СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия "Пасхальные сюрпризы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Пасхальные сюрпризы."»




Внеурочное занятие

по курсу ОРКСЭ


«Пасхальные сюрпризы»


Автор: Грызова Карина Самвеловна


Должность: учитель начальных классов
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Класс: 4

Тема занятия: «Пасхальные сюрпризы»

Цель: формировать интерес к традициям празднования Светлого праздника Пасхи.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять знания детей о народных праздниках;

  • познакомить детей с народными обычаями и фольклором, связанными с этим праздником;

  • приобщать детей к истокам русской православной культуры.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • развивать коммуникативные навыки и культуру общения;

  • развивать воображение, эмоциональную сферу;

  • развивать творческие способности учащихся в процессе изготовления праздничных открыток.

Воспитательные:

  • формировать навыки доброжелательного отношения и уважения к другому человеку;

  • воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру;

  • формировать умение сотрудничать, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых; учить применять полученные навыки общения в игровых ситуациях;


Используемые методы, технологии и формы организации познавательной деятельности учащихся: драматизация (театрализация); игровые технологии; сообщение учащихся, сопровождаемое показом мини-презентации; творческая мастерская (организация практической деятельности по изготовлению открытки).


Оборудование: интерактивный комплекс (ноутбук, интерактивная доска, проектор); презентация со звукозаписями; веточки вербы, изготовленные учащимися на уроке технологии; корзина с бумажными яичками для игры «Найди пару»; индивидуальные наборы для изготовления пасхальной открытки; костюмы и декорации для сценки; большие куличи для чаепития (пекут родители дома и приносят в класс); маленькие куличики с сюрпризом внутри (пекут родители дома и приносят в класс); печенье в форме птичек (пекут родители дома и приносят в класс); крашеные варёные яички для проведения игр и для чаепития (красят родители с детьми дома и приносят в класс); ваза с веточкой и птички для проведения эмоциональной рефлексии.

  • Для проведения занятия необходимо два помещения (два класса: для проведения занятия и для чаепития). В классе, где проводится занятие, столы и стулья расставляются особым образом (см. Приложение).







Ход занятия

  1. Приветствие. Эмоциональный настрой.

Учитель:

«Здравствуйте!» Просто «Здравствуйте»?

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?


- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!

А ещё, здороваясь мы желаем друг другу здоровья! Я вам всем желаю здоровья!

Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. 


Предлагаю вам сейчас подарить друг другу хорошее настроение: прикоснитесь друг другу ладошками и улыбнитесь друг другу от всей души! Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь день! Тем более, что сегодня на нашем занятии вас ждут многочисленные сюрпризы! А «сюрприз» – это всегда неожиданно, приятно и радостно!

  1. Литературная композиция. История праздника Пасхи.

Ученик:

Играет и льётся солнечный свет.
В душе раздаётся с утра благовест.
В лазури безбрежной плывут облака.
Под ивами нежно лепечет река.
Дыханье весны в зеленеющем лесе...
Как радостно жить!
Христос Воскресе!

Ученик:

Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна - пора чудес,
Журчит родник - Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес -
"Воистину Христос воскрес!"


Учитель:

Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы отмечаем день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа.

Звучит музыка: Пасхальная песнь – «Воскресение Христово видевше»


Ученик:

Перенесемся в далекое прошлое.

Гора Голгофа… Здесь более двух тысяч лет назад распяли на Кресте Иисуса Христа, Сына Божия, ни в чем не повинного. Иисус умер, Его Пречистое Тело сняли с Креста и положили в пещере, завалив огромным камнем.


Ученик:

А на третий день после смерти оказалось, что тела Христа нет в пещере. Он воскрес. Причем, не просто воскрес. Душа Иисуса вернулась в тело. И он пришел к своим друзьям и ученикам, показал свои раны. Люди убедились, что это не просто их любимый Учитель, а Учитель воскресший.


Ученик:

Иисус Христос умер за нас, избавил людей от власти смерти, воскреснув, показал, что любой человек после смерти также может войти в Царствие Небесное.


Ученик:

В народе считалось, что в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения, сам Христос спускается на землю и ходит по городам. Люди раздавали угощение нищим, потому что одним из них мог быть сам Иисус.


Ученик:

Воскресение Иисуса означает победу жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом.

Пасха – это праздников праздник, торжество торжеств. Недаром наши предки говорили: «Пасха красная».


  1. Пасхальные сюрпризы для детей и родителей. Пасхальные обряды, обычаи и традиции.


Учитель:

У любого православного праздника - своя красота, обычаи, традиции. Немало их и на Пасху.

Давайте познакомимся с народными традициями русской Пасхи.


Ученик:

Звенят, поют колокола!
Лучами греет всех весна.
Всё небо синее, как море,
И верба в белом вся уборе.


Ученик:

Весна надела украшения,
И в честь Святого Воскресенья.
Весь, пеньем птиц наполнен лес,
Христос воскрес! Христос воскрес!


Ученик:

Теплом лучей пришла весна,
Кулич и пасху принесла.
Красиво яйца расписала,
И с нами Бога прославляла!


Ученик:

И люди радуются пасхе!
Детей блестят от счастья глазки.
Весна цветёт, полна чудес,
Христос воскрес! Христос воскрес!

Ученик:

Люди - братья! Наступил 
День великий, день спасенья! 
Светлый праздник Воскресенья! 
Бога правды, бога сил! 

Ученик:

Он воскрес! Обитель рая 
Вновь открыта для людей, 
Но одна дорога к ней: 
Жизнь безгрешная, святая!


Ученик:
Утро! Небо ярко блещет 
Светлой алою зарей. 
Громко песня раздается 
Над проснувшейся землей. 


Ученик:

То замрет, то снова льется 
В трелях трели без конца. 
Это птичек славят хоры 
В песнях радостных Творца 

Ученик:
Вся природа славит Бога. 
Встань, послушай и взгляни, 
И в молитве благодатной 
Ты колено преклони.


Ученик:

Нет в России пальм зеленых, 
Лишь березоньки да клены, 
Да пушится над водой 
Верба веткой золотой. 

Ученик:
Верба ветки дарит нам, 
Отнесем их в Божий Храм

И под колокольный звон 
Их поставим у икон.

Учитель:

К Пасхе готовятся заблаговременно. Неделю до праздника называют Вербной. Воскресенье – Вербным – это день торжественного въезда Иисуса в Иерусалим, когда люди устилали дорогу зелёными ветвями. Веточки вербы - это знак торжества жизни над смертью.

Веточки вербы освящают в церкви, приносят домой. Дотрагиваются ими к членам семьи и приговаривают:

«Не я бью – верба бьёт,

Будь здоровый, как вода,

Будь богатый, как земля.»


Ученик:

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня. (А.Блок)


Ученик:

Пасха празднуется всегда весной и всегда в воскресенье. Христиане называют его праздником любви и победы над смертью, открытием пути в бессмертную, светлую жизнь.

В день Светлой Пасхи полагалось угощать всех встречных яйцами и приветствовать друг друга начальными словами проповеди Марии Магдалины: «Христос Воскрес!", в ответ принято так же дать угощение и сказать: "Воистину Воскресе!". При этом, целуясь, прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть и злобу. Этот обряд называют «христосованием».

Звучит музыка (Хор Свято-Тихоновской православной гимназии- «Пасхальная песня»).

Игра «Найди пару».

У учителя корзинка с бумажными (картонными) яичками разного цвета и с разными рисунками. Каждого вида – по два яичка.


Учитель:

Сейчас я предлагаю вам совершить такой обряд. Возьмите, пожалуйста, из корзинки одно яичко. (Дети и родители берут раскрашенные яички). Найдите свою пару: найдите того, у кого такое же яичко, как у вас.

Когда найдете пару, надо похристосоваться.

Дети и родители играют в игру.


Учитель:

Многие традиции празднования Пасхи сохранились и в наше время. В чистый Четверг люди наводят порядок в квартирах, красят яйца, в страстную пятницу дома наполняются запахом пекущихся куличей, твороженных пасок. Сам праздник начинается с торжественного богослужения. А вот традиция красить на Пасху яйца на Руси имеет давние корни.


Ученик:

Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды, возрождения. По преданию, первое пасхальное яйцо святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию.

Учитель:

В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас.


Ученик:

Крашенка, писанка не просто крашеное – расписное яйцо. Писанками, по обычаю, обменивались в знак забвения накопившихся обид. Почему всё таки яйца ?

Ученик:

Давным-давно яйцо было знаком весеннего возрождения солнца, и многие полагали, что мир произошел из яйца. Вылупился как цыпленок!

Ученик:

Существует несколько способов раскрашивания яиц:
Крашенки - яйца, покрашенные в одни цвет. В старину использовали натуральные красители: луковую шелуху, соки растений, овощей. Сегодня используют пищевые красители. 

Ученик:

Крапанки - покрашенные в крапинку. Сначала вареное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется оригинальный рисунок. 

Ученик:

Писанки - на них наносится какой – либо рисунок. Это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры.

Ученик:

При росписи яиц широко использовались символы:

«Точка» обозначала начало из начал, семя будущей жизни.

«Круг, солнце» - символ жизни.

«Ёлочка» - символ здоровья.

«Рога, барашек» – символ благополучия

Ученик:

Яичко жаром налилось 
При ясном свете дня. 
Оно как будто бы зажглось 
В ладонях у меня. 


  1. Пасхальные игры.

Ученик:

Пасха — самый продолжительный праздник. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Вся праздничная неделя называется светлой. Учитель:

Каждый день праздновался по-своему, и на Руси была традиция — играть в игры с пасхальными яйцами. Сейчас я предлагаю вам поиграть.

Чисто пасхальными были игры с крашенками (варёными крашенными яйцами) в эти игры мы сегодня и поиграем.

1-я игра. Ребята раскладывают принесённые яйца на столе разными кучками и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми ничего нет. Один из участников игры в это время находиться вне комнаты. Его вызывают и спрашивают:

«Где коки паришь?», если водящий поднимает шапку, а там яйца, то они достаются ему. Игра ведётся до тех пор, пока все крашенки не разберут. Кто удачливее, тот домой целую шапку яиц унесёт.
2-я игра. Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутиться, тот и победитель. Он забирает яйцо проигравшего.

3-я игра. Бой крашенками. Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Моё яйцо окрепни!». Игроки бьются крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот проигравший.

  1. Колокольный звон.

Ученик:

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Бледная луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.


Ученик:

Пусть звонят колокола весенние,

Возвестят Христово Воскресение!

С чистым сердцем похристосуемся, люди,

Став добрее, вместе зло забудем.

Мы святой водой умоем лица,

Пусть здоровье дарит нам водица,

И подарим крашенку друг другу,

Пасха Красная пришла сегодня к людям!


Учитель:

На Руси в праздничную неделю повсюду был слышен колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола. Давайте послушаем, как звучит пасхальный колокольный звон.

Звучит звукозапись пасхального колокольного звона.

Учитель:

В пасхальные дни дети «волочебники» – ходили от двора ко двору с пением особых волочебных песен, исполняющихся по случаю Пасхи. Им давали яйца, кулич, сыр и всё самое вкусненькое.


Дети исполняют песню.

Песня «Пасху радостно встречаем» 

Пасху радостно встречаем и поем, Христос воскрес!
Мы все дружно отвечаем, Он во истину воскрес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!

Чередой проходят годы и под куполом небес, 
Воспевают все народы, Он во истину воскрес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!

Всюду радость и объятья, брат, сестра Христос воскрес! 
Ад расторгнут, смерть бессильна, Он во истину воскрес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес! 
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!

  1. Сюрприз для детей. Выпусти птичку на волю!

Учитель:

На этом наши сюрпризы ещё не закончились! Существовала традиция выпускать в праздник Пасхи на волю птиц. Родители с детьми покупали у ловцов птиц и выпускали их на волю.

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
На Пасху пекли печенье в виде птичек. Такое печенье называли «жаворонками». Печенье раздавали детям.

  1. Эмоциональная рефлексия.


Учитель:

Дети, что вы чувствуете сейчас? Какое у вас настроение? Если настроение прекрасное, радостное – то прикрепите на веточку золотую птичку, если вам грустно сейчас – то прикрепите серую птичку.


В вазе – веточка для прикрепления фигурок птичек. Дети прикрепляют фигурки.

Учитель:

Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и уважением к своим истокам, к своей малой родине!