиных мещанских и светских домов можно было увидеть пяльцы с начатой работой. Во всех институтах, пансионатах и сиротских заведениях девочек обучали навыкам шитья, т.к. рукоделие было одним из обязательных предметов. Ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу.
Вышивки очень разнообразны, по своей технике одна не похожа на другую. Они отличаются и узорами, и определенными сочетаниями цветов.
На нашем уроке мы рассмотрим один из видов вышивки, который называется «Гладьевая вышивка» или «Вышивка гладью».
- Что такое гладь? Гладь – это вышивка, при выполнении которой узор заполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу. Они образуют гладкую поверхность.
Загадка:
Шагает мастерица по шелку и по ситцу
Очень мал ее шажок, а зовется он … (стежек).
Существует несколько видов глади:
Односторонняя, двухсторонняя. косая, белая.
Задание: Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:
выш…вка, ст…жки, одност…ронняя, к…сая гла…ь.
Внимательно рассмотрите образцы вышивки и проанализируйте данную вышивку. Учащиеся описывают вышивку (какой рисунок, какие стежки, какой цвет нити и т.д.). Чтобы начать выполнять гладьевые стежки ответьте на вопрос: с чего нужно начать работу по вышивке? (подготовить ткань, рисунок, инструменты). Какую нужно брать ткань? Какими инструментами вы будете пользоваться?
IV. Текущий инструктаж
Перед тем, как приступить к работе, необходимо правильно организовать рабочее пространство, подобрать ткань, нитки, инструменты, приспособления и материалы для перевода рисунка (калька с рисунком, копировальная бумага), выбрать рисунок для вышивки.
Для выполнения практической работы нужно повторить правила безопасной работы при вышивании. Давайте их вспомним:
-Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Они могут оставить следы на ткани
-Булавки вкалывают в три прокола таким образом,чтобы острие осталось по возможности между слоями ткани.
-Ножницы во время работы должны лежать на столе под рукой с сомкнутыми лезвиями или в рабочей коробке.
-При вышивании по плотным тканям на средний палей рабочей руки нужно надевать наперсток. Он предохраняет палец от проколов иглой.
-Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась,длина ее должна быть не менее 50 см
Санитарно-гигиенические условия для вышивки
-Рабочее место для вышивания должно быть хорошо освещено
-Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым даже после ваших рук
-Не перекусывайте нитки зубами.Для этой цели у вас есть ножницы
-Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы и после ее окончания
V. Физкультминутка.
Выполнение упражнений по 1-2 минуты.
Упражнения для глаз:
1. Открывать и закрывать глаза,
2. Вращать глазами по часовой и против часовой стрелке, двигать вправо и влево,
3. Прикрыть руками глаза, не надавливая на них,
Упражнения для шейно-воротниковой зоны:
1. Поднимать плечи вверх-вниз,
2. Вращать плечами вперед-назад,
3. Растереть правой рукой левую часть воротниковой зоны, а левой – правую часть.
.VI. Практическая работа
Как выполняется гладь. На выбранном элементе вышивки выполнить гладьевые стежки:
-двухсторонняя гладь.
Заполнить внутреннюю часть элемента стежками, плотно прилегающими друг к другу. Направление стежков должно соответствовать естественному направлению линий (в соответствии с вариантом разукрашивания карандашом данного элемента). Стежки проходят как по лицевой стороне, так и по изнаночной;
-двухсторонняя гладь с настилом.
На элементе прокладываются предварительные стежки более толстой нить, чтобы в дальнейшем получилась выпуклая гладь;
-смещенная гладь
. Выполнение стежков рядами, когда стежки следующего ряда заходят на стежки предыдущего ряда;
-косая гладь.
Стежки выполняются под углом к вертикали, применяется для мелких элементов.
Нитку в ткани нужно закреплять без узлов, прокладывая ее в ткани.
Учитель показывает приемы выполнения. Учащиеся выполняют работу на своих рисунках
Требования к качеству вышивки:
- на изнаночной стороне не должно быть узлов;
- ткань не должна быть стянута;
- контуры элементов должны быть четкими.
- в вышивке должна сочетаться цветовая гамма.
.VII. Заключительная часть
Проверка выполнения работы.
Какой вид вышивки называют гладью?
Для чего применяют пяльцы?
Как можно перевести рисунок на ткань?
Самоанализ выполненной работы
Выставление оценок. Лучшие работы.
Рефлексия:
Что узнали нового, что понравилось на уроке, что было интересного, что больше запомнилось?
Уборка рабочих мест.
.