Филиал МБОУ «Мало-Шелемишевская СОШ»
«Шелемишевская ООШ» имени
Героя Советского Союза Н.М.Красикова
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
«Кровь. Сердце человека»
(Естественно-научная грамотность)
Учитель биологии
Яшкина Г.В.
2025 г
Тема:«Кровь. Сердце человека»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цель: формирование функциональной грамотности (естественно-научной, читательской) обучающихся в процессе деятельности по теме «Кровь. Сердце человека».
Задачи занятия:
Повторить и систематизировать знания по теме «Кровь. Сердце человека»
Закрепить алгоритм выполнения заданий ОГЭ по биологии
( № 10, 16, 24)
Сценарий занятия
I. Организационный момент
Организация класса, эмоциональный настрой
(Слайд №1-2)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Урок я хочу начать притчей. Однажды молодой человек пришёл к мудрецу и пожаловался ему: «Каждый день по 5 раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь».
- Но радости в моей жизни так и нет».
Мудрец положил перед юношей ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови,что ты выбираешь из них».
«Ложку» , - ответил юноша.
«Произнеси это слово 5 раз», - сказал мудрец.
«Я выбираю ложку», - послушно произнёс юноша 5 раз.
«Вот видишь, сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, ложка не станет твоей. Надо протянуть руку и взять ложку».
- Вот и сегодня на уроке я хочу, чтобы вы протянули руку и взяли с урока знания и умения, которые вам пригодятся в вашей жизни.
2. Актуализация знаний
Загадка, тема и задачи урока (Слайд №3-5)
-А сейчас отгадайте загадку.
В организме есть река
Та река не глубока,
Носит к клеткам кислород,
Кормит ткани круглый год,
Яд из органов уносит,
Этим пользу нам приносит,
Цвета красного она,
Отгадаешь без труда (Кровь)
- Я думаю, что вы уже догадались, что тема сегодняшнего занятия будет….. «Кровь. Сердце человека».
1.А что же такое кровь? 2.Что вы знаете о крови? 3.Что бы вы хотели узнать?
- Сформулируйте задачи нашей с вами работы. (слайд 5 -6)
3.Обощение знаний, полученных при изучении темы
1. Кровь. Состав крови человека.
Проблемный вопрос, повторение изученного (Слайд №7-9)
- Индивидуальная работа с заданием № 10 (Приложение №1) (слайд № 10-11)
2. Сердце человека.
Внешнее и внутреннее строение сердца человека (слайд 12 – 16)
- Работа в парах с заданием № 16 (Приложение № 2) (слайд 17-18)
3. Работа сердца (сердечный цикл) (Слайд 19)
- Работа в группе с заданием № 24 (Приложение 3) (слайд 20-21)
4. Рефлексия.
- Какова была тема урока? Задачи урока? Достигли ли вы их? (Слайд 22)
- Что вам более всего удалось, какие моменты были выполнены наиболее успешно?
- Перечислите основные трудности, которые вы испытывали во время урока. Что помогло их преодолеть?
- Ребята, в заключении урока я хочу провести с вами игру-рефлексию. Встаньте, пожалуйста. Правила игры таковы, я читаю строку стихотворения, а вы должны закончить словом-отгадкой. Готовы? Я вам помогу. Начинаем:
На уроке каждый проявил …. (СТАРАНИЕ)
Показал реальные свои по теме …. (ЗНАНИЯ)
Остается нам в такие вот …… (МОМЕНТЫ)
Подарить друг другу громкие…….(АПЛОДИСМЕНТЫ)
- Ребята, вспомните притчу, с которой мы начали наше занятие. Я надеюсь, что сегодня вы вняли совету мудреца: протянули руку и взяли новые знания.
(Слайд 23)
Наше занятие окончено! Благодарю за активную и плодотворную работу.
(Слайд 24)
Приложение 1
№ 10
Вставьте в текст «Кровь» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Кровь
Кровь- это_________ (А). В её состав входит_________(Б) и форменные элементы- красные клетки эритроциты, белые клетки- ________(В) и кровяные пластинки- тромбоциты. Кровь, ____________(Г) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.
Перечень терминов
1 лимфа
2 лейкоциты
3. вода
4.плазма
5.белки
6. соединительная ткань
Ответ:
Приложение 2
№ 16 Работа с рисунком «Строение сердца»
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено сердце человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1
5
2
6
4
3
Правое предсердие
Двухстворчатый клапан
Правый желудочек
Левый желудочек
Левое предсердие
Полулунный клапан
ОТВЕТ:
1 – левое предсердие
2 – 3-х створчатый клапан
5 – 2-х створчатый клапан
Приложение 3
Прочитайте текст и выполните задание 24.
СЕРДЦЕ
Сердце — основной орган, обеспечивающий движение крови по сосудам. У человека оно состоит из четырёх камер: двух предсердий и двух желудочков. Стенки левого желудочка толще, чем правого, поскольку он накачивает кровь в большой круг кровообращения, сопротивление движению в котором больше, а давление крови выше, чем в малом круге кровообращения.
В покое сердце взрослого человека совершает в минуту около 75 циклов. В каждом цикле, продолжающемся 0,8 с, выделяют три фазы. В первую фазу наполненные кровью предсердия сокращаются, перемещая кровь в расслабленные в это время желудочки. Во вторую фазу сокращающиеся желудочки выталкивают кровь в аорту и лёгочные артерии. Третья фаза — общее расслабление — короткий отдых сердца, заполнение предсердий кровью. Однонаправленный кровоток обеспечивается раскрытием и смыканием в нужный момент клапанов сердца. Клапаны между предсердиями и желудочками называются створчатыми. Створки этих клапанов прикреплены сухожильными нитями к стенкам желудочков. Полулунные клапаны прикреплены к стенкам аорты и лёгочным артериям. Закрываясь, они препятствуют возврату крови в желудочки.
Используя содержание текста «Сердце» и знания из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
1) В какую фазу сердечного цикла желудочки наполняются кровью?
2) Чем обеспечивается однонаправленный ток крови?
3) Объясните, почему артериальная и венозная кровь в сердце человека не смешиваются.
Элементы ответа:
1) в первую фазу (систола предсердий);
2) однонаправленный кровоток обеспечивается раскрытием и смыканием в нужный момент клапанов сердца;
3) смешиванию крови в сердце препятствует полная межжелудочковая перегородка.
Приложение 4
Р
2
екомендации выпускнику по выполнению заданий Линии 10
1. Внимательно прочитайте деформированный текст (знакомство с содержанием текста). Читаем текст повторно и соотносим со смыслом текста пропущенные термины.
2. Вставляйте в текст на место пропуска подходящий (по вашему мнению) термин из предложенного списка.
3. Прочитайте восстановленный текст, проверьте, логичны ли получившиеся предложения.
4. Внесите цифровые обозначения в таблицу.
Рекомендации выпускнику по выполнению заданий Линии 16
1) на рисунке нужно обязательно подписать каждую указанную часть, используя знания из предмета «Биология. Человек»
2) сопоставляй твои подписи с предложенным в задании перечнем обозначений
3) найди совпадения. Оформи ответ к заданию.
4) рекомендуется цифры ответа вносить в порядке возрастания
Задания Линии 24 –это умение работать с текстом биологического содержания
Рекомендации выпускнику по выполнению заданий Линии 24
1) внимательно и вдумчиво прочитай текст первый раз, постарайся понять его содержание.
2) внимательно прочитай вопросы к тексту. При повторном чтении текста ответы на вопросы сразу подчеркивай в тексте.
3) прочитай вопрос и найденный к нему ответ- старайся, чтобы ответы были конкретными на поставленный в задании вопрос.
4) если четкого ответа в тексте нет, только тогда отвечай на вопрос используя свои знания из соответствующей области биологии.