СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по математике "Танграмм"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по математике "Танграмм"»

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Евгения Михайловна и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по математике.

-Проверьте вашу готовность в уроку. На партах у вас должны быть: простой карандаш, линейка, ножницы. Если все материалы есть на столе, то положите руки на стол, чтобы я увидела вашу готовность.

- Вам уже наверное интересно о чем же мы сегодня будем говорить. Но чтобы узнать тему нашего занятия вам необходимо отгадать загадки, которые я сейчас зачитаю. Слушайте внимательно! (зачитываю загадки и выслушиваю варианты ответов детей)

Загадки:

    1. Фигуры и свойства предмет изучает,

И как, подскажите, его называют? (геометрия)


Если дети не смогут отгадать загадку, то предлагаю отгадать слово с пропущенными буквами:


Г*ОМЕ*Р*Я


    1. Любят взрослые и дети

Каждый первый на Земле

Делать разные фигуры

Из деталей на столе

Хоть из спичек, хоть из палок

Всё пойдёт, стоит понять

Так о чем же говорю я, Постарайтесь угадать? (головоломка)


Если дети не смогут отгадать загадку, то предлагаю отгадать слово с пропущенными буквами:

Г*Л*ВОЛ*МК*


- Итак, исходя из этих слов предположите, какова будет тема нашего занятия?

- Чем мы будем заниматься сегодня на занятии?

- Да, сегодня мы с вами рассмотрим один из видов геометрических головоломок. Какой именно – я скажу чуть позже.


- Но для того, чтобы решать и составлять геометрические головоломки, нам нужно вспомнить какие бывают геометрические фигуры и их основные признаки.

- Итак, какие геометрические фигуры вы знаете?

- Опишите основные признаки точки.

- Опишите основные признаки прямой.

- Опишите основные признаки луча

- Опишите основные признаки отрезка

-Опишите основные признаки треугольника.

- Опишите основные признаки квадрата.

- Отлично, я вижу, что вы знаете все основные геометрические фигуры и теперь мы можем перейти непосредственно к головоломке.

-Как я уже говорила, сегодня я расскажу вам про один из видов головоломки, а про какой именно вы сами скажете мне разгадав ребус, представленный на доске


(вывешиваю на доску ребус; ответ – танграм)

Если дети отгадывают ребус – подтверждаю их догадку, если нет – разгадываю вместе с ними, напоминая правила разгадывания ребуса.

- Итак, сегодня мы поговорим про танграм. Кто нибудь знает, что это за головоломка?


- Танграм - головоломка, состоящая из семи  фигур- двух больших треугольников, двух маленьких треугольников, одного квадрата, среднего треугольника и параллелограма (показываю на слайде). Их складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую надо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта.

При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.


Историческая справка


- А как же возник танграм? Танграм – очень древняя игра-головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры «Танграм» и сейчас я расскажу вам одну из самых известных.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Мальчику доставляло большое удовольствие целый день забавляться игрушками. И тогда император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом. И повелел он им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, а также и понял, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» – квадрат, разрезанный на семь частей.


- Сейчас эта игра также достаточно популярна и я предлагаю вам совместно со мной составить свой танграм. Для этого вам понадобится квадрат размером 10 на 10 см, линейка, простой карандаш и ножницы.

- Все подняли глазки на меня. Сейчас мы вместе будем расчерчивать элементы танграма. Работаем вместе со мной и не отвлекаемся, чтобы не отстать и не запутаться.

- В квадрате чертим диагональ от левого верхнего угла к правому нижнему углу. (черчу на доске, наблюдаю за работой детей)

- Теперь найдем на сторонах квадрата 2 красные точки. Соединяем их. (показываю на доске, слежу за работой детей)\

- Находим 2 зеленые точки. Соединяем их. (показываю на доске, слежу за работой детей)

- Теперь внимание, от этой зеленой точки (показываю) проводим прямую линию к черной точке. (черчу на доске, слежу за работой детей)

- Ставим карандаш на красную точку (показываю) и проводим прямую линию до синей точки.

- На слайде изображен танграм, который должен у вас получиться. Можете свериться.

- Разрезаем квадрат по получившийся линиям.

- У нас получились отдельные элементы танграмма. Они называются таны. Из данных танов мы можем составить огромное количество различных силуэтов и фигур.

- Но для начала небольшое упражнение: перемешайте таны и попробуйте вновь составить из них квадрат.

- Отлично, я вижу, что у вас уже получается. Усложним задачу. Попробуем составить фигуру животного. Какого животного вы сможете узнать отгадав загадку:

Загадка:

Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою.
(Лошадь)

- Верно! Обратите внимание на слайд.

- Такую фигурку лошади вы можете сделать из своих деталей. Помните правила составления фигур ( не накладывать фигуры друг на друга, использовать все элементы танграма) А теперь попробуйте составить эту фигуру.


- У вас неплохо (прекрасно) получается! Попробуем собрать другой силуэт животного а именно страуса. Эту работу вы будете выполнять в парах. На партах у вас лежит силуэт страуса. На него вы будете накладывать детали, чтобы найти для каждой свое место. Приступайте. (наблюдаю за работой детей, если возникают трудности – подхожу и немного помогаю)




- А теперь попробуем представить силуэт человека. На экране представлены 3 варианта фигуры человека. Выберите одну из них и попробуйте сложить ее.


Вариант №1

1 уровень - лёгкий








Вариант №2


2 уровень - средний


Вариант №3

3 уровень –

сложный

- Вы уже достаточно ловко справляетесь со сложением предложенных фигур. Давайте же проявим воображение и постараемся составить свою фигуру: это может быть животное, человек, транспорт. Когда вы сложите свою фигуру, возьмите чистый лист картона и приклейте свою фигуру на картон. По окончанию работы поднимите руку, чтобы я видела, что вы закончили. (слежу за работой детей)

Когда хотя бы половина класса уже закончили работу, по поднятой руке вызываю желающих продемонстрировать свою работу

- Выйди к доске и покажи свою работу классу.

- Ребята, как вы думаете что изобразил …?

- Твою работу довольно быстро отгадали, значит она действительно похожа на …