Гроза надвигалась. Все чаще слышались раскаты грома. Нависли над степью тяжелые тучи, опустились низко и обняли ее. Они двигались неторопливо, точно раздумывали, где бы им поудобнее лечь на еще горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, которая предвещала близость дождя. Все растения насторожились: подсолнухи, лопухи, ростки сочной лебеды, которая росла возле дороги. Все птицы, кроме жаворонка, который еще вился в небе и напевал что-то веселое, почуяли запах дождя и умолкли. Дождь уже был близко, уж чувствовалось его дыхание.
И вот разразился ливень. Крупные капли упали на землю, заблестели на листьях, смочили траву. Промокнув насквозь, мы побежали домой, уже не разбирая дороги.
Однородные члены предложения имеют следующие признаки:
- Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос;
- Являются одним и тем же членом предложения;
- Между собой связаны сочинительными союзами, т.е. равноправны и независимы друг от друга;
- Произносятся с интонацией перечисления.
Не являются однородными членами предложения
- Повторяющиеся слова (За теми деревьями леса, леса, леса.)
- Фразеологические обороты ( и день и ночь, и смерть и грех, и стар и млад, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т.п.
Союзы
Соединительные Разделительные
«и это и то» : противительные «или то или это»:
да(=и), и…и , «не то, а это»: или, или…или, либо
ни…ни, также, но, а, да (=но), зато, либо…либо, то…то,
тоже, как…так и, однако не то…не то,
Запомните!
Союзы
Парные (двойные)
Повторяющиеся
и…и, да…да,
ни…ни, или…или,
либо…либо, то…то,
не то…не то
как …так и, хотя и… но,
не столько…сколько,
если не… то, настолько…
на сколько, столько же…
сколько, не так… как,
не только… но и
Например:
- С чужими я либо робел, либо важничал .
- [ либо О, либо О,]
- Я перечитываю для себя эти прекрасные строки и удивляюсь, вспоминая и Пушкина, и Блока, и Бунина. [ и О, и О, и О ]
- Вид проснувшейся реки представляет не только величественное, но и страшное зрелище. [ не только …О, но и О, ]
- В каждом человеке есть сила и слабость, мужество и страх, твердость и неуверенность .
- [ О и О, О и О, О и О ]
Спишите предложения в следующем порядке:
1) с однород. членами, отвечающими на вопросы косвенных падежей,
2) с однород. членами, отвечающими на обстоятельственные вопросы (где? куда? откуда? как?),
3) с однород членами, к которым можно поставить те и другие вопросы. Расставьте запятые.
1) На красноватой траве на былинках на соломинках блестели бесчисленные нити осенних паутин. 2) Песня слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли. 3) Увидел Егорушка равнину холмы лиловую даль. 4) И тихая скромная речка огласилась фырканьем плеском и криком. 5) Егорушка (не) увидел ни Пантелея ни тюка ни себя. 6) В это время что-то посыпалось и застучало по дороге по оглоблям по тюку. 7) Раньше Егорушка (не) видел никогда ни пар...ходов ни лок...мотивов ни широких рек. 8)Раскаленные лучи заливают круглую клумбу с цветами тёмную зелень сирени садовые аллеи. 9). Такая музыка казалась к лицу и погоде и старику и его речам. 10) Надя ходила по саду по улице. Она глядела на дома на серые заборы.
Философская минутка
- Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.
И.А. Гончаров
- Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Ф. Бэкон
Справка
- Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626гг.) – английский философ, родоначальник английского материализма, государственный деятель.
1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
- 1) Цвет топаза и при дневном, и при искусственном освещении остается тем же.
- 2) На экзамене предлагалось прочесть басню, или рассказ.
- 3) Гость недолго гостит, да много видит.
- 4) Подаренная книга оказалась не только интересной, но и полезной
2. Укажите предложение, в котором на месте пропуска надо ставить запятую .
- 1) Хоть и люблю я её очень ( ) но в театр с ней не пойду.
- 2) Казалось, он прошёл и огонь ( ) и воду ( ) и медные трубы.
- 3) Мне нужна одна тетрадь ( ) или две
- 4) Там были розы и георгины ( ) гладиолусы и незабудки.
3. Укажите предложение, в котором надо поставить больше одной запятой.
- 1) Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин.
- 2) Я не то чтобы сердилась на него но не одобряла его поступок.
- 3) Или поезжай туда прямо сейчас или ложись и поспи нормально.
- 4) Ему нравилось гулять по паркам и лесам под дождем или снегом наблюдать за людьми и птицами и природой.
Домашнее задание:
- §
- Напишите сочинение-миниатюру (6—7 предложений) на одну из тем: «На школьной перемене», «Из окна автобуса», используя конструкции с однородными членами.
Комплексное повторение различных видов разбора и правописания суффиксов. Выписать слова с суффиксами, выделить.
Мы произносим: «Человек!», и видится нам за этими словами скромный мужественный, величественный образ.
Мы говорим: «Человек» и представляем крошечное существо, беспомощное, неуклюжее, или маленькую забавную игрушки, изображающую как взрослого, так и ребенка.
Скажем «человечище и гигант не только по росту, но – и это особенно важно – силе мысли, по значению в жизни общества встает за ним.
А есть еще в нашей лексике слово «человечишко», обозначает оно себялюбца, эгоиста, ничтожество в обществе.
- Упражнение 2.Выпишите вначале предложения с однородными членами, не соединенными союзами, затем — с однородными членами, которые соединены союзами. Обозначьте однородные члены буквой о. Поставьте, где нужно, запятые.
1) Звёзды меркнут и гаснут. 2) По з..ркальной воде по кудрям л..зняка от з..ри алый свет разливается. 3) Проснулись утки с шумом и скрылись. 4) Рыбаки в шалаше пробудились сняли сети с шестов вёсла к лодке несут. 5) И ст..ит себе лес улыбается. 6) Вот и солнце вст..ёт из-за пашен бл. хтит за морями ночлег свой покинуло. 7) Зашумела разгулялась в поле непогода. Месяц смотрит сквозь сетку ветвей зажигает росу на траве.