3. Определение темы и постановка цели (2 мин) | - Посмотрите, я добавила к этим картинам портрет мужчины, кто изображен на портрете? - А кто это? - Как вы думаете, с какой целью я поставила картины о зиме и портрет вместе? - Александр Сергеевич Пушкин писал о зиме, как вы считаете? - Так, значит, чему будет посвящен наш урок сегодня? - Изучать, понятие обширное, что конкретно нужно нам усвоить, знакомясь со стихотворением? - Верно. | - Изображен Александр Пушкин. - Это великий русский писатель, мы знакомились с его творчеством на предыдущих занятиях. - Не знаем. - Конечно, писал. - Мы будем изучать стихотворения Пушкина о зиме. - Нужно выразительно его читать, знать, о чем оно. | - Применяется метод беседы, анализа, формулирование темы урока учащимися. |
5.Тренировка и закрепление изученного материала (26 мин) | - Сегодня мы будем анализировать стихотворение А. С. Пушкина о зиме, откройте учебник на стр. 88, прочитайте заглавие стихотворения, посмотрите на изображения рядом с ним. Какие образы у вас возникли после прочтения заголовка и просмотра картинки? - Какие разные образы вы представили! - Сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно его, слушая, представьте себе картины зимнего утра, таким, каким его увидел поэт? - Каким зимнее утро представляется в стихотворении? - Сейчас, прочитайте стихотворение самостоятельно, про себя, и после прочтения, скажите, значение каких слов вам было не понятно? - Какие слова вам не понятны? - Нега – наслаждение (устар.); Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.); северная Аврора, звезда севера - полярное сияние, северное сияние, наступление утра на севере (изображение северного сияния на слайде); -Вечор – вчера (диал.); мгла – мрак, тьма; нынче – сейчас; лежанка - длинный выступ у печи, у стены для лежания (изображение на слайде). - Не забываем, что стихотворение делится на части – строфы (несколько строк с одним смыслом). Сколько строф в стихотворении? - Какое настроение описано в стихотворении? - От чьего имени ведется повествование? - Герой – единственное действующее лицо? - Кто эта девушка? - Как герой обращается к своей собеседнице? - Найдите строки, подтверждающие ваши слова. - Какие настроения испытывает герой Пушкина? - Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? - Какие строки вам сообщили это настроение? - А какое изобразительно-выразительное средство есть в данных строчках? - Также в этой строфе используется сравнение, найдите эту строку. - Прочтите 3 строфу, какие краски возникают в вашем воображении при чтении? - Подтвердите строками из стихотворения. - Какие яркие краски описаны в этой строфе! - Какое действие происходит в 4 строфе? - Какие согласные помогают передать треск дров в печи? - Как понимаете словосочетание «янтарный блеск»? - Какие события происходят в 5 строфе? - В каких строках об этом говорится? - Ранее в своих ответах вы называли действующего героя стихотворения, помимо героя и его спутницы. - А как в последней строфе взаимодействуют все герои? - Как вы поняли, что природа многогранна, безгранична? - Чему в стихотворении поэт выделил главное значение? Описанию чего? - Какое время суток описывает поэт? - Сейчас, подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Помните про паузы, чтение восклицательных и вопросительных предложений, постарайтесь передать голосом настроение, разноцветные краски, любовь к живому, природе! - Кто готов прочитать выразительно стихотворение? Мы с радостью ждем ваших выступлений! - Вы выразительно и с душой прочитали стихотворение, вы смогли его прочувствовать. Дома, я попрошу вас нарисовать рисунки, в которых будет отражен смысл стихотворения «Зимнее утро». | - Читают заглавие «Зимнее утро», смотрят иллюстрации. - Мы представили раннее, солнечное утро; это выходной день и не нужно в школу идти; мы просыпаемся от того, что луч солнца светит в окно. - Слушают стихотворение. - Солнечное, морозное утро; недавно была темная ночь, а сейчас светлое утро; голубые небеса, небо ясное; за окном солнце и морозец, а дома тепло, уютно. -Читают стихотворение про себя. - Нега, взоры, северная Аврора, звезда севера. - Вечор, мгла, нынче, лежанка. - 5. - Радостное, позитивное, только начало дня еще весь день впереди. - От лица героя - мужчины. - Нет, также природа является важным героем стихотворения. Еще там описана, красива девушка. - Это подруга поэта, его верный друг. - Нежно, с любовью. - «Друг прелестный», «красавица». - Настроения радостного ожидания, бодрости. - Печальным, тревожным. - «Вьюга злилась», «Мгла носилась». - Олицетворение, природа оживает. - «Луна, как бледно пятно». - Голубые, желтые, белые, черные, зеленые. - Голубые («Под голубыми небесами»), желтый («Блестя на солнце») белые («Прозрачный лес», «Блестит»), черные («Чернеет»); зеленые («Ель зеленеет»). - Печка топится, дрова трещат. - Тр, т, ч. - Тёплый, уютный, жёлтый свет. - Герой со своей спутницей отправляются в поездку на лошади. - «Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня». - Да, мы говорили про природу. - Герои путешествуют, наслаждаются природой. Природа показана безграничной, широкой. - «Навестим поля; Леса; И берег, милый для меня». - Описанию природы: неба, Солнца, полей, лесов. - Утро, раннее, солнечное. - Читают стихотворение, готовятся к выразительному чтению. - Несколько учащихся читают выразительно стихотворения. | - Создание образных картин, по заголовку и иллюстрации. - Слушание стихотворения, создание образных картин. - Чтение стихотворения (первичное восприятие). - Работа над лексическим значением слов. - Проверка первичного восприятия: какие чувства, настроения возникли при чтении, доказательство примерами из стихотворения. - Работа над изобразительно-выразительными средствами. - Соотнесение явления природы с красками. - Описание действий, явлений, происходящих в стихотворении, доказательство примерами. |