Министерство образования и науки РД
МБОУ «СОШ №5»
Внеклассное мероприятие по русскому языку
в 4 «А» классе
« В мире фразеологизмов»
Подготовила и провела:
уч. нач. кл. Бабасиева Э.Г.
25. 02. 2018г
г . Дагестанские Огни.
Цели:
Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться различными фразеологическими словарями.
Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.
Подготовительная работа: нарисовать стенгазету , рисунки, выучить много новых фразеологизмов, провести исследование о возникновении некоторых фразеологизмов ,подготовить рассказы, объясняющие значение фразеологизма «золотые руки».
Оборудование, материалы, средства наглядности: медиа проектор, компьютер, колонки, презентация, карточки с заданиями, черный ящик, рисунки детей, эмблемы, медали «Знатоку русского языка», стенгазета.
Вступительное слово.
(слайды 1-2)
Группа подготовленных ребят читают стихотворение В. Сусловой «Как работает слово».
Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, –
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи говорим, не жалея труда,
Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»
Учитель.
– Добрый день, дорогие ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Сегодня нам нужно выбрать знатока русского языка. Обычно воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на вопросы.
-Итак, начнем наш конкурс.
-Играть будут 2 команды: «Звездочка» и «Солнышко».
-Команды, поприветствуйте друг друга!
Ход игры:
1 конкурс
«Разминка» (слайд 3)
За каждый правильный ответ 1 балл, отвечает любой участник игры, подняв руку. Закончите фразеологизм:
Золотые... (руки)
Не долго... (думая)
Изо дня ... (в день)
Ни жив... (ни мертв)
Ломать ... (голову)
До поры ... (до времени)
От нечего ... (делать)
С горем ... (пополам)
Спустя ... (рукава)
Как снег ...(на голову)
Медвежья ... (услуга)
Кто в лес ... (кто по дрова)
Зарубить ... (на носу)
Утереть ... (нос)
Прикусить ...(язык)
Волчий ... (аппетит)
С минуты ...(на минуту)
Тише воды... (ниже травы)
Поминай... (как звали)
В час ... (по чайной ложке).
Итоги разминки.
2 Конкурс. (слайд 4)
Определите, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:
Закидывать удочку.(рыбак)
Ждать у моря погоды.(моряк)
Сгущать краски.(художник)
Брать на прицел.(военный)
Топорная работа.(столяр)
Семь раз отмерь, один раз отрежь.(портной)
С больной головы на здоровую(врач)
Играть первую скрипку(музыкант)
Пальчики оближешь(повар
Без сучка, без задоринки(столяр)
Между молотом и наковальней(кузнец)
Итоги конкурса.
3 Конкурс. (слайд 5)
Подобрать к словам « быстро», «много» синонимы-фразеологизмы.
- А теперь замените фразеологизмы словами –синонимами:
рукой подать, повесить нос, задрать нос, раз, два и обчелся, кожа да кости, вставлять палки в колеса.
4 Конкурс.(слайд 6)
«Конкурс капитанов».
-Читаем значение фразеологизмов, вы должны назвать сам фразеологизм.
Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим.
О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козел отпущения)
Об удачливом человеке (в рубашке родился)
О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут)
О том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит)
О забывчивости, плохой памяти (голова, как решето)
О том, кто сам не пользуется и другим не дает (собака на сене)
О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком смешном положении (сел в галошу)
Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать (как рыба в воде)
Быть в постоянных хлопотах, суетиться (вертеться, как белка в колесе)
Ничего не действует на кого-либо (как с гуся вода)
Очень быстро бежать (лететь стрелой)
Появляться быстро в большом количестве (как грибы после дождя)
Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.
(сидеть, как на иголках)
Проливной дождь, ливень (льет, как из ведра)
Все видно очень ясно, отчетливо (видно, как на ладони)
Итоги конкурса.
5 Конкурс. ( слайд 7)
«Черный ящик».
В ящике лежат предметы: иголки, бутылка с водой, изображение глаза.
В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц.
Задание: посмотрев на текст незаконченной пословицы, выбрать из черного ящика один из предметов. Закончить пословицу и объяснить ее смысл.
«Сидеть как на…(иголках)». (Беспокоиться, испытывать тревогу.)
«Как рыба в …(воде)». (Чувствовать себя непринужденно, уверенно.)
«Беречь как зеницу…(ока)». (Очень старательно что-либо охранять.) (слайд 8)
6 Конкурс .( слайд 9)
Замените выделенные слова и сочетания слов подходящими по смыслу фразеологизмами.
1) Играйте спокойно, дети, и не мешайте мне.
2) Сёстры были очень похожи друг на друга.
3) Учительница сразу же понравилась ребятам.
4) Гости должны были прийти в самое ближайшее время.
5) В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.
Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).
7 Конкурс. (слайд 10)
« Кто больше?»
-Запишите как можно больше фразеологизмов, в которых встречаются слова: язык, голова.
8 Конкурс.( слайд 11)
«Угадай фразеологический оборот по рисунку».
Рассмотрите рисунки, которые отражают содержание фразеологизмов.
Каждая команда должна была подготовить по 4 рисунка для другой.
Задание : назовите фразеологизм и объясните его.
1команда: рисунки- волк в овечьей шкуре, делать из мухи слона, тянуть кота за хвост, как рыба в воде.
2 команда: как снег на голову, водить за нос, развешивать уши, считать ворон.
9 Конкурс. (слайды 12-13)
«Отгадай фразеологические загадки»
*Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова деньги те, кто их не ценил.(ветер)
*Её заваривают, затевая какое- либо неприятное,
хлопотливое дело; а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.(каша)
*Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)
*Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши)
*Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди; иногда из неё выходят сухими.(вода)
*Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)
10 Конкурс. (слайд 14)
«Исправьте ошибки»
- Найдите ошибки в предложениях, в каких фразеологизмах неправильно заменены слова.
1) Народу в театре было много – груше (яблоку) некуда было упасть.
2) К обеду ребята сильно проголодались, у всех был медвежий (волчий) аппетит.
3) Нужно хорошо подготовиться к соревнованиям, чтобы не ударить в лужу (грязь) лицом.
4) На столе у Вовы такой беспорядок, что учебник днём с фонарём (огнём) не найти.
11 Конкурс.(слайд 15)
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы.
жить душа в душу- как кошка с собакой
пруд пруди- с гулькин нос
за тридевять земель- рукой подать
засучив рукава-спустя рукава
12 Конкурс (слайд 16)
«Домашнее задание»
- Вы должны были подготовить рассказ, объясняющий значение фразеологизма «золотые руки».
Послушаем ваши рассказы.
Итоги конкурса.
Из истории возникновения фразеологизмов.
-Пока жюри подводит итоги конкурса ,дети расскажут о том, как возникли некоторые фразеологизмы .
Подведение итогов. Награждение победителей медалями «Знатоку русского языка»
Заключительная часть
Учитель.
-Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто смотрел бы на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы .( слайд 17)