СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного мероприятия в форме круглого стола:

СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. НАНЕТТИ «МОЙ ДЕДУШКА БЫЛ ВИШНЕЙ»

(8-9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия по литературе»

Конспект внеклассного мероприятия в форме круглого стола:

СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. НАНЕТТИ «МОЙ ДЕДУШКА БЫЛ ВИШНЕЙ»

(8-9 класс)

(Учащимся заранее следует прочитать данное произведение А. Нанетти для обсуждения. В качестве примера для сравнительного анализа предлагается включить в круглый стол повесть-сказку «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери)

Сведения об авторе:

Анджела Нанетти – итальянская писательница. Родилась 8 ноября 1942 в Будрио (Италия). Там она окончила школу и поступила в университет, где изучала средневековую историю. Потом она переехала в Пескару и работала там учителем в старших классах, где активно занималась исследованиями, а также принимала участие в различных экспериментальных программах. В середине 80-х сотрудничала с Институтом итальянской энциклопедии при создании антологии для подростков «Письмо в бутылке». Только в 1995 она перестала преподавать и смогла наконец полностью посвятить себя творчеству. Ее книги переведены на 22 языка, их читают по всему миру – от Тайланда до Литвы.

Начала писать в 1984 году. Первая книга – роман «Размышления Адальберта» о том, как ощущает себя одиннадцатилетний ребенок, стоящий на пороге взросления, – сразу принесла ей известность.

В 2003 году Нанетти получила национальную премию Андерсена в номинации «лучший писатель Италии». (Премия Андерсена вручается лучшим детским писателям или художникам, это самая престижная премия в мире детской литературы, ее еще называют «Малая Нобелевская премия».) Также ей были присуждены многие другие литературные награды, как итальянские, так и международные. Нанетти является почетным членом итальянского Союза писателей и художников (Рим).

К сожалению, на данный момент в русском переводе имеется лишь её произведение, о котором сегодня пойдёт речь – «Мой дедушка был вишней» (2011).

Круглый стол

«Взаимоотношения в семье и духовная связь с природой в произведении «Мой дедушка был вишней»

План:

Эпиграф к уроку:

«Если слушаешь внимательно, то можешь увидеть столько вещей, как будто твои глаза открыты. А теперь слушай, как дышит вишня.»

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Сегодня данный урок пройдет в необычном формате – это круглый стол. Вы должны были заранее подготовиться и прочесть некоторые произведения. Основным, конечно же, является повесть «Мой дедушка был вишней». Надеюсь, что вы открыто сможете выражать свои мысли и аргументировать своё мнение в обсуждаемой теме. Рассмотрим актуальные вопросы взаимоотношения «отцов и детей», связь природы и человека, тему смерти в повести.

Все мы ждем от этого внеклассного урока:

  1. Знание художественных текстов и их понимание

  2. Аргументация и её словесное оформление

  3. Точное владение терминологией

  4. Лаконичность в ответах

  1. Основная работа на уроке

(учащиеся делятся между собой на 2 группы, несколько заранее подготовленных учеников выступают с темами докладов, пример – «Что общего с данной повестью и «Маленьким принцем» А. де Сент-Экзюпери?, «В каким произведениях помимо этого затрагивается тема «отцов и детей»? и т.д., после прослушанного происходит коллективное обсуждение тем).

Предлагаемые вопросы для обсуждения учителем:

  1. Как вы думаете, почему данное произведение подходит и для прочтения детям, и даже взрослым? (Эту повесть может прочитать каждый желающий, так как в ней затрагиваются различные темы для восприятия как взрослым, так и детьми/школьниками. Тема смерти и воспоминаний о прошлом будет актуальна для более старшего поколения, так как здесь мы видим конфликт семей Оттавиано и Линды/Антониэтта и Луиджи, отца и матери Тонино, которые после смерти дедушки развелись. Каждый должен понимать, как нужно ценить семью и те моменты, которые были упущены. Для детей – как нужно ценить детство и время, проведенное с семьей, понимать, что значит смерть и легче относится к ней, как это делал Тонито, каждый раз вспоминая своих родных, бывая в деревне у вишни дедушки)

  2. Почему у мальчика приходит понимание несправедливой жизни в его уже 10 лет после смерти дедушки? Аргументируйте примерами из текста. (После смерти дедушки и бабушки по маминой линии, Тонито понимает, что его семья постепенно начинает разрушаться. Наваливаются всё новые проблемы – участок земли в деревне, который должны были забрать для прокладываемой дороги, переезд в деревню, проблема со школой (так как в старую он не хотел возвращаться из-за случая с дедушкой), вишня, которую должны были спилить из-за помех на дорожных работах. И всё это мальчик переживает уже в раннем возрасте. Но до последнего стоит на своём, как в ситуации с вишней.)

  3. Какую связь мы можем провести между этим произведением и повестью «Маленький принц»? До этого был прочтен доклад для полного понимания проблемы. (Если сравнить эти два прочитанных произведения, то можно выделить тему духовной связи с природой. В первом случае с повестью «Мой дедушка был вишней» можно заметить, как дедушка Оттавиано и затем его внук Тонито очень бережно относятся к дереву (вишне). Ещё в самом начале нам описывается, как Оттавиано подрезал ветви, жёг костер в заморозки, чтобы дерево не погибло и в дальнейшем дало плоды летом. Для этой семьи – дерево – это целая история жизни. С ним связано как много положительных моментов, так и отрицательных. В произведении «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери прослеживается такая же любовь Маленького принца к Розе. Несмотря на все капризы и прихоти цветка, мальчик заботиться и ухаживает за ней. Маленький принц оставляет её одну ради путешествий, но в тоже время сильно тоскует по цветку. В этих произведениях мы можем увидеть любовь и преданность к тому, что нам действительно дорого.)

  4. Как вы думаете, для чего в книге представлены картинки к некоторым моментам повествования? Только ли для детей? (Возможно, картинки лучше передают некоторое видение ситуаций и моментов повествования, почувствовать атмосферу того времени, лучше узнать и увидеть героев повести. Для детей иллюстрации несут больше развлекательный характер. Им приятно читать и при этом видеть происходящее в сказке/повести/стихотворении.)

  5. Почему к концу повести родители Тонито всё же сходятся и живут вместе в деревне? (Вначале и середине повествования мы видим отношения родителей мальчика, что отец постоянно пропадает на работе и времени семье он практически не уделяет. Происходят постоянные ссоры и скандалы из-за малейших недопониманий. В конце концов смерти смерть бабушки, а затем и дедушки только усугубили положение в семье. И мама вместе с Тонито переезжают в деревню, в отцовский дом. Далее мы видим, что отец очень скучает за сыном и постоянно навещает его. А после ситуации с вишней, когда маленький Тонито просидел на дереве около 4 часов и почти словил обморожение, он остается с семьей и понимает, что одному ему будет очень сложно без них. Данная ситуация показывает нам, что происшествия, связанные с детьми, заставляют задуматься о семейном счастье и благополучии.)

Если данное произведение рассматривать так же в 10-11 классах, можно привести в пример многие произведения русской классической литературы («Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Война и мир» Л. Н. Толстой, Э.-Э. Шмитта «Оскар и розовая дама», Г. Виегру «Хлеб с росою» и др.)



  1. Подведение итогов

Учащиеся приходят к общему выводу оценивания данного произведения. Так как урок проходит в форме круглого стола, большая часть мнений может разойтись в обсуждении.

  1. Оценивание работы на уроке.

Критерии оценивания:

  • умение логично строить ответ в соответствии с планом;

  • значимость и актуальность выдвинутых аргументов, доказательств;

  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников дискуссии;

  • активность каждого участника «круглого стола» в соответствии индивидуальными возможностями.

  1. Выдача домашнего задания*

Возможен выбор из нескольких вариантов: написать сочинение-рассуждение на тему «Что для вас значит семья и сталкивались ли вы с такими проблемами, как у главного героя в детстве?», проиллюстрировать понравившийся после прочтения повести момент, подготовить презентацию (нескольким учащимся) на свободную тему по произведению.

*учащиеся заранее подготавливают списки произведений, схожих тематически и представляют классу для большей заинтресованности



Литература:

Нанетти, А. Мой дедушка был вишней/пер. А. Красильщика//Самокат. 2011 URL: https://mir-knig.com/read_281734-1

Маленький принц: Сказка/ Ил. М. Щиброва. ─ М.: Белый город,1998. ─ 12с.: ил. ─ (Волшебство).



РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК

СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11-х КЛАССОВ

(дополнение к основному списку из методических разработок)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Я хочу в школу! (М.: Время, 2020)

  • Николай Назаркин. Изумрудная рыбка (М.: Эгмонт, 2018)

  • Анна Старобинец. Зверский детектив (М.: Абрикобукс, 2018)

  • Евгения Басова. ИЗО (М.: Самокат, 2020)

  • Андрей Иванов. Харбинские мотыльки. Издательство «АСТ»/«Редакция Елены Шубиной», 2014 год

  • Полина Барскова. Седьмая щёлочь. Издательство Ивана Лимбаха, 2020 год

  • Андрей Зорин. Появление героя. Издательство «Новое литературное обозрение», 2016 год

  • Александр Генис. Обратный адрес. Издательство «АСТ»/«Редакция Елены Шубиной», 2016 год

  • Эдуард Кочергин. Ангелова кукла. Издательство Ивана Лимбаха, 2003 год

  • Игорь Вишневецкий. Ленинград. Издательство «Время», 2012 год

  • «Правдивая история Федерико Рафинелли», Антон Соя, 2019 год

  • «Правило 69 для толстой чайки», Дарья Варденбург, Самокат, 2017 год



СТИХИ СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ ПОЭТОВ

  • Кристина Стрельникова. Не ВКонтакте (СПб.: Детское время, 2019)

  • Герман Лукомников. Хорошо, что я такой! Почти детские стихи (М.: Самокат, 2019)



ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • «Чудо», Р. Дж. Паласио

  • «Пик», Роланд Смит

  • «Жутко громко и запредельно близко», Джонатан Фоер

  • «Манюня», Наринэ Абгарян

  • «Собака Пёс», Даниэль Пеннак

  • «Всё из-за мистера Террапта», Буйе Роб

  • «Зима, когда я вырос», Гестел Петерван.