Познавательные УУД: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | О чём мы говорили на прошлом уроке? А что такое родина? Какая бывает Родина? Большая Родина — это что? Малая Родина? Дома вам необходимо было найти пословицу, созвучную вашему чувству, которое вы испытываете к Родине и объяснить свой выбор. Молодцы! | Мы говорили о Родине. Родина - это место, где мы родились, и всё для нас родное и любимое. Малая и большая Родина. Большая Родина - это страна, государство, в котором ты являешься её составной частью, её гражданином. Малая Родина - это деревня, село, город, где ты появился на свет, жил там или живёшь сегодня. Чтение учащимися пословиц о Родине, их обсуждение. | 5 мин |
Личностные УУД: развитие этических чувств как регулятора морального поведения. | Чтобы узнать какова тема сегодняшнего урока, вы прослушайте притчу, но сначала вспомним, что такое притча? Притча Бежал по лесу ручеёк, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу. Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силёнок не хватило, растёкся и пропал. Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться: — Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой! Услышав это, река всплеснула волнами: — Эх, ты, глупый ручеёк! Поле совсем не виновато в том, что ты растёкся, ушёл в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой — сил не хватит. В чем главная мысль притчи? | Притча - это небольшой поучительный рассказ, который несёт глубокий смысл и заключает в себе мораль либо религиозную премудрость. В притче всегда есть главная мысль, целью которой и является донести широкую значимость идеи. Один в поле не воин. Вместе мы сможем многое преодолеть и многого достичь, поэтому очень важно найти взаимопонимание. | 3 мин |
Познавательные УУД: совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные УУД: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | На наших уроках, ребята, мы пытаемся каждый раз задумываться над очень важными вопросами, которые ещё не умеем ставить перед собой. Один из них, казалось бы, очень простой: каким должен быть человек? Что бы вы ответили? А знаете ли вы что ответили древние мыслители на этот вопрос? Посмотрим, что они говорили. (Слайд 2) Люди рождены друг для друга. Марк Аврелий Какой смысл заложен в этих слова? (Слайд 3) Лишь в людях себя познать способен человек. И. Гёте Как вы понимаете его слова? (Слайд 4) Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. Л. Н. Толстой Над этой мыслью вы поработаете в парах и вместе решите, что же разъединяет людей, а что сближает. А какие правила работы в парах вы знаете? Работать вы будете в карточках. Приступаем. Что разъединяет людей? | Что сближает людей? | | | (Слайд 5) Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица Земли… Вальтер Скотт Какой вывод можно сделать из этого высказывания? На 61 странице есть изречения мыслителей. Как вы понимаете, что такое изречение? Самостоятельно про себя прочитайте и сделайте вывод. Какой итог мы подведём? | Высказывают своё мнение. Нет! Смысл этих слов в том, что люди необходимы друг другу, что без взаимодействия с людьми трудно представить себе жизнь. Окружающие люди оценивают нас, наши поступки. На основе этих оценок мы делаем выводы и решаем, что надо в себе развивать, а что менять. Правила работы в парах: работать должны оба, выслушивать друг друга, доказывать свою точку зрения вежливо. Что разъединяет людей? | Что сближает людей? | Ссоры Непонимание Обиды Зависть Жадность | Понимание Сочувствие Сопереживание Помощь | Только во взаимодействии с людьми мы познаём себя. Помогая другим и соединяя свои мысли и действия, мы укрепляем нравственные отношения с другими. Мудрая мысль, поговорка. Важно определить не только, КЕМ ты хочешь стать в жизни, а главное - КАКИМ ты хочешь стать. Чтобы стать хорошим человеком и приносить пользу людям, необходима душевная тренировка. Нужно стремиться совершать хорошие поступки, укреплять дружеские отношения с людьми. | 10 мин |
Личностные УУД: развитие этических чувств как регулятора морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов. Личностные УУД: развитие этических чувств как регулятора морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания. | Послушайте притчу. (Слайд 6) Притча «Два волка» Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Кто главные герои притчи? C чем сравнивает старик внутренний мир человека? Что представляет собой каждый волк? Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука? Какого волка вы кормите в своей жизни больше? Послушайте очень интересную песню, о двух больных. А потом определите, в каком из них сущность плохого волка, а у кого – хорошего. (Слайд 7 – Аудиозапись «Окно» в исполнении Светланы Копыловой) Лежали в больнице в палате одной Два тяжко больных человека. Один у окошка лежал, а другой – У двери, где не было света. Один постоянно в окошко глядел, Другой - лишь на краску дверную, И тот, что у двери, узнать захотел, Про жизнь за окошком другую. С готовностью первый больной рассказал, Что видно ему из окошка: - Там тихая речка, дощатый причал, И ходит по берегу кошка. По синему небу плывут облака, Причудливые, как зверушки, Сидят на причале там два рыбака, И с внуком гуляет старушка. И так каждый день - то про сказочный лес Рассказывал, то про влюблённых… Другой же сосед перестал даже есть, Считая себя обделённым. Он мучился злобой, и зависть росла, Его постепенно съедая, Не мог он понять, почему же была Тут несправедливость такая. Однажды сосед у окна занемог, Что не было сил разогнуться, Он стал задыхаться и даже не мог До кнопки своей дотянуться. У двери сосед мог на кнопку нажать И вызвать сестру милосердья, Но он не нажал, а остался лежать, Глаза закрывая усердно. Наутро сестра милосердья пришла Постель поменять за покойным, Сосед попросил, и она помогла Занять эту самую койку. Когда ж он в окно, наконец, посмотрел, - На шее задёргалась вена: Увидел он вместо того, что хотел, - Глухую высокую стену. Он был потрясён и сестре рассказал, Про тихую чистую речку, Про сказочный лес, про дощатый причал И небо в кудрявых овечках… -Ах, если б он видел, - сказала сестра, - Всю жизнь он слепым оставался. - Зачем же тогда?..- тут больной прошептал. - Да он вас утешить старался… Как поступил больной, лежащий у стены, когда его соседу стало плохо? Почему он так поступил? Правильно ли он поступил? Как нужно было поступить? Что увидел он, когда занял место у окна? Почему второй больной, да ещё и слепой, рассказывал о великолепных садах, о людях, гуляющих, о животных? Каких «волков» вскормили эти два больных в себе? | Старик и внук. Сравнил с борьбой волков. Волк – добро. Волк – зло. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Но мы всегда можем выбрать, какими нам быть, на что обратить своё внимание и «какого волка кормить». Высказывают своё мнение. Он не стал ему помогать. Потому что он считал, что это несправедливо и завидовал. Высказывают своё мнение. Увидел каменную стену. Утешал больного у выхода. Больной у стенки – зависть, больной у окна – надежду. | 10 мин |
Познавательные УУД: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | На доске пословицы. Подберите подходящие пословицы к теме урока и объясните свой выбор. (Слайд 9) Тому тяжело, кто помнит зло. Воля и труд дивные всходы дают. Добро помни, а зло забывай. Если дружба велика - будет Родина крепка. Без дела жить - только небо коптить. От добра добра не ищут. Молодцы! | Добро помни, а зло забывай, От добра добра не ищут. Тому тяжело, кто помнит зло. | 3 мин |