СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия "Кровь.Сердце человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по биологии в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Кровь.Сердце человека"»


Филиал МБОУ «Мало-Шелемишевская СОШ»

«Шелемишевская ООШ» имени

Героя Советского Союза Н.М.Красикова















КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

«Кровь. Сердце человека»

(Естественно-научная грамотность)















Учитель биологии

Яшкина Г.В.









2025 г

Тема:«Кровь. Сердце человека»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цель: формирование функциональной грамотности (естественно-научной, читательской) обучающихся в процессе деятельности по теме «Кровь. Сердце человека».

Задачи занятия:


  1. Повторить и систематизировать знания по теме «Кровь. Сердце человека»

  2. Закрепить алгоритм выполнения заданий ОГЭ по биологии

( № 10, 16, 24)


Сценарий занятия

I. Организационный момент

Организация класса, эмоциональный настрой

(Слайд №1-2)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Урок я хочу начать притчей. Однажды молодой человек пришёл к мудрецу и пожаловался ему: «Каждый день по 5 раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь».

- Но радости в моей жизни так и нет».

Мудрец положил перед юношей ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови,что ты выбираешь из них».

«Ложку» , - ответил юноша.

«Произнеси это слово 5 раз», - сказал мудрец.

«Я выбираю ложку», - послушно произнёс юноша 5 раз.

«Вот видишь, сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, ложка не станет твоей. Надо протянуть руку и взять ложку».

-  Вот и сегодня на уроке я хочу, чтобы вы протянули руку и взяли с урока знания и умения, которые вам пригодятся в вашей жизни.

2. Актуализация знаний

Загадка, тема и задачи урока (Слайд №3-5)

-А сейчас отгадайте загадку.

В организме есть река

Та река не глубока,

Носит к клеткам кислород,

Кормит ткани круглый год,

Яд из органов уносит,

Этим пользу нам приносит,

Цвета красного она,

Отгадаешь без труда (Кровь)

- Я думаю, что вы уже догадались, что тема сегодняшнего занятия будет….. «Кровь. Сердце человека».

1.А что же такое кровь? 2.Что вы знаете о крови? 3.Что бы вы хотели узнать?

- Сформулируйте задачи нашей с вами работы. (слайд 5 -6)

3.Обощение знаний, полученных при изучении темы

1. Кровь. Состав крови человека.

Проблемный вопрос, повторение изученного (Слайд №7-9)

- Индивидуальная работа с заданием № 10 (Приложение №1) (слайд № 10-11)

2. Сердце человека.

Внешнее и внутреннее строение сердца человека (слайд 12 – 16)

- Работа в парах с заданием № 16 (Приложение № 2) (слайд 17-18)

3. Работа сердца (сердечный цикл) (Слайд 19)

- Работа в группе с заданием № 24 (Приложение 3) (слайд 20-21)

4. Рефлексия.

- Какова была тема урока? Задачи урока? Достигли ли вы их? (Слайд 22)

- Что вам более всего удалось, какие моменты были выполнены наиболее успешно?

- Перечислите основные трудности, которые вы испытывали во время урока. Что помогло их преодолеть?

- Ребята, в заключении урока я хочу провести с вами игру-рефлексию. Встаньте, пожалуйста. Правила игры таковы, я читаю строку стихотворения, а вы должны закончить словом-отгадкой. Готовы? Я вам помогу. Начинаем:

На уроке каждый проявил …. (СТАРАНИЕ)

Показал реальные свои по теме …. (ЗНАНИЯ)

Остается нам в такие вот …… (МОМЕНТЫ)

Подарить друг другу громкие…….(АПЛОДИСМЕНТЫ)

- Ребята, вспомните притчу, с которой мы начали наше занятие. Я надеюсь, что сегодня вы вняли совету мудреца: протянули руку и взяли новые знания.

(Слайд 23)

Наше занятие окончено! Благодарю за активную и плодотворную работу.

(Слайд 24)






Приложение 1


10


Вставьте в текст «Кровь» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.


Кровь

Кровь- это_________ (А). В её состав входит_________(Б) и форменные элементы- красные клетки эритроциты, белые клетки- ________(В) и кровяные пластинки- тромбоциты. Кровь, ____________(Г) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.


Перечень терминов


1 лимфа

2 лейкоциты

3. вода

4.плазма

5.белки

6. соединительная ткань


Ответ:

А

Б

В

Г

6

4

2

1




























Приложение 2



16 Работа с рисунком «Строение сердца»

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено сердце человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



1



5



2



6





4

3









  1. Правое предсердие

  2. Двухстворчатый клапан

  3. Правый желудочек

  4. Левый желудочек

  5. Левое предсердие

  6. Полулунный клапан

3


4

6



ОТВЕТ:

1 – левое предсердие

2 – 3-х створчатый клапан

5 – 2-х створчатый клапан









Приложение 3

Прочитайте текст и выполните задание 24.
СЕРДЦЕ

     Сердце — основной орган, обеспечивающий движение крови по сосудам. У человека оно состоит из четырёх камер: двух предсердий и двух желудочков. Стенки левого желудочка толще, чем правого, поскольку он накачивает кровь в большой круг кровообращения, сопротивление движению в котором больше, а давление крови выше, чем в малом круге кровообращения.

В покое сердце взрослого человека совершает в минуту около 75 циклов. В каждом цикле, продолжающемся 0,8 с, выделяют три фазы. В первую фазу наполненные кровью предсердия сокращаются, перемещая кровь в расслабленные в это время желудочки. Во вторую фазу сокращающиеся желудочки выталкивают кровь в аорту и лёгочные артерии. Третья фаза — общее расслабление — короткий отдых сердца, заполнение предсердий кровью. Однонаправленный кровоток обеспечивается раскрытием и смыканием в нужный момент клапанов сердца. Клапаны между предсердиями и желудочками называются створчатыми. Створки этих клапанов прикреплены сухожильными нитями к стенкам желудочков. Полулунные клапаны прикреплены к стенкам аорты и лёгочным артериям. Закрываясь, они препятствуют возврату крови в желудочки.

Используя содержание текста «Сердце» и знания из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

1) В какую фазу сердечного цикла желудочки наполняются кровью?
2) Чем обеспечивается однонаправленный ток крови?
3) Объясните, почему артериальная и венозная кровь в сердце человека не смешиваются.





Элементы ответа:
1) в первую фазу (систола предсердий);
2) однонаправленный кровоток обеспечивается раскрытием и смыканием в нужный момент клапанов сердца;
3) смешиванию крови в сердце препятствует полная межжелудочковая перегородка.







Приложение 4


Р

2

екомендации выпускнику по выполнению заданий Линии 10

1. Внимательно прочитайте деформированный текст (знакомство с содержанием текста). Читаем текст повторно и соотносим со смыслом текста пропущенные термины.

2. Вставляйте в текст на место пропуска подходящий (по вашему мнению) термин из предложенного списка.

3. Прочитайте восстановленный текст, проверьте, логичны ли получившиеся предложения.

4. Внесите цифровые обозначения в таблицу.


Рекомендации выпускнику по выполнению заданий Линии 16


1)    на рисунке нужно обязательно подписать каждую указанную часть, используя знания из предмета «Биология. Человек»

2)    сопоставляй твои подписи с предложенным в задании перечнем обозначений

3)    найди совпадения. Оформи ответ к заданию.

4)    рекомендуется цифры ответа вносить в порядке возрастания




Задания Линии 24 –это умение работать с текстом биологического содержания

Рекомендации выпускнику по выполнению заданий Линии 24

1)    внимательно и вдумчиво прочитай текст первый раз, постарайся понять его содержание.

2)    внимательно прочитай вопросы к тексту. При повторном чтении текста ответы на вопросы сразу подчеркивай в тексте.

3)    прочитай вопрос и найденный к нему ответ- старайся, чтобы ответы были конкретными на поставленный в задании вопрос.

4)    если четкого ответа в тексте нет, только тогда отвечай на вопрос используя свои знания из соответствующей области биологии.