СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного учебного занятия по биологии кружка «Флористика»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие «Вегетативное размножение – способ получения нового растения без семян»  проводилось в  кружке «Флористика»  с учащимися 6 класса. Занятие имело практическую значимость. Задание по размножению комнатных растений  включало в себя несколько способов вегетативного размножения. Освоение содержания  изучаемого материала было построено таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно составляли памятку о размножении данного растения, применяли ранее усвоенное и овладевали опытом творческой деятельности.  Интересная и познавательная для ребят работа по изучению  народных средств, которые используются для стимуляции укоренения. Одной из особенностей системно-деятельностного подхода в обучении биологии - формирование у обучающихся умения работать самостоятельно с помощью справочного материала; умение анализировать. На занятии происходило формирование бережного отношения к комнатным растениям.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного учебного занятия по биологии кружка «Флористика»»

Внеурочное учебное занятие по биологии 6 класс кружка «Флористика»

Учитель биологии Костюкова Любовь Анатольевна

МБОУ Лицей № 7 г.Саногорска, Республики Хакасия

Тема: Вегетативное размножение – способ получения нового растения без семян

Цели и задачи: рассмотреть основные способы и методы искусственного вегетативного размножения растений комнатном цветоводстве; развивать практические навыки и умения по черенкованию комнатных растений; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Цели.

Предметные результаты:

  • Формировать умение объяснять особенности вегетативного размножения и его роль в жизнедеятельности растения;

  • формировать умение проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. 1.Сформировать умение самостоятельно определять цель внеурочной деятельности

  2. Сформировать умение составлять в группе план решения проблемы

Познавательные УУД

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (работа с дополнительной информацией)

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УД

Сформировать ответственное отношение к обучению. Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду

Оборудование: проектор, экран, комнатные растения, стимуляторы для укоренения черенков, ватман, латексные перчатки, цветочные горшки, лезвие, ножницы.

Ход занятия.

Приветствие учащихся, настраивание на работу,

Провожу релаксацию: (на фоне музыки) Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.

Девиз: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. (Г. Х. Андерсен)

  1. Мотивация новой темы:

На зелёной полянке, вдоль тропинки в лесу,
На лужайке, на грядке и на клумбе в саду:
Одуванчик лекарственный, земляника садовая,
Черемуха пахучая, роза колючая,
Мать и мачеха раннецветущая,
Груша, плоды дающая.
Собрались не напрасно фотосинтез дающие
И заспорили меж собой, как им род продолжить свой?

Как вы думаете, какова тема нашего занятия

«Вегетативное размножение – способ получения нового растения без семян»

Какова цель нашего занятия, что мы должны сегодня узнать? 

Итак, начнём наш разговор о способах размножения.

1.Практическая работа ( работа в мини группах 1-ая группа садит хлорофитум, 2-ая – лист узамбарской фиалки, 3-я - черенкует сансевиерию и садит черенок, 4-я группа производит посадку черенок сциндапсус лимонный). После окончания работы группа должна составить памятку о размножении данного растения и выступить перед членами кружка.

Техника безопасности (одеть латексные перчатки, осторожно обращаться с режущими инструментами, чтобы не поранить себя и окружающих)

2.Отчет о практической работе

Каждая мини группа составляет памятку о размножении данного растения.

3. Стимуляторы для укоренения укоренения черенков

Современная промышленность выпускает множество форм стимуляторов корнеобразования, наиболее часто применяемые - корневин и гетероауксин. На практике народные средства, которые используются для стимуляции укоренения, зачастую эффективнее синтезированных.

( работа в мини группе )

1.Для укоренения черенков берут крупную картофелину, из которой тщательно удаляют все глазки, делают в ней щель, вставляют в нее черенок. черенки втыкают прямо в клубень, закапывают картофель в землю. Каждый черенок накрывают стеклянной банкой для создания парникового эффекта.  При регулярном поливе черенки быстро дают корни и молодые растения хорошо развиваются. Таким способом удается укоренить даже плохо черенкующиеся растения. Объясняется это тем, что вместо воды черенки получают сразу большое количество питательных веществ.


2.Чайную ложечку мёда растворить в 1,5 литра воды. Черенки, опускают в медовый раствор на одну треть высоты, вымачивают в растворе до 12 часов.
3.Попробуйте укоренять черенки поставив емкость с ними на хороший магнит (не сувенирный с холодильника). На магните каллус (прежде чем появятся корни, образуются белые блестящие клеточки в виде нароста (клетки каллуса), из которых потом растут корешки) появляется быстрей; у растений, на образование корешков которых обычно уходит более 2 недель, корни появлялись через 5-7 дней.

4. 3-7 капель сока алоэ (свежего) добавленного в воду, ускорят появление корешков и простимулируют иммунную систему черенка

5. Воткнуть черенок в старый лист алоэ

6. Янтарная кислота. Для приготовления раствора используют 1 таблетку на литр воды. Полученным раствором можно поливать пересаженные растения, опрыскивать или замачивать черенки, растение. Замачивают на 20-30 минут.


7. Приготовьте раствор дрожжей концентрацией 100 мг/л. Через сутки черенки достаньте из раствора дрожжей, обмойте водой и перенесите в сосуд, заполненный наполовину водой.

8. 1 чайную ложку меда и столько же дрожжей растворяют в стакане воды и погружают черенок в раствор на ночь. Затем промывают и ставят в обычную воду.

  1. Работа с дополнительной информацией в группах.

При черенковании кактусов и других суккулентов срезы необходимо присыпать толченым углем, дать 2—3 дня подсохнуть, после чего черенки высадить в специально подготовленные горшки или ящики. На дно горшка или ящика укладывают дренажный слой (мелкие черепки, гальку или крупнозернистый песок) высотой 2—3 см, затем насыпают дерновую и листовую землю (поровну), смешанную с 1/5 части хорошо промытого песка. Высота питательного слоя должна быть 4—5 см. Сверху кладут слой крупнозернистого, хорошо промытого речного песка толщиной 3 см. Опыт показывает, что легче укореняются те черенки, которые размещены у стенок горшка, так как кислород воздуха, проникая через поры стенки, находится, в непосредственном контакте с корнями растений, стимулируя их развитие. Во избежание закисания почвы предпочтительнее использовать горшки маленьких размеров и помещать по нескольку черенков по периметру горшка, что гарантирует успешное укоренение.

Посаженные черенки (ежедневно утром и вечером до конца укоренения) опрыскивают водой комнатной температуры. Горшки или ящики накрывают стеклом, так как под ним лучше сохраняется тепло и влажность, устанавливают в светлом, но несолнечном месте с температурой 20—25°С тепла. При такой температуре черенки через 2—4 недели образуют корни и начинают расти. После укоренения молодые растения постепенно приучают к комнатному воздуху. Для этого днем снимают стекло сначала на 1—2, на следующий день — на 2—3 часа, а через 1—1,5 недели убирают совсем. Затем их высаживают в горшочки размером 7×7 или 10×10 см (учитывая длину черенка) и обязательно с комочком почвы вокруг корней. После этого укоренившийся черенок опускают в горшок и присыпают почвой. Постукиванием горшка о стол землю распределяют равномерно между корнями, а по краям уплотняют плоской деревянной палочкой.

После посадки растеньице поливают тепловатой водой, 7—10 дней содержат в затененном месте и ежедневно опрыскивают. Через год, а некоторые быстрорастущие культуры (бегонии, фуксии и др.) и раньше, пересаживают в посуду больших размеров. Лучшее время для пересадки — март—апрель. Стеблевые черенки традесканций, пеларгоний, и некоторых других растений высаживают сразу в горшки. Фикусы, олеандры можно укоренять в банки с водой на солнечном окне. Листовыми черенками (целыми листьями с черешком) размножают бегонию рекс, сенполию и пеперомию. У хорошо сформированного листа бегонии реке подрезают толстые жилки в местах расхождения, кладут нижней поверхностью на влажный песок, прикалывают деревянными крючками или слегка придавливают небольшими камешками. Через 3—4 недели из каждого надреза вырастает новое растение.

Многие комнатные растения (аспйдистру, хлорофитум, пеперомию и др.) размножают делением куста, обычно весной при пересадке. У камнеломки и хлорофитума развиваются свешивающиеся боковые побеги — «усы», оканчивающиеся новыми растеньицами, образующими (даже в воздухе) корешки. Эти растеньица отрезают и высаживают в отдельные горшочки с рыхлой землей. Луковичные растения размножают молодыми луковичками (детками), которые образуются у донца материнской луковицы (у амариллисов, кринумов, зефирантесов и др.). Стеблевыми отростками можно размножать шаровидных кактусов-карликов, которые при пересадке взрослого растения отделяют и сажают в другой горшок. Корневыми отпрысками размножают кливии, филодендроны, агавы, алоэ, драцены и др. т.е. растения, которые образуют на придаточных корнях маленькие растеньица. При пересадке материнского растения их осторожно отделяют, сохраняя корешки, и сажают в отдельную емкость. Растения с подземными стелющимися разветвленными стеблями (сансевиерию, аспидистру и др.) размножают глазками или почками, из которых развиваются новые побеги. Корневища разрезают острым ножом так, чтобы на каждом отрезке была почка. Место разреза посыпают толченым древесным углем. Отрезки высаживают в горшки с песчанистой почвой. 

5. Отчет о работе с дополнительной информацией.

6. Хозяйственное значение вегетативного размножения

1.Возможность быстрого воспроизводства двулетних и многолетних растений

2. Необходимость сохранения наследственных признаков сорта (повторяют свойства материнского организма);

3.Образующиеся организмы достаточно крупные, поэтому имеют явные преимущества перед мелкими и слабыми проростками, появившиеся из семян.

7. Итог занятия.

8. План следующего занятия (будем проходить семенное размножение растений)