«Будьте дружны между собой»
Цель: создание условий для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, воспитания чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и поддержки, формирования дружного коллектива.
Задачи:
воспитывать дружеские отношения между детьми и положительное эмоциональное отношение друг к другу;
формировать нравственные качества обучающихся и культуру общения через работу в группе;
развивать инициативу и самостоятельность, творческие и познавательные способности, коммуникативные навыки обучающихся.
Форма проведения: игра по станциям (квест).
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, доброта, понимание, человечность.
Метапредметные:
умение работать в группе и договариваться друг с другом.
Личностные:
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Межпредметные связи: литература, ОРКСЭ, музыка.
Методы, приемы
групповые;
игровые;
словесный;
наглядно-иллюстративный;
творческий
Описание подготовительного этапа.
Игра требует подготовки от организаторов (ведущий, диспетчера на станциях): определяется и устанавливается регламент проведения, заранее продумываются задания, готовится мультимедийное сопровождение, аудиофайлы, маршрутные листы, карточки с заданиями.
Специальной подготовки для участников игры не требуется.
Оборудование для каждой станции:
Станция «Давайте отгадывать» (листки с заданиями, ручки)
Станция «Давайте творить» (ножницы, простые карандаши, ручки)
Станция «Давайте играть» (клубок нитки)
Станция «Давайте обсуждать» (листки с заданиями)
Станция «Давайте петь» (фонограммы песен)
Описание игры.
Продолжительность игры — 40 минут.
На предварительном сборе участникам объясняются правила. Перед началом мероприятия необходимо сформировать команды. В нашей игре участвуют 12 человек. Класс делится на 2 команды следующим образом: в коробку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждому предлагается взять ленточку определенного цвета. В зависимости от того какой цвет выбрали ребята формируются команды. Команды придумывают названия, связанные с темой «Дружба».
Командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения этапов игры (станций). С ними команды идут по строго определенному маршруту. На один этап отводится определенное количество времени. Покидать станцию можно только по сигналу диспетчера. Места расположения станций заранее известны. Команда должна пройти все станции и получить подсказки. Каждая станция должна быть снабжена табличкой с названием этапа, а также ориентирами движения к очередному этапу.
Описание этапов проведения мероприятия.
(Перед началом мероприятия ребята вытаскивают из коробки цветные ленточки и занимают места в классе)
Ход мероприятия.
Учащиеся заходят в класс, рассаживаются на стулья, которые стоят полукругом. На доске висят солнышки, на обратной стороне которых написаны буквы (Д, р, у, ж, б, а)
1.Организация класса. Эмоциональный настрой.
-Ребята, вы, наверное, уже догадались о том, что у нас сегодня необычное занятие. Как вы думаете, что нас ожидает? (ответы обучающихся)
- Да, мы будем играть. Хотите? Нравится вам играть? Тогда начинаем.
2. Мотивационно — целевой этап
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кого вы там увидели? (И.Я.Яковлева).1 слайд
-А кто он такой? (
-Великий чувашский просветитель. (Открывается одна буква -р)
Как же он просвещал чувашский народ?
-Написал чувашский алфавит. (Открывается буква -Д)
- Он создал «Букварь».( Открывается буква -у)
-Открыл школы для чувашских детей. (Открывается буква -б)
-Обучал будущих учителей.( Открывается буква -ж)
-Написал завещание чувашскому народу. (Открывается буква -а)
-Теперь из этих букв нужно составить слово. (Дети составляют слово «Дружба».)
- Значит мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о чём? (О дружбе) 2 слайд
-Да, правильно. Какую цель поставим перед собой? (Ответы детей)
Узнать, что такое дружба, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будет учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях.
А в конце мероприятия мы должны будем вывести цитату из завещания чувашскому народу И.Я.Яковлева. Что же о дружбе И.Я.Яковлев написал в своём завещании чувашскому народу?
А для этого мы предлагаем вам пройти квест, посвященный теме «Дружба» и проявить себя как настоящая, дружная команда.
Правила нашей игры достаточно простые. Самое главное – соблюдать командный дух!
Сегодня вы — кладоискатели. Каждая команда получит свой маршрутный лист, на котором обозначены места выполнения заданий (станции). На станциях за каждое выполненное задание команда будет получать подсказку в виде отрывков из цитаты. Собрав все подсказки, всем командам необходимо будет составить цитату из духовного завещания чувашскому народу И.Я.Яковлева. И если вы правильно составите ее, получите клад! Перед началом нашего мероприятия, каждый из вас выбрал ленточку определенного цвета. Сейчас я попрошу вас объединиться в команды по цветам. Итак, у нас образовалось 2 команды! Придумайте название своей команде, связанное с темой нашего сегодняшнего мероприятия.
Ну, что?! Готовы? Тогда, поехали!
(Команды получают свои маршрутные листы и расходятся по станциям)
3. Основной этап
1.Станция «Давайте вместе отгадывать» 3 слайд.
Диспетчер: Я приветствую вас на станции «Давайте вместе отгадывать». Сначала отгадаем загадки, потом пословицы и сказочных друзей.
Задание1. Разгадать загадки
Мы в беде друг другу помогаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мужская... (дружба)
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы... (подружки)
Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю... (помириться)
Задание 2. Закончить пословицы. (На карточках написаны части поговорок и пословиц, нужно их соединить)
Человек без друзей, в лесу не растет.
Дружба не гриб, что дерево без корней.
Нет друга — ищи, милее богатства.
Доброе братство а нашел — береги.
Платье лучше новое, дороже денег
Дружба а друг старый.
Старый друг лучше …… на душе вьюга.
Без друга …… новых двух.
Друг за друга стой …… а товарища выручай
Сам погибай, …… выиграешь бой.
-Ребята вы любите сказки? А вы знаете, что сказочные герои тоже умеют дружить? Но вот беда - герои поссорились. Помогите помирить сказочных героев.
Задание 3. Угадать, кто с кем дружит? (Дети вспоминают сказки и подбирают друзей сказочным героям с помощью стрелок)
Дядя Федор и его друг… (Чебурашка)
Крокодил Гена и его друг… (кот Матроскин)
Мальчик по имени Малыш и его друг … (Пяточек)
Мишка Вини - Пух и его друг… (Карлсон)
Буратино и его друзья… (Знайка, Винтик, Шпунтик,)
Незнайка и его друзья… (Мальвина, Пьеро,)
-А чтобы сказочные герои больше не ссорились, прочитаем им мирилку. 4 слайд.
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!)
Каждая команда получает подсказку (часть цитаты: Будьте дружны между собой )
2.Станция «Давайте вместе играть» 5слайд.
Диспетчер: Я приветствую вас на станции «Давайте вместе играть».
1.Круг дружбы. Встаньте все в круг, я даю вам клубочек, вы наматываете нить от клубочка на палец л и говорите слова: «Я хочу, чтобы мой друг был…» и называете качество друга. После этого отдаёте клубок соседу и т.д.
- У нас получился круг дружбы. Надо дружно поднять руки вверх, затем опустить их вниз, чтобы не разорвать общий круг.
- Молодцы. Круг дружбы у вас получился крепкий.
2.Игра «Да-да-да, нет-нет-нет!»
-.Мы с вами должны ответить на вопросы, но не просто, а по три раза «Да-да-да или Нет- нет – нет!»
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да).
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да).
Мы научимся играть? (Да-да-да).
Другу будем помогать? (Да-да-да).
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет).
А улыбку подарить? (Да-да-да).
Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет).
Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да).
Будем крепко мы дружить? (Да-да да).
Каждая команда получает подсказку (часть цитаты: избегайте мелких счетов и распрей )
3.Станция «Давайте вместе творить!» 6 слайд.
Диспетчер: Ребята, я приветствую вас на станции творчества. Как вы уже поняли из названия, мы с вами будем творить.
Сейчас каждый участник команды на листе цветной бумаги обведёт свою ладошку, вырежет ее и в центре напишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. Каждый из вас напишет на ладошке качество, которым вам хочется охарактеризовать его обладателя. Например, ты добрый, ты веселый, ты остроумный и т.д. Рисунки ходят по кругу,пока все “пальчики” оказываются заполненными. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память!
Каждая команда получает подсказку (часть цитаты: помните о великом завете Спасителя: ).
4.Станция «Давайте вместе обсуждать» 6 слайд
Диспетчер: Ребята, я приветствую вас на этой станции. Как вы уже поняли из названия, мы с вами будем обсуждать. Вначале внимательно прочитаем рассказы, а потом обсудив сделаем выводы.
Рассказ “Друзья”.
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
-Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому. Что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Рассказ “Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня. - Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Вывод: Умей сопереживать другу, поддерживать его.
Рассказ “До первого дождя”
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
-Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
-Почему обе девочки густо покраснели?
Вывод: Настоящие друзья щедрые. всегда поделятся, не жадничают.
Каждая команда получает подсказку (часть цитаты: любите ненавидящих вас ).
5.Станция «Давайте вместе петь» 7слайд.
Диспетчер: Ребята, сейчас мы с вами посмотрим, знаете ли вы песни о дружбе!
Вам нужно собрать строчки из песен о дружбе и хором исполнить под фонограмму первый куплет.
(на экране появляются строчки из песен с перепутанными словами) 8-9-10 слайды.
И наверняка тогда запляшут вдруг облака
Дружба не сломается крепкая
Ничего лучше нету, на свете друзьям по белу свету чем бродить;
Каждая команда получает подсказку (часть цитаты: и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.)
(После прохождения всех станций команды собираются все вместе в кабинете, откуда расходились по станциям)
Ведущий: Ну, вот ребята вы выполнили все задания, собрали подсказки. Теперь вам нужно из ваших подсказок собрать ключевую фразу о дружбе, которую написал И.Я.Яковлев в своём завещании чувашскому народу. (Ключевая фраза : Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите ненавидящих вас и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.) 10 слайд.
За это я даю вам ключ от волшебного сундучка, в котором вы найдете угощение. (Дети открывают сундук с угощением.)
4. Этап «Рефлексия»
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Благодарю вас за проявленную творческую активность, за умение слышать, слушать и работать в команде. Вы сегодня большие молодцы! Сегодня у вас все получилось! А знаете почему? (Ответы обучающихся)
Ведущий: Правильно! Потому что вы работали вместе, дружно, сообща, то есть были одной командой! Скажите:
— Что вы получили от этого мероприятия?
— Какие выводы вы сделали для себя?
(Ребята анализируют мероприятие с точки зрения целеполагания; отвечают на вопрос, достигнута ли цель; осуществляют рефлексию.)
Ведущий: Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! Цените друг друга. Всем счастья, мира, радости и добра! 11 слайд.