СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Зимнее утро" А. С. Пушкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  - анализ лирического стихотворения "Зимнее утро" А. С. Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Зимнее утро" А. С. Пушкин»

Конспект урока анализа лирического стихотворения

Тема: Стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина».

Тип урока: Урок открытия нового знания, анализ лирического стихотворения.

Цели урока: Знакомство со стихотворением «Зимнее утро».

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  1. совершенствовать навыки выразительного чтения лирического текста; 

  2. уметь анализировать лирическое стихотворение;

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. уметь ставить и сохранять учебную задачу; 

  2. контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;

Познавательные:

  1. строить логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные

  1. уметь слышать и слушать;

  2. строить речевое высказывание в устной форме;

Личностные:

  1. иметь положительное отношение к школе и к изучаемому предмету;

  2. уметь оценить результат своей учебной деятельности

Оборудование:

УМК «Школа России», «Литературное чтение» под редакцией Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого 3 класс, 1 часть, репродукции картин о зиме, портрет А. С. Пушкина, презентация.

План урока:

  1. Орг. момент (3 мин.)

  2. Актуализация знаний (3 мин.)

  3. Определение темы и постановка цели (2 мин).

  4. Физкультминутка (1 мин.).

  5. Тренировка и закрепление изученного материала (26 мин).

  6. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин).















Ход урока (оформляется в виде таблицы):


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

1.Орг.момент

(3 мин)

- Здравствуйте, ребята, проверьте у себя на столах: учебник по литературному чтению и пенал.

- Каждый день нужно начинать с улыбки, чтобы день прошел в хорошем настроении, улыбнитесь сейчас соседу слева, соседу справа!

- На уроках литературы мы много читаем, и чтобы наш речевой аппарат был готов к такой деятельности, мы выполним следующие упражнения для артикуляции и дыхания: 1 упражнение «губы трубочкой – губы в улыбке» (повторяем несколько раз) и 2 упражнение «барабаны». Плотно сожмите губы, наполните щеки воздухом, легонько постукивайте по щекам ладошкой, как будто играете на барабане. Не выдувайте воздух - для этого нужно напрягать губы. 

- Проверяют наличие литературного чтения, пенала.



- Улыбаются своим одноклассникам.





- Выполняют артикуляционную гимнастику.

- Применяется метод беседы, настрой обучающихся на урок, создание позитивной атмосферы.






- Артикуляционная гимнастика, работа над дикцией направлены на правильное чтение произведения.

2. Актуализация знаний.

(3 мин)

- Посмотрите в окно, какое

время года сейчас?

-Какие картины представляются вашему воображению при слове зима?

- Посмотрите на выставку картин, и насладитесь тем, как свои ощущения от зимы передают художники (картины: Н. Крымова «Зимний пейзаж»; К. Крыжицкого «Лес зимой»; С. Бое «Сказочный пейзаж»).

- Какую зиму изображают художники?


- Это время года способно вдохновить на творчество не только художников.

- Зима.


- Сказка, белый снег, радость, холод, грусть, игра в снежки.


- Рассматривают картины.








- Художники изображают сказочную, нежную, чистую зиму.




- Применяется метод беседы, воссоздание учащимися мысленных картин, размышление о зиме. Знакомство с картинами художников.

3. Определение темы и постановка цели

(2 мин)

- Посмотрите, я добавила к этим картинам портрет мужчины, кто изображен на портрете?

- А кто это?





- Как вы думаете, с какой целью я поставила картины о зиме и портрет вместе?

- Александр Сергеевич Пушкин писал о зиме, как вы считаете?

- Так, значит, чему будет посвящен наш урок сегодня?

- Изучать, понятие обширное, что конкретно нужно нам усвоить, знакомясь со стихотворением?

- Верно.

- Изображен Александр Пушкин.



- Это великий русский писатель, мы знакомились с его творчеством на предыдущих занятиях.

- Не знаем.



- Конечно, писал.



- Мы будем изучать стихотворения Пушкина о зиме.

- Нужно выразительно его читать, знать, о чем оно.

- Применяется метод беседы, анализа, формулирование темы урока учащимися.

4.Физкультминутка (1 мин.).

Сейчас мы проведем физ. минутку:

Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам – Снега хватит нам и вам!

- Выполнение физ. минутки.

- Снятие усталости и напряженности, настрой на продолжение урока.

5.Тренировка и закрепление изученного материала

(26 мин)


- Сегодня мы будем анализировать стихотворение А. С. Пушкина о зиме, откройте учебник на стр. 88, прочитайте заглавие стихотворения, посмотрите на изображения рядом с ним. Какие образы у вас возникли после прочтения заголовка и просмотра картинки?




- Какие разные образы вы представили!

- Сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно его, слушая, представьте себе картины зимнего утра, таким, каким его увидел поэт?

- Каким зимнее утро представляется в стихотворении?






- Сейчас, прочитайте стихотворение самостоятельно, про себя, и после прочтения, скажите, значение каких слов вам было не понятно?

- Какие слова вам не понятны?

- Нега – наслаждение (устар.); Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.); северная Аврора, звезда севера - полярное сияние, северное сияние, наступление утра на севере (изображение северного сияния на слайде);



-Вечор – вчера (диал.); мгла – мрак, тьма; нынче – сейчас; лежанка - длинный выступ у печи, у стены для лежания (изображение на слайде).

- Не забываем, что стихотворение делится на части – строфы (несколько строк с одним смыслом). Сколько строф в стихотворении? 

- Какое настроение описано в стихотворении?



- От чьего имени ведется повествование?

- Герой – единственное действующее лицо?




- Кто эта девушка?


- Как герой обращается к своей собеседнице? 

- Найдите строки, подтверждающие ваши слова.

- Какие настроения испытывает герой Пушкина?

- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? 

- Какие строки вам сообщили это настроение?

- А какое изобразительно-выразительное средство есть в данных строчках?

- Также в этой строфе используется сравнение, найдите эту строку.

- Прочтите 3 строфу, какие краски возникают в вашем воображении при чтении?

- Подтвердите строками из стихотворения.







- Какие яркие краски описаны в этой строфе!

- Какое действие происходит в 4 строфе?

- Какие согласные помогают передать треск дров в печи? 

- Как понимаете словосочетание «янтарный блеск»?

- Какие события происходят в 5 строфе?



- В каких строках об этом говорится?




- Ранее в своих ответах вы называли действующего героя стихотворения, помимо героя и его спутницы.

- А как в последней строфе взаимодействуют все герои?



- Как вы поняли, что природа многогранна, безгранична?


- Чему в стихотворении поэт выделил главное значение? Описанию чего?

- Какое время суток описывает поэт?

- Сейчас, подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Помните про паузы, чтение восклицательных и вопросительных предложений, постарайтесь передать голосом настроение, разноцветные краски, любовь к живому, природе!

- Кто готов прочитать выразительно стихотворение? Мы с радостью ждем ваших выступлений!

- Вы выразительно и с душой прочитали стихотворение, вы смогли его прочувствовать. Дома, я попрошу вас нарисовать рисунки, в которых будет отражен смысл стихотворения «Зимнее утро».

- Читают заглавие «Зимнее утро», смотрят иллюстрации.







- Мы представили раннее, солнечное утро; это выходной день и не нужно в школу идти; мы просыпаемся от того, что луч солнца светит в окно.



- Слушают стихотворение.





- Солнечное, морозное утро; недавно была темная ночь, а сейчас светлое утро; голубые небеса, небо ясное; за окном солнце и морозец, а дома тепло, уютно.

-Читают стихотворение про себя.






- Нега, взоры, северная Аврора, звезда севера.











- Вечор, мгла, нынче, лежанка.











- 5.


- Радостное, позитивное, только начало дня еще весь день впереди.

- От лица героя - мужчины.

- Нет, также природа является важным героем стихотворения. Еще там описана, красива девушка.

- Это подруга поэта, его верный друг.

- Нежно, с любовью.


- «Друг прелестный», «красавица».


- Настроения радостного ожидания, бодрости.

- Печальным, тревожным.



- «Вьюга злилась», «Мгла носилась».

- Олицетворение, природа оживает.


- «Луна, как бледно пятно».


- Голубые, желтые, белые, черные, зеленые.


- Голубые («Под голубыми небесами»), желтый («Блестя на солнце») белые («Прозрачный лес», «Блестит»), черные («Чернеет»); зеленые («Ель зеленеет»).



- Печка топится, дрова трещат.

- Тр, т, ч.



- Тёплый, уютный, жёлтый свет.


- Герой со своей спутницей отправляются в поездку на лошади.

- «Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня».

- Да, мы говорили про природу.




- Герои путешествуют, наслаждаются природой. Природа показана безграничной, широкой.

- «Навестим поля;
Леса;
И берег, милый для меня».

- Описанию природы: неба, Солнца, полей, лесов.


- Утро, раннее, солнечное.

- Читают стихотворение, готовятся к выразительному чтению.








- Несколько учащихся читают выразительно стихотворения.



- Создание образных картин, по заголовку и иллюстрации.















- Слушание стихотворения, создание образных картин.











- Чтение стихотворения (первичное восприятие).






- Работа над лексическим значением слов.






















- Проверка первичного восприятия: какие чувства, настроения возникли при чтении, доказательство примерами из стихотворения.

















- Работа над изобразительно-выразительными средствами.



- Соотнесение явления природы с красками.












- Описание действий, явлений, происходящих в стихотворении, доказательство примерами.






























6.Подведение итогов. Рефлексия.

(5 мин)

- Какой теме был посвящен наш урок?



- Какие герои были в стихотворении?

- Какой природы была описана?


- О чем это стихотворение?

- Спасибо, ребята, за урок, вы прекрасно работали, были активными!

-Анализу стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

- Герой со спутницей и природа.

- Пробуждающейся, солнечной, позитивной, зимней.

- О красоте зимнего утра.

- Подведение итогов урока, применяется метод анализа.