Деятельностный 20 минут | Н -Посмотрите, ребята, кто-то нам отправил стрелу с письмом. Кто же мог ее нам послать? Какую русскую народную сказку про лягушку вы знаете? Как звали царевича из этой сказки? (СЛАЙД 4) Правильно, прислал нам ее Иван Царевич. Вы знаете, из какой сказки этот герой? Давайте посмотрим, что же он нам написал в письме: (СЛАЙД 5) «В некотором царстве, в тридесятом государстве жил я - Иван-Царевич, и была у меня жена Василиса Прекрасная. Она была очень красивая, мудрая, а также хорошая рукодельница. (ЩЁЛК) Однажды налетел сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч (СЛАЙД 6) и унес Василису в царство Кощея Бессмертного. Погоревал, погоревал, да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу». (СЛАЙД 7) Трудно ему будет в дороге, разные препятствия его ждут, но должен он освободить Василису из рук Кощея. К - Хотите помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем Бессмертным? Но ведь нас ждут трудности и испытания. Вам не страшно? Хорошо, тогда собираемся в путь. Для того, чтобы отправиться в путешествие и справиться со всеми трудностями, нам нужно вспомнить, как обычно начинаются и заканчиваются сказки. Н - Какими словами начинается сказка? К - Какими словами она заканчивается? Н -Молодцы, ребята! Мы можем отправляться в путь. У каждого героя есть свой волшебный помощник. Чтобы узнать, какой помощник у нашего героя, вам нужно разгадать зашифрованное слово. Давайте его узнаем. (СЛАЙД 8) Подсказка - под каждой буквой есть цифра. Если все цифры расставить по порядку, то вы отгадаете слово. (ЩЁЛК) Волшебный помощник нашего героя – дружба. (СЛАЙД 9) К - Мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй». (СЛАЙД 10) Н -Долго ли, коротко ли шёл Иван – царевич и вышел на развилку двух дорог. Какую же нужно выбрать дорогу, чтобы и Василису выручить, и живым остаться? К -Определить правильную дорогу нам поможет сказочный герой. Какой? Вы узнаете, если правильно отгадаете загадку. Много бед таят леса. Волк, медведь там и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги... Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? (СЛАЙД 11) Н -Правильно, это Зайка. Давайте вежливо попросим его о помощи, по какой дорожке путь держать. Кто хочет попросить? (ЩЁЛК) Зайка обязательно поможет нам, но просит и нас помочь ему. Давайте выручим зайчика. Кто умеет читать? Прочитай. Что нужно нам сделать? К -Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, и делить сказки на группы. Подсказка: эти загадки о русских народных сказках. Но для начала нам нужно вспомнить, какие есть группы сказок. Есть 3 группы сказок: бытовые, волшебные и про животных. -Как вы думаете, в чём особенность волшебных сказок? - волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой, а помогают им в этом волшебные помощники. Н -В чём особенность сказок о животных? - сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. -Что вы можете сказать о бытовых сказках? - бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Герои побеждают благодаря находчивости, уму и смелости. К -Слушайте внимательно загадки. (СЛАЙД 12) -По тропинке он катился, Своей хитростью хвалился, Да попался на носок. Ам, и съеден… Н -Он не низок, не высок, В нем для всех есть уголок. А медведю нет местечка Ни в прихожей, ни у печки, В спальне тоже тесновато. Убирайся, косолапый! Но на крышу он полез, Задрожал зелёный лес. Все пустились наутёк, Поломался… К -Она по ягоды пошла, Да на домик набрела, Дом под старою сосной. В доме жил медведь большой. Заболела б от тоски, Да спасли…пирожки. Н -Из крупы или зерна Сварит повар каждый, А солдат из топора Даже сварит … . К - Парень по воду побрёл, В проруби её нашел. Чудеса теперь кругом: Вёдра прискакали в дом. Берегите, братцы, ноги: Едет печка по дороге! Всё по его хотению… Н -Жизнь её не весела: На болоте век жила. Прилетела к ней стрела, Но Иванушка пришел, Со стрелой её нашел. К -Сейчас нам нужно эти сказки разделить на группы. Посмотрите на экран и скажите, в каком столбике примеры волшебных сказок? В каком – бытовых? В каком о животных? Проверим себя. -Вот и до нужной сказки добрались! Зайка указал нам нужную дорогу. Для того, чтобы продолжить наше путешествие, нужно немного отдохнуть: размять ручки и пальчики, дать отдохнуть глазкам. Вам поочередно нужно загибать пальчики и на последнюю строчку хлопать в ладоши. Будем пальчики считать, Будем сказки называть «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» – румяный бок. Есть «Снегурочка» – краса, «Три медведя», «Волк – Лиса». Не забудем «Сивку-Бурку», Нашу вещую каурку. Про «Жар-птицу» сказку знаем, «Репку» мы не забываем Знаем «Волка и козлят». Этим сказкам каждый рад. Н -Зайка говорит, что путь дальше пойдет через дремучий сказочный лес. Как вы думаете, почему он называется дремучим? Все готовы продолжить путь? Тогда продолжаем. (СЛАЙД 13) -Вот мы и пришли в сказочный лес, в котором нас ждут удивительные встречи и еще больше опасностей. С кем мы сейчас встретимся, вы узнаете, если отгадаете загадку. Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост - ее краса. Этот зверь лесной… (СЛАЙД 14) К -Верно, это хитрая Лисичка, она в лесу живет, все знает. Она нам записку передала. Послушайте, что тут написано: Я в лесу живу – лиса, Распрекрасная краса. Просто так вы не пройдете Пока загадки не прочтете. Скажите, о какой сказке идёт речь, и получите вторую подсказку. (СЛАЙД 15) Н -Снова нам пригодятся ваши знания сказок, ребята. Давайте думать все вместе, дружно. 1. В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли. 2. Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ. 3. Сяду на пенёк, съем пирожок. 4. Не пей из копытца, козлёночком станешь. 5. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. К -Верно! Вот и вторая подсказка. «Я знаю самый короткий путь к избушке Бабы Яги, и он вам поможет найти Кощеево царство. Избушка Бабы Яги находится не далеко. А чтобы быстрее пройти к ней, вот вам «лисья» подсказка. Но сначала разомните ваши глазки, чтобы не пропустить эту избушку…» Н - Ребята, лисичка права, нужно подготовить ваши глазки. Повторяйте за нами: Открываем глазки – раз, А зажмуриваем – два. Раз, два, три, четыре, Раскрываем глазки шире А теперь опять сомкнули, разомкнули. - Теперь дорогу мы знаем, и пора отправляться в путь. Мы должны дойти к избушке Бабы Яги. У нас остается самый трудный участок дороги, поэтому мы должны немного отдохнуть и сделать небольшие зарядку для того, чтобы у нас прибавилось сил, и мы могли справиться с Кощеем Бессмертным. Повторяйте за мной: Раз, два, три, четыре, Раз, два, три, четыре, Руки на пояс, ноги шире, Наклонились взад – вперёд, Снова вместе – взад-вперёд. Повтори ещё разок! К -Все готовы, садимся. Сейчас вам нужно будет найти избушку бабы Яги. Вам поможет ваш сосед по парте. Сейчас я раздам вам лабиринты, и можете начинать. На работу у вас 1 минута. (СЛАЙД 16) Н -Внимание! Мы подходим к избушке Бабы Яги. Ребята, а Баба Яга какая? Соблюдайте осторожность, ведь мы не знаем, добрая Яга или злая. Она нам тоже записку передала. «Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки. Я давно вас поджидаю И куда пойдете, знаю Помогу я вам друзья Но послушайте меня Вы задания разгадайте и со мною поиграйте» (СЛАЙД 17) К -Баба Яга дала нам задание «Доскажите имена сказочных героев» (на доске). Кощей - …, Братец - …, Иван - …, Змей - … Сестрица - …, Василиса - …, Царевна-… Постарались вы на славу Получайте все награду! Как вам дальше быть скажу И дорогу покажу: Вы по классу походите, Красный вы конверт найдите. В том конверте письмецо Куда идти - подскажет вам оно! Н -Что там написано в письме? О чём эта загадка? Много серебра и злата В сундуках своих он прятал. В мрачном он дворце живет И чужих невест крадет. -В чьё царство нам нужно сейчас отправиться? | Иван Царевич Царевна-лягушка. Иван Царевич. Царевна Лягушка Слушают послание, которое читает ведущий. Слушают ведущих, вступают в диалог. Да Нет Жили - были дед и баба... Жили - были старик со старухой... В некотором царстве, в некотором государстве... Много-много лет назад... Жил-был принц... Давным-давно... ...и жили они вместе долго и счастливо! .. ни в сказке сказать, ни пером описать! .. тут и сказке конец, а кто слушал молодец! ..с тех пор жили они долго и счастливо! Получилось слово «Дружба». Смотрят на экран, слушают ведущих, отгадывают загадку: «Зайка». Зайка, помоги нам, пожалуйста. Скажи, пожалуйста, какую дорогу нужно выбрать? Нам нужна твоя помощь. Нужно отгадать загадки зайки, поиграть с ним. . Дети высказывают предположения. «Колобок» «Теремок» «Маша и медведь» «Каша из топора» «По щучьему велению» «Царевна-лягушка» Волшебные – в 3, бытовые – во 2, о животных – в 1. Выполняют пальчиковую гимнастику – на каждое название сказки загибать палец, на последнюю строчку хлопать 3 раза. Отвечают: «Потому что он густой, тёмный, труднопроходимый». Да Лиса. «Три медведя» «Репка» «Маша и медведь» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Колобок» Выполняют гимнастику для глаз: Открывают глаза, Зажмуривают глаза, Моргают, Открывают глаза, Зажмуривают глаза, открывают. Выполняют физминутку: Сгибают, разгибают локти, Сгибают, разгибают локти, Поставили руки на пояс, расставили ноги, Выполняют наклоны. Находят избушку бабы Яги, пройдя лабиринт. Говорят разные ответы: «Мы не знаем». Бессмертный Иванушка Царевич Горыныч Алёнушка Премудрая Лягушка Находят конверт, в нем загадка про Кощея В царство Кощея. | Методы убеждений (диалог, рассказ, инструктаж) Методы упражнений (показ примера, создание ситуации успеха) Методы оценки и самооценки (поощрение) |