Конспект внеурочного занятия по курсу Мастерская смыслового чтения на краеведческом материале.
Тема: «Город Владимир –родина Столетовых»
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята. (слайд 1)
-Начинаем занятие Мастерская смыслового чтения. Мы сегодня продолжим работать с текстами на краеведческом материале.
-Давайте поприветствуем друг друга. Улыбнитесь.
- Улыбка может согреть вас и ваших друзей теплом и улучшить всем настроение. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Улыбнитесь и им, поделитесь частичками своего тепла. Хорошее настроение поможет нам справиться с любой задачей. Присаживайтесь.
-Вы догадались как мы будем сегодня работать? (в группах)
-Чтобы работа в группе принесла желаемый результат какие правила нужно соблюдать? (ответы детей, слайд 2)
Правила работы в группе:
-в группе должен быть ответственный;
-каждый работает на общий результат;
-один говорит, другие слушают;
- свое несогласие говорят вежливо;
- не понял, переспроси одноклассника, капитана или учителя;
-соблюдать время работы над заданием;
-по окончанию выполнения задания дать сигнал- фонарик.
-Правила повторили. Старайтесь их соблюдать.
-Договоритесь кто в вашей группе будет ответственным сегодня на занятии. Ответственные поднимите руку.
-Помните, что, если вам понадобится помощь вы можете обратиться ко мне.
2.Основной этап занятия. Постановка цели и задач.
-У Вас на столах лежат пазлы. Рассмотрите. Фрагментом чего являются части пазла? (карты. Приложение 1) Соберите его вместе.
-Узнали, что получилось? (карта города)
-Что это за город? Запишите в окошке пазла. (Дети работают с фрагментом карты, собирают из букв название города – Владимир, на электронной доске показана карта, слайд 3).
- На прошлом занятии Мастерская смыслового чтения мы работали с текстом в тетради комплексные работы на краеведческом материале и познакомились с историей города Владимира. Владимир -главный город Владимирской области. Назван он в честь великого князя – князя Владимира Красное Солнышко. (учитель показывает ТПО)
-Пишинская Полина подготовила стихотворение про Владимир. Давайте послушаем его. (ученица читает стихотворение из азбуки вл.шк.стр.6)
Владимир- мой любимый город,
Столица древней он Руси.
От белокаменных соборов
Не можем глаз мы отвести!
Их купола сияют златом,
И звон их слышен далеко,
Вы приезжайте к нам, ребята,
И вы полюбите его!
-Спасибо, Полина. Давайте мы отправимся в путешествие и вспомним, что узнали про Владимир.
- А сейчас каждый сам себя проверит каким внимательным он был при работе с текстом на прошлом занятии. Возьмите карточку зеленого цвета. Отметьте верные утверждения знаком плюс. (учащиеся самостоятельно работают в карточке, приложение 2)
- Готовы, ребята? Проверим. (учитель выводит таблицу на доску и опрашивает учеников, появляются верные ответы, слайд 4).
-Молодцы! Нам предстоит выполнить групповое задание.
-Давайте еще раз обратимся к тексту про город Владимир на страницах 36-37 в тетрадях комплексные работы на краеведческом материале. Используйте ознакомительное или просмотровое чтение. (дети читают текст самостоятельно, используя любой вид чтения)
-Теперь выполним групповое задание. Ответственные в группах возьмите белый лист с заданием и заполните кластер «Старинный русский город –Владимир».
-Вы можете опираться на свои знания о городе Владимире или обращаться к тексту. Я напоминаю о правилах работы в группе. Договоритесь кто будет искать информацию, записывать ответы, кто отвечать. (учащиеся заполняют кластер, приложение 3)
-Проверим вашу работу. Я даю вам эталонный кластер для самопроверки. Внесите изменения в свой кластер, если были допущены ошибки. (приложение 4)
- В эталонном кластере остался один пустой блок. Рассмотрите рисунок. Имя какого знаменитого земляка знаете вы, ваши родители, бабушки и дедушки? (Столетов АГ)
-Предположите тему занятия Мастерская смыслового чтения. (Город Владимир –родина Столетовых, слайд 5).
-Вам предстоит познакомиться с историей семьи Столетовых, знаменитыми земляками города Владимира. Мы будем работать с разными видами информации и заполнять рабочий лист о семье Столетовых. (учитель показывает РЛ, приложение5). Договоритесь, кто на протяжении занятия будет вносить в него информацию. Тетрадь с комплексными работами попрошу закрыть и отложить.
- Каждый откройте азбуку владимирского школьника на странице 61. Познакомимся с текстом. Я попрошу ответственного первой группы прочитать текст.
- А вы, ребята, внимательно следите за чтением. (ученик читает текст, дети следят за чтением).
-О ком говорится в тексте? (Ответы детей). Найдите в тексте информацию о самых знаменитых из рода Столетовы и внесите информацию в рабочий лист. (учащиеся вносят информацию в таблицу).
-Проверим вашу работу. Что вы узнали о знаменитых земляках? (учащиеся дают ответы на букву а ,н –блок Дети, возможно заполнения блока- Память о семье). Можно закрыть азбуку и отложить на середину стола.
- Достаточно ли информации вы узнали о знаменитых земляках? Получилось ли заполнить весь рабочий лист? (недостаточно информации, весь рабочий лист не заполнен)
-Как вы думаете из каких источников еще можно получить информацию о семье Столетовых? (ответы учащихся: прочитать в азбуке вл.шк, в тетради , в карточках, послушать аудио или посмотреть видеофильм).
-А знаете ли вы, что в 1970 году школе присвоено имя Александра Григорьевича Столетова. Давайте узнаем, как учились знаменитые братья Столетовы?
- Ответственный во второй группе возьмите лист желтого цвета и прочитайте для одноклассников текст про Николая Григорьевича Столетова. Ребята, а вы внимательно слушайте. Эти знания помогут вам продолжать заполнять рабочий лист о купеческой семье Столетовых. (приложение 6)
- Я попрошу ответственного из 3 группы прочитать для нас текст про Александра Григорьевича Столетова. Спасибо.
-Проверим как внимательно вы слушали своих одноклассников.
-Кто из братьев увлекался языками? (Николай)
-Сколько языков знал Николай? (9)
- Кто из братьев любил уроки математики и физики? (Александр)
-Что с увлечением строил дома Саша? (физические приборы)
-Какая мечта была у Александра Григорьевича? (поехать в Москву и поступить на физико-математический факультет)
-Подумайте какую информацию еще можно внести в рабочий лист о Столетовых? Запишите ее в блок - образование. Помните о правилах работы в группе.
-Проверим работу. Какую информацию вы внесли? (учащиеся вносят информацию в блок –образование).
-Полностью ли у вас заполнен рабочий лист? (нет). Давайте больше узнаем о старинном купеческом роде из видеоролика, который подготовили третьеклассники из другой параллели. Смотрите внимательно фильм. (просмотр видеоролика 4.16 мин, слайд 6)
- Что нового узнали про род Столетовых?
-Выполните задание в группе. Продолжите заполнять рабочий лист о семье Столетовых, с опорой на ту информацию, которую узнали из видеоролика. (учащиеся самостоятельно вносят информацию в рабочий лист)
- Ответственный (первой, второй, третьей) группы, какую информацию вы внесли в рабочий лист?
- Сколько детей было в семье? (4 сына и 2 дочери). Как звали братьев и сестер?
-Как звали отца? Чем он занимался?
-Как звали мать? Чему она учили детей?
3. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
-Сегодня мы знакомились со знаменитыми земляками нашей малой родины. Это Столетовы. (слайд 7)
-Какая информация была для вас новой? Вы можете воспользоваться рабочим листом для ответа.
-Конечно, об этой семье можно еще много рассказать. В жизненном укладе Столетовых огромную роль играли семейные ценности. Это любовь к труду, служение Отечеству, стремление к отличной учебе.
-А как увековечена память о знаменитых земляках Владимира? Я предлагаю вам к следующему занятию найти информацию. Вы можете взять книгу в библиотеке, обратиться к интернет ресурсам или семьей посетить Дом –музей Столетовых.
-Помогали нам сегодня узнавать информацию о городе Владимире, о семье Столетовых тексты замечательных пособий. Это комплексные работы на краеведческом материале и азбука владимирского школьника.
-Наше занятие подходит к концу. Обсудите и оцените работу группы. Ответственный, возьмите большой смайлик и покажите. (на доске смайлики и оценка деятельности, слайд 8)
-Спасибо за работу!
- Оценить свой вклад в работу команды. Я предлагаю вам отправим мне смс. (на доске смайлики и оценка деятельности, слайд 9)
- Каждый возьмите маленький смайлики, оцените свою работу, подпишите свое имя и приклейте его на смартфон в своей группе.
Радостный - я с удовольствием работал(а) в команде, много узнал нового и помог команде заполнить рабочий лист о семье Столетовых.
Печальный - мне было сложно работать в команде и получать новые знания.
Грустный – мне было интересно работать, но не всегда у меня получалось помочь команде.
- Я видела вашу активную работу на занятии. Молодцы!
-Наше занятие я хочу закончить стихотворение владимирского поэта Юрия Сергеевича Павлова.
Здесь физик будущий, Столетов,
Азы науки постигал,
И брат его – «при эполетах» -
Известный русский генерал.
Поэт Бальмонт и Безыменский
Здесь обрели родной причал,
И академик Саваренский
Естествознанье изучал.
И Златовратский, Благонравов –
Какие это имена!
Гордится ими – и по праву! -
Не только школа- вся страна!
-Храните историю семьи Столетовых, которые прославили Владимирскую землю и страну.
-Наше занятие окончено. Спасибо за работу!