азделите слова на 2 группы.
(слайд 3 )
А что такое имя существительное?
Что нам известно об имени
существительном?
(слайд 4 )
Давайте дадим характеристику
каждому имени существительному по
плану:
1. одушевлённое - неодушевлённое
2. собственное – нарицательное
3. стоит в единственном или во
множественном числе
азделите слова на 2 группы.
(слайд 3 )
А что такое имя существительное?
Что нам известно об имени
существительном?
(слайд 4 )
Давайте дадим характеристику
каждому имени существительному по
плану:
1. одушевлённое - неодушевлённое
2. собственное – нарицательное
3. стоит в единственном или во
множественном числе
А что такое имя существительное?
Что нам известно об имени
существительном?
(слайд 4 )
Давайте дадим характеристику
каждому имени существительному по
плану:
1. одушевлённое - неодушевлённое
2. собственное – нарицательное
3. стоит в единственном или во
множественном числе
ФРАГМЕНТ УРОКА «Знакомство с глаголом. Спряжение»
Ребята, слово лететь, можно назвать существительным? НЕТ
- Почему?
- А какая это часть речи?
- На какой вопрос отвечает?
- Что обозначает?
- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?
- Зачем они нам нужны?
Оживите текст
Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.
- О чём будем говорить на уроке? (О глаголах)
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. А почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать
Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены предложения.
(Мальчик моет посуду.)
-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)
-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)
Как распознать глаголы в речи?
- Давайте составим алгоритм.
1. Поставить к слову вопрос
2. Узнать, что оно обозначает
3.Определить часть речи
Самостоятельная работа.
На экране текст: - Вот проснулась пчёлка от своего зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подруг.
- Назовите глаголы, докажите.
Найдите в каждой строчке лишнее слово, определите его часть речи и подпишите.
1)Берёза, пчела, лёгкий, малина. 2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
- Проверим свою работу (Самоконтроль)
Давайе узнаем, что же такое спряжение?
- Рассмотрите таблицу «Личные окончания глаголов».
ед. ч.
1 лицо я пеку лежу
2 лицо ты печёшь лежишь
3 лицо он печёт лежит
мн. ч
1 лицо мы печём лежим
2 лицо вы печёте лежите
3 лицо они пекут лежат
- Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?
Д. – У глаголов одного лица окончания разные.
- Хорошо если окончание ударное, тогда нет сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?
Д. – 1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут.
2 группа - глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат.
- Молодцы, ребята, это правильно
Итак, вот правило, которым вы будете пользоваться, определяя спряжение глаголов:
-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),
то это глаголы 1 спряжения.
-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),
то это глаголы 2 спряжения.
- А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание.
Запишите глаголы в два столбика:
глаголы 1-го спряжения
глаголы 2-го спряжения
Ведём, говорят, смотрят, молчат, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, уважают, слушаешь, изучим.
- Работать будем с комментированием.
Дети комментируют: ведём – окончание –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.
Самостоятельная работа для закрепления темы.
- А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа.
Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.
Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)
ползти -
молчать -
нести -
кричать –
лечь –
Самопроверка работ.