Конспект внеурочного занятия по ОДНКНР.
Модуль: «Я и моя семья.»
Тема занятия: Семейные традиции. (5 класс)
Планируемые результаты
Предметные: расширение представлений о семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, формирование позитивного опыта семейных отношений.
Метапредметные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;
Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия.
Цель: сформировать представления учащихся о семейных традициях – как основе прочности семьи.
Задачи:
Обучающая - расширить представления детей о семейных традициях, формировать позитивный опыт семейных отношений,
Развивающая - развивать у учащихся интерес к истории семьи, семейным традициям, формировать навык работы в ГРУППАХ, умение отстаивать своё мнение.
Воспитательная - воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.
Оборудование:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.
2.Постановка проблемы. Беседа.
Наше занятие я хотела бы начать с прочтения стихотворения.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
(Во время прочтения стихотворения на экране появляются семейные фотографии)
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о семье),
- Что такое семья? (Это близкие, родные люди, которые любят друг друга)
А теперь послушайте легенду.
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и тоже слово ТРАДИЦИИ».
- Как вы думаете какая тема нашего занятия? (Семейные традиции)
- Верно, а как по-вашему, что такое традиции? (Обычаи, устои, правила, интересы, привычки).
3Лекция учителя.
Каждый человек - это часть одной большой семьи. Слово «Семья» произошло от слов «семь я» т. е. несколько родных людей, живущих вместе… Семья - это особый мир. Семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете.
В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое.
Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.
Традиция – в переводе с латинского «передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. (СЛАЙД)
Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Но они необходимы для прочных семейных отношений, для передачи культурных ценностей.
Семейных традиций существует огромное разнообразие. Но в целом их можно поделить на группы:
1 группа: «Совместное путешествие».
2 группа: «Проведение совместных праздников».
3 группа: «Трудовая династия»
4 группа: «Семейный альбом» (СЛАЙД)
Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Отмечать семейные праздники – тоже традиция. В каждой семье есть даты, которые собирают всю родню за праздничным столом. Это могут быть празднования таких семейных праздников, как день рождения, торжество по случаю поступления или окончания учебного заведения и т. д.
Празднования дней рождения домочадцев, где каждый принимает активное участие в подготовке праздника, возможно, изготовление подарков своими руками, а, главное, создание веселого настроения и атмосферы праздника – это же так прекрасно! Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
В России главный такой праздник – Новый год. Вот только празднует его каждая ячейка общества по-своему и это тоже традиция. Ведь совсем необязательно встречать Новый год, сидя за столом у телевизора, бывают и нетрадиционные варианты. Но главное состоит в том, чтобы в подготовке праздника принимали участие все близкие. Учитель: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Какие же традиции существуют в современной семье? Вот некоторые из них:
- Совместные трапезы (обеды, ужины).
- Не начинать есть, пока все не сядут за стол.
- На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.
- Пожелание «спокойной ночи» обязательно всем членам семьи.
- Совместное изготовление и украшение блюд к празднику, например, раскрашивание яиц на Пасху.
- В летне-осенний период поход в лес за грибами или ягодами.
- Совместные походы за покупками по выходным.
- Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, кто-то поливает цветы, моет пол…
- Не включаем телевизор или музыку, если кто-то занимается или отдыхает.
- Приходя в дом, где есть дети, приносить «гостинец».
- На даче в праздники устраивать шашлыки.
- Обязательно готовить первое блюдо. Суп должен быть всегда!
- На прощание выглядывать в окно и махать рукой.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
4.Игры в группах.
«Собери пословицу».
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Для этой игры вам нужно разделиться на 2 команды.
Каждая команда получит листочки со словами. Это не просто слова, если их правильно сложить, то можно прочитать пословицы. Все пословицы о семье.
семья Где не дружна беда страшна (Где семья дружна, не страшна беда)
Человек крепок семьей.( Человек семьей крепок. )
семье В бывает все (В семье все бывает.)
семье В любовь совет да, и нет нужды так. (В семье любовь да совет, так и нужды нет.)
А теперь посмотрим правильные ответы. (Пословицы появляются на экране).
Побеждает команда, которая правильно соберет пословицы
«Кто быстрее?»
Друзья, на столе каждой команды лежат листочки.
Задание №2: вспомните, о каких семейных традициях вы сегодня узнали и запишите их. Побеждает команда, которая вспомнит больше традиций.
Проект «Счастливая семья».
А теперь я предлагаю каждой группе выбрать одну традицию и нарисовать рисунок «Счастливая семья». Это будет иллюстрация вашего проекта. Выберите одного человека из группы, который расскажет о семейной традиции.
Защита проектов
5.Подведение итогов. Рефлексия.
Подходит к концу наш урок.
- Что же такое семья? (Семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете.)
- Что есть в каждой семье? (Традиции)
-Назовите основные традиции. (Совместное путешествие, проведение совместных праздников, трудовая династия, семейный альбом)
- Для чего же они нужны? Семейные традиции нужны чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
А кто знаете, что является символом семьи (ромашка). А предлагаю вам каждой группе изготовить ромашки. Но цветы необычные, лепестки могут быть разных цветов:
- если вам на уроке было всё понятно и интересно, то выберите белый лепесток
- если не всё было понятным- розовый
-если ничего не поняли - то красный
Вот какие ромашки у нас получились
Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.
6.Домашнее задание.
Составьте рассказ о ценностях и традициях вашей семьи. По возможности проиллюстрируйте рассказ компьютерной презентацией.