«Зрительный анализатор».
Цель: изучить особенности строения и работы зрительного анализатора.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности.
Метапредметные: познавательные: владеть приемами работы с информацией: осуществлять поиск, отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему; подводить итог работы, формулировать выводы; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями, участвовать в дискуссии; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; выполнять лабораторную работу; формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно.
Предметные: должны уметь давать определения понятиям темы; называть особенности строения органов чувств, заболевания, связанные с нарушением их работы; объяснять результаты наблюдений; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями анализатора; оценивать воздействие факторов риска для здоровья; влияние собственных поступков на здоровье; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, а также вредных привычек; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.
Используемые средства: проектор, экран, компьютер; разборная модель глаза; плакат «Зрительный анализатор», модель черепа, бюст первобытного человека.
Основные технологии, методы и способы: ИКТ-технология, проблемная технология, исследовательская деятельность, интеграция знаний.
Ход урока.
I.Организационный момент (приветствие, беседа с дежурным)
II. Проверка домашнего задания.
Карточки с контуром больших полушарий. Учащимся необходимо обозначить доли и зоны.
III. Актуализация знаний:
На подносе у меня лежит набор предметов (чеснок, мандарин, ложечка с сахаром, конфета в коробочке). Давайте исследуем их. Для этого я приглашаю ко мне 1 человека (завязываем глаза и определяем что это такое).
С помощью чего вы это сделали?
Учащиеся называют органы зрения, обоняния, вкуса, осязания. Звучит красивая музыка (Чайковский “Вальс цветов”). Назовите, с помощью чего мы слышим эту музыку.
Попробуйте сформулировать тему. Учащиеся называют “Органы чувств человека”.
“В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств” (Аристотель) Почему?
(головной мозг анализирует полученную информацию от органов чувств)
Учитель сообщает: понятие “органы чувств” в значительной степени условно. Для возникновения чувства необходимы не только эти органы. Любой из органов чувств представляет собой лишь отдел анализатора.
III. Изучение нового материала.
1) Записать на доске тему «Анализаторы».
Учебник, с. 76 – найти определение «анализатор». Записать в рабочую тетрадь, № 62
Учитель: давайте вспомним, из каких частей состоит любой анализатор
Ученики: А. Периферический отдел - рецептор
Б. Проводниковый отдел - нервные пути
В. Обрабатывающий, центральный отдел – мозг.
Сделать запись в рабочую тетрадь, № 63
2) Ребята, я Вас прошу плотно сомкнуть веки и не открывать их пока не попрошу об этом.
Представьте себе на несколько секунд, что Вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить в этой черной бездне?
Как объяснить слепому,
Слепому как ночь,
С рожденья
Буйство весенних красок
Радуги наважденье. Ю. Друнина.
О каком анализаторе пойдет речь сегодня на уроке?
Записать тему урока «Зрительный анализатор».
Зрительный анализатор - главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза - более точные свидетели чем уши». Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. Согласно трехкомпонентной теории цвета М. В. Ломоносова, в глазу имеются три вида приемников лучистой энергии (колбочек), воспринимающих соответственно красную (длинноволновую), желтую (средневолновую) и голубую (коротковолновую) части видимого спектра.
Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга.
Рецепторным органом является глаз.
Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение.
3) Опираясь на знания прошлых лет, я предлагаю вспомнить и проследить эволюцию органа зрения.
(Работа с презентацией «Эволюция органа зрения»: учащиеся из курса зоологии вспоминают световосприятие у различных животных; учитель в ходе беседы корректирует и дополняет знания об органах зрения)
1. У простейших – фоточувствительны глазок (эвглена зелёная) – скопление пигмента, которое воспринимает разный уровень освещённости.
2. Кишечнополостные (пресноводный полип гидра) имеют диффузное нервное образование, чувствительное к прикосновению, химическим веществам, свету. А у некоторых медуз есть сложно устроенные глазные ямки с пигментами и веществом, имеющим вид оптической линзы – прообраза хрусталика.
3. У червей (дождевой червь), как правило, глаз пока ещё нет; по всей поверхности тела разбросаны фоторецепторные клетки.
4. Заслуживают внимания органы зрения у головоногих моллюсков (осьминог). Они имеют вид пузырей с оболочками, на внутренней стороне которых располагаются светочувствительные клетки. Глаз у них снабжён светопреломляющими средами: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом.
5. У членистоногих (пчела) глаза фасеточного типа, изображение в одну картину складывается по типу «мозаики».
Так, постепенно, природа пришла к более совершенному органу зрения позвоночных животных, а конкретно человек имеет зрительный анализатор более сложно устроенного и совершенного типа.
4). Строение зрительного анализатора.
На демонстрационном столе разборная модель глаза, на доске плакат «Зрительный анализатор»,
Учитель: итак, решаем проблему урока - как же устроен человеческий глаз?
1 - какую форму имеет глаз?
Ученики - форму шара. Учитель - совершенную природную геометрическую фигуру. Поэтому его называют «глазным яблоком».
2 - Где располагается глазное яблоко?
Ученики – на лицевой части черепа в полости глазного углубления – глазнице.
Учитель: Диаметр его 25мм, масса 7,58мг.
Сделаем записи в карточку.
На доске под темой орган зрения стрелкой указать «глазное яблоко».
Помимо глазного яблока в состав зрительного анализатора входит с. 78, вспомогательный аппарат. Дописать под другой стрелкой. Дети в карточке.
Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат.
Что представляет собой вспомогательный аппарат. Прослушать диск. Заполнить схему в карточке.
Вспомогательный аппарат: брови, веки, ресницы (80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные сосуды.
Более 180 лет назад Н.М. Карамзин ввел в русский язык букву ё, и первое слово, в котором он использовал ее, было “слёзы”. В Саратове установлен памятник этой букве.
5). ФИЗМИНУТКА
1. Учитель дает энергичную команду: “Потянитесь, сядьте прямо! Сплетите кольца рук перед собой. Выверните кисти рук ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки”. Повторить 2 раза.
2. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза
6). -Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?- по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника.
Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки.
Оболочки:
наружная - фиброзная; средняя - сосудистая; внутренняя - сетчатка.
Фиброзная оболочка = склера (белочная оболочка) + роговица (прозрачна, выпукло – вогнутая линза).
Сосудистая оболочка = радужка с пигментом (зрачок, рефлекторно меняет размер) + большое количество сосудов .
За зрачком располагается двояковыпуклая линза – хрусталик (двояковыпуклая линза, собирает исходящие от предметов лучи, преломляет их; благодаря эластичному волокнистому содержимому она способная менять свою кривизну (аккомодация)).
Сетчатка = палочки (30 млн) + колбочки.
Палочки и колбочки - рецепторы глаза. Палочки способны различать предметы в сумерках; колбочки - реагировать на цвета.
Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек (напротив зрачка) - желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого выходит зрительный нерв, - слепое пятно (нет рецепторов).
Опыт №6 Обнаружение «слепого пятна».
Ход: Перед вами находится листы бумаги с красным и зеленым кружками. Отвезите этот лист на расстояние вытянутой руки, закройте левый глаз и смотрите на зеленый кружок. Медленно подведите страницу к лицу, пока красный кружок не исчезнет. Значит, его изображение попало как раз на ту точку, где к задней стенке глаза прикреплен зрительный нерв. Это и есть «слепое пятно» сетчатки глаза
Вывод: Место выхода зрительного нерва из глаза называется слепым пятном, т.к. здесь нет зрительных рецепторов.
Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом. Тест на диске, № 65 в рабочей тетради.
7). Первичное закрепление знаний.
Из перечня выберите ответы на вопросы.
Хрусталик
Сетчатка
Рецептор
Зрачок
Стекловидное тело
Зрительный нерв
Белочная оболочка и роговица
Радужная оболочка
Сосудистая оболочка
Зрительная зона коры мозга
Вопросы:
1.Три части зрительного анализатора (3,6,10)
2. Воспринимает зрительные раздражения (3)
3. Проводит возбуждение в мозг(6)
4. Преломляет лучи(1)
5.Состоит из светочувствительных клеток – палочек и колбочек(2)
6.Меняет свою кривизну(1)
7. Защитные оболочки глаза (7,8)
8. Место образования изображения предмета (2)
9. Отверстие в радужной оболочке (4)
10. Питающий слой глаза(9)
Задание В
Оптическая система глаза состоит из
Хрусталика
Стекловидного тела
Зрительного нерва
Желтого пятна сетчатки
Роговицы
Белочной оболочки
Ответ: 125
Установите соответствие между оболочками глаза и их функциями.
Функции | Оболочки глаза |
А) содержит фоторецепторы | 1) белочная |
Б) Защищает от повреждений и проникновения микробов | 2) сосудистая |
В) снабжает глазное яблоко кровью | 3) сетчатка |
Г) пропускает световые лучи через прозрачную часть - роговицу | |
Д) передает возбуждение, возникшее под действием света на зрительный нерв | |
Ответ:
Объяснить с биологической точки зрения поговорку: «В темноте все кошки серы».
Правила гигиены органа зрения:
Не трогай глаза грязными руками.
Остерегайся острых предметов.
Не наклоняй голову близко к книге, расстояние должно быть около 30 сантиметров.
Не читай в транспорте.
Не читай лежа.
Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером.
Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек.
Выполняй упражнения для отдыха глаз.
- Глаза всегда нежнее, чем сердце.
- М. Горький во время болезни пришлось несколько дней ходить с повязкой на глазах. О своем состоянии он писал так: Ничего не может обиднее, чем потерять зрение- это невыразимая обида, она отнимает у человека 9/10 мира.
-Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
- В. Гюго сказал о том, что "глаза – зеркало души”, именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.
Говорят “Хранить как зеницу ока”
Вот и заканчивается наше путешествие на очередной остров загадочной страны анатомии. Впереди у вас, ребята, долгая, интересная жизнь, и я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже.
8). Подведение итогов.
9). Задание на дом :
Послушайте советы Григория Остера
Если умным, как «ботаник», захотелось тебе стать,
То советую, дружище, книжек вовсе не читать!
У компьютера часами день и ночь сиди, сиди!
На экране монитора ничего не пропусти!
А потом бегом, вприпрыжку, к телевизору лети,
И в экран его холодный, не дыша, смотри, смотри!
Ну а если все ж за книгой вдруг потянется рука,
Ты читай ее в потемках! Напрягай свои глаза!
И тогда уже конкретно скажут все: «Смотрите, ах!
Этот мальчик, видно, умный, ходит он уже в очках!»
4 . Итоги урока. Рефлексия.
Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет.
Системы | Придатки и части глаза | Строение | Функции |
Вспомогательные | Брови | Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза | Отводят пот со лба |
Веки | Кожные мышечные складки с ресницами | Защищают глаз от световых лучей, пыли, пересыхания |
Слезный аппарат | Слезная железа и выводящие пути | Слезы смачивают, очищают, предохраняют от инфекции глаз |
Оболочки глазного яблока | Белочная | Наружная, плотная оболочка. | Защита глаза от механического и химического воздействия. |
Сосудистая | Срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами | Питание глаза |
Сетчатка | Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов – палочек и колбочек | Восприятие света, преобразование в электрический импульс. |
Оптическая | Роговица | Прозрачная передняя часть белочной оболочки | Преломляет лучи света |
Водянистая влага | Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей | Пропускает лучи света |
Радужная оболочка (радужка) | Передняя часть сосудистой оболочки | Содержит пигменты придающий цвет глазу |
Зрачок | Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцей | Регулирует количество света, расширяясь и сужаясь |
Хрусталик | Двояковыпуклая прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей | Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией |
Стекловидное тело | Прозрачное тело в состоянии коллоида | Заполняет глазное яблоко ,пропускает лучи света |
Световоспринимающая (зрительный анализатор) | Фоторецепторы (нейроны) | В сетчатке в форме палочек и колбочек | Палочки воспринимают сумеречный свет, колбочки – цвет (цветовое излучение) |
Зрительный нерв | Нервные окончания начинаются от рецепторов сетчатки, соединяются в центростремительный нейрон, идущий в зрительную зону коры | Воспринимает возбуждение рецепторных клеток и пере дает в зрительную зону коры головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирования зрительных образов |
Приложение 1.
Рис.1.
Рассмотри рисунок 1. Сравни его с рис. 102 в учебнике. Подпиши названия частей глаза.
Строение глаза
Строение глаза
Системы | Придатки и части глаза | Строение | Функции |
Вспомогательные | Брови | | |
Веки | | |
Слезный аппарат | | |
Оболочки глазного яблока | Белочная | | |
Сосудистая | | |
Сетчатка | | |
Оптическая | Роговица | | |
Водянистая влага | | |
Радужная оболочка (радужка) | | |
Зрачок | | |
Хрусталик | | |
Стекловидное тело | | |
Световоспринимающая (зрительный анализатор) | Фоторецепторы (нейроны) | | |
Зрительный нерв | | |