СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного занятия на тему:"В доме москвича"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия на тему:"В доме москвича"»







Конспект урока по внеурочной деятельности «Москвоведение».

Тема: «В доме у москвича.»

Цели урока:

1.образовательные:

● сформировать представление о бытовой жизни славян, об их бытовых занятиях:

● раскрыть понятие печка, домовой, красный угол, божница, икона, полати, лучина;

● познакомить с интерьером московского дома: «профессии» русской печки, что такое красный угол, какая была мебель, из какой посуды ели, как освещались дома;

2.развивающие:

● развивать память;

● развивать устную связную речь;

● развивать логическое мышление;

● развивать умения работать с текстом;

2.воспитательные:

● воспитывать интерес к прошлому своей страны;

● воспитывать любовь к родине;

Оборудование:

Для учителя: презентация, учебник

Для учащихся: ребусы


Этапы урока/ время

Содержание урока

Примечание

I. Организационный момент.

Садитесь, ребята!. Я очень рада всех вас видеть. Давайте начинать наш с вами урок. Сядьте ровненько, ручки перед собой.





III. Объяснение нового материала.

1.Объявление темы и целей урока.


2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.



























3. Рассказ учителя с элементами учителя.











































4. Работа с текстом.



5. Беседа по прочитанному.





6. Рассказ учителя.




































7. Рассказ учителя с элементами беседы.


Ребята, сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие в прошлое нашей всеми любимой столицы.



Ребята, наверно все вы живете в больших многоэтажных домах, это так?


А как выглядят ваши дома?


Ребята, а вы знаете, что многоэтажные дома стали строить в Москве сравнительно недавно, всего каких-нибудь 100 с небольшим лет назад?


Когда построили первый пятиэтажный дом на улице Ильинке, его прозвали « небоскребом» и москвичи приходили посмотреть на него как на диковинку.


А мы сейчас с вами отправимся в дом москвича, который жил около 400 лет назад. В то время даже двухэтажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди. А остальные жили в низких деревянных домах. Деревянные жилища москвичей до наших дней не сохранились. Другие древние деревянные постройки можно увидеть в музее «Коломенское».


Итак, попробуем представить себе дом москвича в древности.


Ребята, а как вы считаете, что нужно было устроить в доме в первую очередь, с чего нужно было начать?


Самой главной и необходимой в жилище была печь. В старину даже поговорка была: «Начать от печки». Печь обогревала дом. При суровых московских зимах обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду и пекли хлеб. На печи сушили разные травы и овощи. Здесь спали старики и дети. В печи можно было даже мыться и париться. Печь занимала почетное место в доме. Относились к ней с уважением. Грехом считалось класть в печь что-нибудь грязное, плевать на печь и даже ругаться там, где стояла печь. На ночь в печи оставляли полено и горшок с водой, чтобы у печи было, что есть и пить. А еще люди верили, что за печкой живет домовой. Так называли воображаемое маленькое лохматое существо, охранявшее дом. Обращались к домовому почтительно: «хозяинушка» или «дедушка». Считалось, что днем домовой мирно спит, а ночью по-хозяйски обходит дом и двор, следит, все ли в порядке. У печи давались клятвы, совершались разные обряды. С помощью печки гадали о житье-бытье. Когда, например, разжигали новую печь, в нее клали веточки вербы. Если верба начинала дымить – быть в доме ссорам и раздорам. А если ярко и дружно загоралась – это сулило хорошую жизнь. О счастливчиках говорили: « У печи родился!».


По диагонали от печи в доме находился красный угол. Ребята, а что такое красный угол?


Чтобы ответит на этот вопрос, вам нужно поработать с текстом.


Что такое красный угол?

Что там помещалось?

Что обозначает слово «икона»?

Что такое божница?

Что нельзя было делать с иконой?


Итак, ребята, продолжаем наше путешествие по дому москвича дальше. В каждом доме в красном углу стоял стол. Считалось, что стол – это Божья ладонь, протянутая людям. Поэтому не разрешалось стучать по столу, ставить на него посторонние предметы, поднимать веник выше стола, когда моешь пол. И вести себя за столом нужно было чинно и тихо, как в церкви. Не полагалось громко разговаривать, шалить, смеяться, болтать ногами. Маленьких детей пугали Анчуткой: « Не болтай ногами, не то Анчутка придет». Так звали маленького чертика с гусиными лапками. Считалось, что больше всего на свете Анчутка любит качаться на ноге человека. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делались широкими, потому что в старину на лавках спали. Кроме лавок спали еще на полатях – деревянном настиле под потолком. Кровати появились в быту сравнительно недавно. Под лавками стояли сундуки, где хранилось разное добро. Вот и вся мебель. Не было в домах древних москвичей и стульев. Долгое время на Руси стул считался парадной мебелью. В царском дворце на стульях могли сидеть только царь-государь и глава церкви. В царском кабинете стоял только один стул. Даже бояре сидели на лавках.



Ребята, а как вы думаете из какой посуды ели москвичи?


Еду ставили на стол в общем горшке на всю семью. Черпали ложками по очереди, не обгоняя других. Повседневная посуда была незатейливой. Еду готовили и подавали в глиняных горшках и мисках. Твердую пищу брали руками, а жидкую – ложками. У каждого была своя деревянная ложка. Вилками в старину простой народ не пользовался. Даже в царском дворце вилки подавали только самым почетным гостям. Пили из деревянных ковшей.


Освещались дома москвичей лучинами – большими щепками длиной 30-40 см. В домах побогаче пользовались свечами.


IV. Закрепление изученного.


Ребята, наше путешествие в дом москвича подходит к концу.


Мы с вами побывали в гостях у наших предков, мы с вами увидели, как они жили, какой посудой пользовались, и мы с вами смогли увидеть, как им порой было сложно.


А теперь побывав в гостях у нашего предка. Опишите его жилище.

Хотели бы вы жить в таком доме?

2.

Самое почетное место в доме


Специальная полка для икон


Место в доме, где пекли хлеб, готовили еду


На чем сидели москвичи


На чем спали москвичи


Из чего ели москвичи




V. Итог урока.

Ребята, наш урок подходит к концу.


Давайте повторим.


Что находилось в доме у москвича?

Какая мебель была в доме?

На чем спали?

Как надо было себя вести за столом?

Как называлось самое святок место в доме?

Как называлось самое почетное место в доме?


На этом наш урок окончен. Молодцы, вы очень хорошо поработали. Наше путешествие в прошлое Москвы мы продолжим на следующем уроке.




Подпись учителя:__________________