3 | Постановка цели и задачи на занятии мы узнаем какие бывают облака. А для чего нам это надо знать? Затрудняетесь ответить? Ответим в конце занятия. Критерии оценивания На каждом этапе вы будете оценивать свою работу. Если вы справились с заданием, то берете белое облако. Если у вас были затруднения и вам помогали, то вы берете синее облако. В конце занятия мы посмотрим, сколько каждый из вас собрал облаков. Тот, кто собрал только белые облака, поработал отлично, у кого белые и синие облака, он поработал хорошо, ребята получают солнышко. У тех, ребят у которых только синие облака, тем нужно постараться, и они получают зонтик. Вы готовы идти в гости? А на чем мы туда отправимся? Какой транспорт ходит по небу? Я предлагаю отправиться в гости на самолете. Что же необходимо пассажирам, чтобы их пропустили на посадку? Правильно, билеты! Их сейчас вы купите билеты в обмен на ответ загадки. 1 Он длинный, он большущий, Он от тучи до земли, Пусть идет он пуще, пуще, Чтоб грибы быстрей росли (дождь) 2 Рыбам зиму жить тепло – Крыша – толстое стекло (лед) 3 Думал, что мел, потому что бел, А в руки взял – он водою стал (снег) 4 Разноцветное коромысло Через реку повисло (радуга) 5 Странная звездочка с неба пала, Мне на ладошку легла – и пропала (снежинка) 6 Из маленьких капель я состою, И дом мой – туча, в нем я живу. С большой высоты я на землю лечу Скорее все прячьтесь, а то намочу (дождь) 7 Висит в небе высоко, Светит ярко, далеко. Всех увидит, обогреет, Темноту везде рассеет, Прыгнет зайчиком в оконце. Догадались? Это ... (солнце). 8.Его весной и летом Вы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки (Лес) А вот и самолет, ждет нас на посадке. Пожалуйста, проходите и занимайте места согласно купленным билетам. Тогда в путь (включается композиция) Вот мы с вами прилетели. Все вы, ребята, смотрели на небо и видели, как плывут по небу облака. Цель нашего занятия: сегодня мы узнаем как образуются облака и почему облака бывают белые и черные, понаблюдаем за ними и пофантазируем на кого или на что они похожи. Мы научимся определять по облакам, какая будет погода? Но перед тем как идти в гости к облачку давайте вспомним правила дружной работы. Как мы работаем? Работать будем все вместе, индивидуально вы будете выполнять практическую работу, а так же проведем опыт. | Самолет, вертолет Билеты дождь Лед Снег Радуга Снежинка Дождь Солнце Лес Дети получают за ответы билеты, где нарисованы цифры от 1 до 8 и садятся на стульчики, где на спинках приклеены цифры. Включается веселая композиция про самолет, а дети выполняют различные движения руками, головой, ногами, «имитирующие» полет. Узнать, что такое облако и откуда оно берется? Дружно, быстро, тихо и аккуратно. | Слайд № 3 Слайд №4 |
4 | Работа над темой занятия Задание. Я предлагаю поиграть в игру «Поймай облако». (включить песню облака белогривые лошадки) Все ли облака одинаковые? Какие они? Выберите наиболее понравившееся облако и проследите за ним, куда оно плывет? Быстро двигается или медленно? Мы сейчас с вами наблюдали белые облака. Но мы знаем, что бывают облака синие и даже черные. Присаживайтесь на свои места. И оцените свою работу. Оценка педагога. Посмотрите у меня в руках две картинки, какие это облака?(белое и синее) Про два таких облачка я прочитаю вам сказку (чтение сказки «Жили-были два облачка» Приложение №1) Обсуждение Почему белое и синее облачка не смогли дружить друг с другом? Посмотрите на иллюстрации и скажите, где изображены белые, а где синие облачка? В какую погоду гуляют по небу белые облака? А синие? Как вы будете вести себя, если увидите, что на небе скапливаются темные облака? Задание: Посмотрите внимательно на эту картинку и отгадайте, какое явление природы зашифровано? Если вдруг пошел дождь, загремел гром, сверкнула молния, как и где вы будете укрываться от дождя? Я прошу вас оценить свою работу. Вы знаете, как укрываться от дождя и поэтому я предлагаю поиграть в игру. Динамическая пауза Игра «СОЛНЕЧНО – ПАСМУРНО» Солнечный день» «Пасмурный день» Исполняется кричалка. Дождик, дождик, лейся пуще, Пусть растет пшеница гуще! Лейся, лейся как река, Будет белая мука! «Дождик литься перестал» Присаживайтесь на свои места Как вы думаете ребята, какое облако будет тяжелее синее или белое? Кто догадался, почему синее облако тяжелее белого? Если вы сейчас внимательно послушаете рассказ о том, откуда берутся облака, то вы узнаете, почему синее облако тяжелое. Вы видели, когда вода кипит, то появляется много пузырьков. Пузырьки поднимаются вверх и лопаются. Хлоп – и из каждого пузырька вылетает облачко пара. Пар это маленькие капельки. Они очень легкие поднимаются вверх. Точно также появляется пар из каждой лужи, ручейка, реки, моря, океана. Маленькие капельки, которые живут в этих водоемах, нагревает солнце, и они испаряются. Наверху капельки соединяются в одно большое облако. И когда их становится в облаке много, то облако тяжелеет и темнеет. Темные облака мы называем тучами. И наконец, капли из тучи начинают падать вниз - на Земле идет дождь. Получается, что капельки погуляли по небу и вновь возвратились в лужи, ручьи, реки, моря. Почему синее облако тяжелое? Вы в этом убедитесь еще раз. Проведем опыт. ОПЫТ. Для этого нам понадобится чайник и тарелка. Хочется сказать, ребята, дома самим проводить этот опыт нельзя. Так как в чайнике кипяток, а это опасно, можно обжечься. Подставка от чайника будет солнце. Сам чайник – это озеро. Тарелка – облако. Солнце согревает воду в озере, вода в виде пара поднимается вверх. Над носиком чайником держим тарелку. Пар касается дна большой тарелки, и она покрывается капельками воды, которые все увеличиваются и, наконец, начинают падать так же, как дождь падает из облаков. В холодные дни зимы капельки превращаются в крошечные льдинки и, сливаясь, образуют снежинки. Задание Прогноз погоды. На столе карточка с определенным схематическим изображением состоянием погоды. (солнечно, пасмурно, снег, дождь, ветер) Зачем людям знать прогноз погоды? Я прошу вас оценить свою работу на этом этапе. Выборочное оценивание педагога. Я приглашаю вас в творческую мастерскую, Творческая мастерская «На что похожи облака» А теперь все дети приглашаются в творческую мастерскую. Здесь все облака самым чудеснейшем образом превратятся в различных животных, растения или во что-то необычное. Во все, что подскажет неиссякаемая детская фантазия. Детям раздаются картинки с изображениями облаков и фломастеры. Ребенок должен нарисовать на облаке то, что он видит. Каждый ребенок рассказывает, кого он увидел в облаке. Взаимооценка. Оценка педагога. | Заранее подготовленные карточки Дети смотрят на облака через отверстие. (белые, пушистые, сказочные и т.д). Дети наблюдают за облаками Белое облако любило солнце, синее облако любило дождь, грозу. Белые облака гуляют в солнечную погоду, а синие в пасмурную. Ответы детей. Дождь Ответы детей. Оценивают свою работу Дети гуляют по классу Дети прячутся под зонтик. Под зонтом дети выполняют упражнение «Трясем кистями» для снятия напряжения. Дети встряхивают кистями рук, освобождая их от излишнего напряжения. Присаживаются на свои места. Синее Много влаги Каждый по очереди показывает жестами состояние погоды, другие отгадывают. По погоде одеваться. Оценивают свою работу. Дети выполняют задание. Каждый ребенок рассказывает, кого он увидел в облаке. Дети оценивают свою работу | Слайд №5 Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Макет на доске Слайд № 9 Слайд 10,11 |