СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 4 классе на тему "В мире фразеологизмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен в форме викторины . Цель: изучить особенности фразеологических сочетаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 4 классе на тему "В мире фразеологизмов"»

Министерство образования и науки РД

МБОУ «СОШ №5»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

в 4 «А» классе



« В мире фразеологизмов»







Подготовила и провела:

уч. нач. кл. Бабасиева Э.Г.

25. 02. 2018г













г . Дагестанские Огни.



































Цели:

  1. Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться различными фразеологическими словарями.

  2. Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

  3. Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.

Подготовительная работа: нарисовать стенгазету , рисунки, выучить много новых фразеологизмов, провести исследование о возникновении некоторых фразеологизмов ,подготовить рассказы, объясняющие значение фразеологизма «золотые руки».







Оборудование, материалы, средства наглядности: медиа проектор, компьютер, колонки, презентация, карточки с заданиями, черный ящик, рисунки детей, эмблемы, медали «Знатоку русского языка», стенгазета.



























Вступительное слово.

(слайды 1-2)

Группа подготовленных ребят читают стихотворение В. Сусловой «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, –
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи говорим, не жалея труда,
Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»

Учитель.

– Добрый день, дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Сегодня нам нужно выбрать знатока русского языка. Обычно воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на вопросы.

-Итак, начнем наш конкурс.

-Играть будут 2 команды: «Звездочка» и «Солнышко».

-Команды, поприветствуйте друг друга!




Ход игры:

1 конкурс

«Разминка» (слайд 3)

За каждый правильный ответ 1 балл, отвечает любой участник игры, подняв руку. Закончите фразеологизм:

Золотые... (руки)

Не долго... (думая)

Изо дня ... (в день)

Ни жив... (ни мертв)

Ломать ... (голову)

До поры ... (до времени)

От нечего ... (делать)

С горем ... (пополам)

Спустя ... (рукава)

Как снег ...(на голову)

Медвежья ... (услуга)

Кто в лес ... (кто по дрова)

Зарубить ... (на носу)

Утереть ... (нос)

Прикусить ...(язык)

Волчий ... (аппетит)

С минуты ...(на минуту)

Тише воды... (ниже травы)

Поминай... (как звали)

В час ... (по чайной ложке).


Итоги разминки.


2 Конкурс. (слайд 4)

Определите, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:

Закидывать удочку.(рыбак)

Ждать у моря погоды.(моряк)

Сгущать краски.(художник)

Брать на прицел.(военный)

Топорная работа.(столяр)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.(портной)

С больной головы на здоровую(врач)

Играть первую скрипку(музыкант)

Пальчики оближешь(повар

Без сучка, без задоринки(столяр)

Между молотом и наковальней(кузнец)

Итоги конкурса.



3 Конкурс. (слайд 5)

Подобрать к словам « быстро», «много» синонимы-фразеологизмы.

- А теперь замените фразеологизмы словами –синонимами:

рукой подать, повесить нос, задрать нос, раз, два и обчелся, кожа да кости, вставлять палки в колеса.


4 Конкурс.(слайд 6)

«Конкурс капитанов».


-Читаем значение фразеологизмов, вы должны назвать сам фразеологизм.

Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим.

  • Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

  • О полной тишине (слышно, как муха пролетит)

  • О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка)

  • О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козел отпущения)

  • Об удачливом человеке (в рубашке родился)

  • О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут)

  • О том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит)

  • О забывчивости, плохой памяти (голова, как решето)

  • О том, кто сам не пользуется и другим не дает (собака на сене)

  • О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком смешном положении (сел в галошу)

  • Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать (как рыба в воде)

  • Быть в постоянных хлопотах, суетиться (вертеться, как белка в колесе)

  • Ничего не действует на кого-либо (как с гуся вода)

  • Очень быстро бежать (лететь стрелой)

  • Появляться быстро в большом количестве (как грибы после дождя)

  • Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.

(сидеть, как на иголках)

  • Проливной дождь, ливень (льет, как из ведра)

  • Все видно очень ясно, отчетливо (видно, как на ладони)


Итоги конкурса.

5 Конкурс. ( слайд 7)

«Черный ящик».

В ящике лежат предметы: иголки, бутылка с водой, изображение глаза.

В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц.

Задание: посмотрев на текст незаконченной пословицы, выбрать из черного ящика один из предметов. Закончить пословицу и объяснить ее смысл.

«Сидеть как на…(иголках)». (Беспокоиться, испытывать тревогу.)

  • «Как рыба в …(воде)». (Чувствовать себя непринужденно, уверенно.)

  • «Беречь как зеницу…(ока)». (Очень старательно что-либо охранять.) (слайд 8)


6 Конкурс .( слайд 9)


Замените выделенные слова и сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами.


1) Играйте спокойно, дети, и не мешайте мне.

2) Сёстры были очень похожи друг на друга.

3) Учительница сразу же понравилась ребятам.

4) Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

5) В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.

Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).


7 Конкурс. (слайд 10)

« Кто больше?»


-Запишите как можно больше фразеологизмов, в которых встречаются слова: язык, голова.


8 Конкурс.( слайд 11)


«Угадай фразеологический оборот по рисунку».

Рассмотрите рисунки, которые отражают содержание фразеологизмов.

Каждая команда должна была подготовить по 4 рисунка для другой.

Задание : назовите фразеологизм и объясните его.

1команда: рисунки- волк в овечьей шкуре, делать из мухи слона, тянуть кота за хвост, как рыба в воде.

2 команда: как снег на голову, водить за нос, развешивать уши, считать ворон.

9 Конкурс. (слайды 12-13)

«Отгадай фразеологические загадки»


*Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова деньги те, кто их не ценил.(ветер)

*Её заваривают, затевая какое- либо неприятное,

хлопотливое дело; а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.(каша)

*Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

*Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши)

*Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди; иногда из неё выходят сухими.(вода)

*Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)


10 Конкурс. (слайд 14)

«Исправьте ошибки»


- Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.

1) Народу в театре было много – груше (яблоку) некуда было упасть.

2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий (волчий) аппетит.

3) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу (грязь) лицом.

4) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём (огнём) не найти.


11 Конкурс.(слайд 15)


Подобрать к данным фразеологизмам антонимы.

жить душа в душу- как кошка с собакой

пруд пруди- с гулькин нос

за тридевять земель- рукой подать

засучив рукава-спустя рукава


12 Конкурс (слайд 16)


«Домашнее задание»

- Вы должны были подготовить рассказ, объясняющий значение фразеологизма «золотые руки».

Послушаем ваши рассказы.

Итоги конкурса.

Из истории возникновения фразеологизмов.

-Пока жюри подводит итоги конкурса ,дети расскажут о том, как возникли некоторые фразеологизмы .

Подведение итогов. Награждение победителей медалями «Знатоку русского языка»

Заключительная часть

Учитель.

-Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто смотрел бы на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы .( слайд 17)