СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Звуки [й] [а], буква Я я

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок обученияграмоте был проведён по УМК "ШколаРоссии"(Горецкий В.Г., Кирюшкин В. А).   Цель: познакомить учащихся с гласной буквой Я я, продолжать учить характеризовать звуки, раскрыть роль буквы Я - показателя мягкости согласных звуков, совершенствовать навык чтения. К уроку прилагается презентация. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Звуки [й] [а], буква Я я»

Тема: Гласная буква Я я

Цели: познакомить учащихся с гласной буквой Я я; учить характеризовать звуки, раскрыть роль

буквы Я – показателя мягкости согласных звуков; совершенствовать навыки чтения, развивать

фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание, память.

Формируемые УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.

Ход урока

Оргмомент.

– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.

Актуализация знаний.  

Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд

С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)

А что мы произносили? (звуки)

Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)

На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные)

Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?

А какая буква при произношении обозначает сразу 2 звука? Всегда ли она обозначает два звука? А когда?

Как вы думаете, есть в русском языке ещё такие гласные буквы, которые обозначают сразу 2 звука? Сегодня и узнаем.

Итак, назовите только согласные буквы слова Россия. («эр» «эс» «эс»)

Назовите гласные буквы этого слова. (о и)

Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги)

Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, подружкой буквы Е, и её звуками 

слайд – Это буква Я. Буква Я – буква хитрая.

Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки и до столицы. Как она называется? (Москва)

В России очень ценятся яблоневые сады. Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем сажать яблоньки. Помогать нам в этом будет девочка Рая.

За правильные ответы вы будете получать яблочки.

Открытие нового знания.

Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом

На какой вопрос нам надо ответить?

К какой группе букв относится буква Я?

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки) 

Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

Тянется? (да) Значит, какая это буква? (гласная)

Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согл.)

Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

Положите перед собой звуковку буквы Я.

Обведём контур звуковки красным цветом 

Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

Сколько звуков слышим? (два)

Какие? ([й`а])

Впечатайте первый звук буквы слева . ([й`]) – Произнесите его. – Какой он? согл, мягк.

Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

Впечатайте второй звук буквы. ([а]) – Произнесите его. – Какой он? (гласный)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Итак, давайте подведём итог.

Какая это буква? (гласная) Сколько звуков у буквы Я? (два) Какие? ([й`а])

Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

Открываем второй секрет буквы Я. слайд: девочка со 2 вопросом

На какой вопрос нам надо ответить?

В каких случаях буква Я обозначает два звука?

(Читаем схему слова «яблоки», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящей в начале слова; делаем звукобуквенный анализ слова «Рая», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящую после гласного)

Чтение схемы к слову «яблоки»

Положите перед собой карточку №1. слайд

Прочитайте верхнее слово. (яблоки) – Давайте прочитаем схему к этому слову.

Сколько в слове слогов? ( яб-ло-ки – 3 слога)

Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

Каким гласным образован этот слог? ([а]) – Впечатайте звук в схему.

Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`]) – Какой он? (согласный, мягкий)

Впечатайте звук в схему.

Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

Назовите 2 слог. ([лоооо]) – Какой гласной образован? ([о])

Какой согласный стоит перед ним? ([л])

Назовите 3 слог? ([кииии] Какой гласной образован ? ([и])

Какой согласный стоит перед ним? ([к`])

Какой слог ударный? (первый)

Назовите два звука первого слияния. ([й`а])

Какой буквой мы их обозначим? (я)

Напечатайте букву я над слиянием.

Посмотрите на слово. Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)

Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.

Значит мы не до конца ответили на вопрос.

Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски)

Положите перед собой карточку №2. слайд

Прочитайте слово. Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.

Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога)

Назовите 1 слог. ([рааа]) – Каким гласным образован слог? ([а])

Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)

Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])

Какой он? (твёрдый) – Почему? ([а] обозначает его твёрдость – раскрашиваем)  

Назовите 2 слог. ([й`аааа]) – Каким гласным образовании слог? ([а])

Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем) Впечатайте звук в схему.

Назовите согласный перед ним. ([й`]) – Какой он? (мягкий – раскрашиваем)

Впечатайте звук в схему.

Какой слог ударный? (первый)

Назовите звуки второго слияния. ([й`а]) – Какой буквой мы их обозначим? (я)

Напечатайте букву я над слиянием.

Посмотрите на слово. – Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)

Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире. Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

Открываем третий секрет буквы Я. слайд: девочка с 3 вопросом

На какой вопрос нам надо ответить?

Какую работу выполняет буква Я в слиянии?

(Сравниваем схему слова «яблоки» со схемой слова «яблоня», впечатываем звуки буквы Я в начале слова и в слиянии, обозначаем звуки буквой, наблюдаем над буквой я в слияниях)

Чтение схемы слова «яблоня»

Положите перед собой карточку №1. Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня)

Сравните схемы слов. (они одинаковые)

Чем отличаются слова? (буквами)

Что поменялось? (слияние –ки на –ня)

Произнесите последний слог и послушайте его.

Каким гласным образован? ([а]) – Впечатайте звук в схему.

Какой буквой обозначен звук? (я)

Какой звук стоит перед гласным звуком? ([н`])

Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?

Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.

Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)

Чтение слогов-слияний с буквой Я

Посмотрите на экран. слайд со слияниями

Прочитайте слияния и ответьте, как читаются согласные в слиянии с буквой Я?

Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

Открываем четвёртый вопрос. слайд: девочка с 4 вопросом

Обобщите, что вы знаете о букве Я?

(Обобщаем по трём предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)

Первичное закрепление.

Найдите текст в учебнике с 111. Давайте его прочитаем

найдите слова с буквой я

подумайте и обсудите в парах, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1

прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука

прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии

Итог урока

с какой буквой познакомились?

прочитайте вывод урока в учебнике. Его надо выучить дома

кому сегодня было сложно? У кого всё получилось? Кому было интересно?

Вы сегодня все молодцы, спасибо за урок!