- Танграм - головоломка, состоящая из семи фигур- двух больших треугольников, двух маленьких треугольников, одного квадрата, среднего треугольника и параллелограма (показываю на слайде). Их складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую надо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга. Историческая справка - А как же возник танграм? Танграм – очень древняя игра-головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры «Танграм» и сейчас я расскажу вам одну из самых известных. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. И тогда император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом. И повелел он им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, а также и понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» – квадрат, разрезанный на семь частей. - Сейчас эта игра также достаточно популярна и я предлагаю вам совместно со мной составить свой танграм. Для этого вам понадобится квадрат размером 10 на 10 см, линейка, простой карандаш и ножницы. - Все подняли глазки на меня. Сейчас мы вместе будем расчерчивать элементы танграма. Работаем вместе со мной и не отвлекаемся, чтобы не отстать и не запутаться. - В квадрате чертим диагональ от левого верхнего угла к правому нижнему углу. (черчу на доске, наблюдаю за работой детей) - Теперь найдем на сторонах квадрата 2 красные точки. Соединяем их. (показываю на доске, слежу за работой детей)\ - Находим 2 зеленые точки. Соединяем их. (показываю на доске, слежу за работой детей) - Теперь внимание, от этой зеленой точки (показываю) проводим прямую линию к черной точке. (черчу на доске, слежу за работой детей) - Ставим карандаш на красную точку (показываю) и проводим прямую линию до синей точки. - На слайде изображен танграм, который должен у вас получиться. Можете свериться. - Разрезаем квадрат по получившийся линиям. - У нас получились отдельные элементы танграмма. Они называются таны. Из данных танов мы можем составить огромное количество различных силуэтов и фигур. - Но для начала небольшое упражнение: перемешайте таны и попробуйте вновь составить из них квадрат. - Отлично, я вижу, что у вас уже получается. Усложним задачу. Попробуем составить фигуру животного. Какого животного вы сможете узнать отгадав загадку: Загадка: Подкованы ноги, Бежит по дороге: Грива дугою, А хвост метлою. (Лошадь) - Верно! Обратите внимание на слайд. - Такую фигурку лошади вы можете сделать из своих деталей. Помните правила составления фигур ( не накладывать фигуры друг на друга, использовать все элементы танграма) А теперь попробуйте составить эту фигуру. - У вас неплохо (прекрасно) получается! Попробуем собрать другой силуэт животного а именно страуса. Эту работу вы будете выполнять в парах. На партах у вас лежит силуэт страуса. На него вы будете накладывать детали, чтобы найти для каждой свое место. Приступайте. (наблюдаю за работой детей, если возникают трудности – подхожу и немного помогаю) - А теперь попробуем представить силуэт человека. На экране представлены 3 варианта фигуры человека. Выберите одну из них и попробуйте сложить ее. Вариант №1 1 уровень - лёгкий Вариант №2 2 уровень - средний Вариант №3 3 уровень – сложный - Вы уже достаточно ловко справляетесь со сложением предложенных фигур. Давайте же проявим воображение и постараемся составить свою фигуру: это может быть животное, человек, транспорт. Когда вы сложите свою фигуру, возьмите чистый лист картона и приклейте свою фигуру на картон. По окончанию работы поднимите руку, чтобы я видела, что вы закончили. (слежу за работой детей) Когда хотя бы половина класса уже закончили работу, по поднятой руке вызываю желающих продемонстрировать свою работу - Выйди к доске и покажи свою работу классу. - Ребята, как вы думаете что изобразил …? - Твою работу довольно быстро отгадали, значит она действительно похожа на … |