СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Знакомство с глаголом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Знакомство с глаголом"»

азделите слова на 2 группы.

(слайд 3 )

А что такое имя существительное?

Что нам известно об имени

существительном?

(слайд 4 )

Давайте дадим характеристику

каждому имени существительному по

плану:

1. одушевлённое - неодушевлённое

2. собственное – нарицательное

3. стоит в единственном или во

множественном числе

азделите слова на 2 группы.

(слайд 3 )

А что такое имя существительное?

Что нам известно об имени

существительном?

(слайд 4 )

Давайте дадим характеристику

каждому имени существительному по

плану:

1. одушевлённое - неодушевлённое

2. собственное – нарицательное

3. стоит в единственном или во

множественном числе

А что такое имя существительное?

Что нам известно об имени

существительном?

(слайд 4 )

Давайте дадим характеристику

каждому имени существительному по

плану:

1. одушевлённое - неодушевлённое

2. собственное – нарицательное

3. стоит в единственном или во

множественном числе

ФРАГМЕНТ УРОКА «Знакомство с глаголом. Спряжение»

Ребята, слово лететь, можно назвать существительным? НЕТ

- Почему?

- А какая это часть речи?

- На какой вопрос отвечает?

- Что обозначает?

- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?

- Зачем они нам нужны?

Оживите текст

Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.

- О чём будем говорить на уроке? (О глаголах)

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. А почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать

Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.

(Мальчик моет посуду.)

-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)

-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)



Как  распознать глаголы в речи?  

- Давайте составим алгоритм.

1. Поставить к слову вопрос

2. Узнать, что оно обозначает

3.Определить часть речи



Самостоятельная работа.

На экране текст: - Вот проснулась пчёлка от своего зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подруг.

- Назовите глаголы, докажите.

Найдите в каждой строчке лишнее слово, определите его часть речи и подпишите. 
1)Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.

- Как вы находили лишнее слово?

- Проверим свою работу (Самоконтроль)



Давайе узнаем, что же такое спряжение?


- Рассмотрите таблицу «Личные окончания глаголов».

ед. ч.

1 лицо я пеку лежу

лицо ты печёшь лежишь

лицо он печёт лежит


 мн. ч

1 лицо мы печём лежим

2 лицо вы печёте лежите

3 лицо они пекут лежат


- Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?

Д. – У глаголов одного лица окончания разные.

- Хорошо если окончание ударное, тогда нет сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?

Д. – 1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут.

2 группа - глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат.

- Молодцы, ребята, это правильно

Итак, вот правило, которым вы будете пользоваться, определяя спряжение глаголов:

  • Если у глагола личные окончания

-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),

то это глаголы 1 спряжения.

  • Если у глагола личные окончания

-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),

то это глаголы 2 спряжения.



- А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание.

Запишите глаголы в два столбика:

  1. глаголы 1-го спряжения

  2. глаголы 2-го спряжения


Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим.


- Работать будем с комментированием.

Дети комментируют: ведём – окончание –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.



Самостоятельная работа для закрепления темы.

- А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа.

Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.

Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)

ползти -

молчать -

нести -

кричать –

лечь –

Самопроверка работ.