Внеклассное занятие кружка «Я-исследователь».
Тема. В царстве грибов.
Цель. Сформировать знания учащихся о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.
Задачи.
Предметные:
- расширить представления учащихся о многообразии грибов в природе;
- познакомить учащихся с ролью грибов в природе и жизни человека;
- учить распознавать съедобные и несъедобные грибы;
-учить классифицировать грибы по особенностям их строения.
Метапредметные:
-учить принимать и сохранять учебную задачу;
- учить осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков;
-производить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- воспитывать бережное отношение к природе;
-развивать навыки исследовательского поведения;
-развивать коммуникативные навыки.
Оборудование.
Слайдовая презентация;
Атрибуты для театрализации;
Микроскопы;
Образцы плесени на предметных стеклах;
Нэтбуки;
Наборы карточек с изображением грибов для каждой группы;
Информационные тексты на каждую группу.
Ход занятия.
Организация занятия.
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.
И думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать.
Постановка цели занятия.
Отгадайте, о каком царстве пойдет речь, какова наша цель.
В этом царстве чудеса.
В нем луга, поля, леса.
В них, смотри, то там, то тут,
Гномики живут, растут.
Обо всех не рассказать.
Пора царство нам назвать.
- Царство грибов.
Что мы уже знаем об этом царстве?
А есть ли у вас вопросы? Что бы вы хотели узнать?
Сегодня мы узнаем с вами о многообразии царства грибов, будем учиться классифицировать и исследовать грибы с помощью микроскопа.
С самых древних времен грибы вызывали восхищение и поражали людей своей способностью появляться как будто из ничего, за считанные часы.
Посмотрите видеофильм «Как растут грибы».
3.Просмотр видеофильма. (1,5 мин.)
Что вас удивило?
А как вы думаете, все ли грибы полезны?
4.Давайте посмотрим инсценировку «Спор грибов» и подумаем над этим вопросом.
4.Спор грибов.
Подосиновик однажды заявил:
-Конечно, каждый
Согласится с тем, что я
Самый лучший гриб, друзья!
-Нет,- сказали сыроежки,-
Сыроежки-сладкоежки,
-Мы нарядно разодеты
В ярко-красные береты,
В белоснежные сорочки,
В разноцветные платочки.
Перебили их опята:
- Наши шляпки не богаты,
Мы нарядом не красны,
Но зато, зато дружны.
Становись, лесной народ,
В наш веселый хоровод!
Звонко крикнула поганка:
-Мной украшена полянка!
Среди вас лишь я одна
Высока, тонка, стройна!
Старый груздь из перелеска
Закричал и зло и резко:
-Замолчать бы вам пора!
Я не гриб, а гриб-гора!
Кто сравняется со мной
Высотой и шириной?
-У меня на стройной ножке,-
Мухомор сказал спесиво,-
Шляпа в белые горошки
Разрисована красиво.
Ясно всякому без спора:
Нет красивей мухомора!
И возможно, этот спор
Так и длился б до сих пор,
Но явился как-то раз
В тот лесочек дед Тарас.
Дед Тарас сказал сердито:
-Ты, поганка, ядовита,
Значит, ты и мухомор-
Не грибы, а просто сор.
Вас-ни в суп, ни в маринад,
Вам в лесу никто не рад.
А спорить что ж?
Всяк по своему хорош!
Только белый гриб отменный,
Самый лучший, самый ценный.
Но не любит он как раз
Выставляться напоказ.
И закончил важно дед:
-Ценят гриб не за берет,
Не за праздничный наряд,
А за вкус и аромат.
Прав ли дед Тарас в том, что поганкам и мухомору никто не рад?
Зачем они нужны природе?
Вывод: все грибы нужны. Ими лечатся звери. В них живут насекомые. Каждый гриб может быть кому-то полезным.
Слайд.
5.Классификация грибов. Работа в группах.
Ребята, поднимите руку, кто собирал грибы?
Умеете ли вы отличать съедобные грибы от несъедобных?
(Схема на доске: Грибы,съедобные, несъедобные)
Возьмите наборы и распределите грибы в две группы.
Если вы затрудняетесь, с обратной стороны карточки есть название гриба.
Подведение итогов: вывешивание таблиц на доску, исправление ошибок.
Коллизия: есть картинка с изображением плесневого гриба. Куда ее отнести?
А какое отношение она имеет к теме нашего занятия? Это тоже гриб. Но он не похож на шляпочные грибы, а они так и называются.
Вывешивается слово: шляпочные, плесневые.
Кто видел плесень? Где?
6. Лабораторная работа.
А теперь мы с вами попадаем в лабораторию. Как настоящие ученые будем исследовать плесень под микроскопом.
Словарная работа. Ученые, которые исследуют грибы, называются микологи. Слайд.
Рассмотрите плесень под микроскопом и сделайте рисунок этого гриба.
Вывешивание рисунков. Что вы увидели? На что похожа плесень?
Есть ли сходство со шляпочными грибами?
Использует ли человек эти грибы? Какую роль играет плесень в природе?
Об этом вы узнаете из текстов. Изучите их и выполните задания.
7. Работа в группах.
Выступление групп.
8. Мини-исследования.
-о дрожжевых грибах;
-о молочнокислых.
9. Итог урока. Составление кластера.
Какие же грибы встречаются в природе?
(Шляпочные, плесневые, дрожжевые, молочнокислые.)
Кроме царства грибов, какие еще царства живой природы вы знаете? (Растения, животные)
10.Рефлексия.
Что вас удивило на занятии?
Что узнали нового?
О чем захотелось узнать подробнее?
Оцените свою работу, расположите себя на ступеньке достижений.
Молодцы!