1. Организационный момент. | Организует эмоциональный настрой. Приветствие учащихся. Здравствуйте. -Звучит песня русская народная «Как пошли наши подружки». Сегодня у нас присутствует жури. Организует беседу по прослушиваемой аудио записи. Сегодня у нас будет занятие посвящённое сказкам. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе. Мы прослушали свами чудесную русскую народную песню «Как пошли наши подружки». А что бы узнать тему занятия, вам нужно внимательно меня слушать и отвечать на вопросы. | Приветствие учителя. Слушают аудио. | (Л.) Мотивация. |
2. Актуализация знаний. | Организует работу по целеполаганию занятия. Постановка проблемных вопросов. Что значит выражение «Передавать из уст в уста»? Выражение «устное» - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста. В нашем случае рассказывались сказки. Подумайте о чем мы с вами сегодня будем говорить? -Как появились произведения устного народного творчества? Организует рассказ. Один человек рассказывал другому отец – сыну, бабушка – внучке, и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами. -Как выдумает, что значит слово творчество? Народное? -Найдите у себя на карточке, что означает слово «творчество»? Что значит народное? -Совпало ли определение с вашими мнениями? -Как мы можем назвать устное народное творчество одним словом? Подумайте. -Поищите ответ в карточке какое слово вам подскажет. Правильно «Фольклор». Что вы можете сказать про «Фольклор»? -Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. -Ребята, какие жанры устного народного творчества вам знакомы? Обратите внимание на доску, здесь представлены виды фольклора (слайд). Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. У каждой команды есть корзинка, за правильный ответ вы будите получать по цветочку. В конце занятия подведём итог: посчитаем цветы и узнаем кто самый эрудированный по этой теме! (цветы из бумаги) | Отвечают на вопросы. -Человек рассказывает что-то другому человеку и тот запоминает и пересказывает следующему. -Сегодня мы поговорим о жанрах устного народного творчества. -Сказки рассказывались устно, затем другие пересказывали их, так и появилось устное народное творчество. -Что то творить. В народе. -«Творчество» - от слова «творить», создавать. -«Народное» - это значит, создал народ, а не кто, то один. -Да, частично. «Фольклор». -Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, скороговорки, считалки, небылицы. | (Л). Самоопределение к деятельности. (К.) - умение распределять роли в команде, чувствовать ответственность за выполнение задания в команде; -умение вступать в диалог; |
3.Основная часть. | Проводит работу по повторению. Учитель задает проблемные вопросы. -Ребята, а вы любите играть? -А в какие игры вы любите играть? -Что обязательно делают перед игрой? -Правильно ребята, надо посчитаться! А что нам в этом поможет? Организует работу по группам. -Правильно считалка! Приведите свой пример считалки Поработайте в команде. Дети, слушайте внимательно задание: предложите верную форму записи считалки, определите наличие ритма и рифмы. Допишите в соответствии с предложенными вариантами. Зачитывается предложенный вариант. Вышел месяц из тумана Вынул ножик из кармана: Буду резать, буду бить… Варианты: Родион пади вон. Всё равно тебе водить. А не веришь, выйди. -Итак, начинаем! -Время вышло, подводим итоги, посмотрим, кто лучше всех справился с заданием. (Каждая команда рассказывает считалки придуманные учащимися.) Жури оценивает и дает бал (цветок) команде. Организует работу по отгадыванию кроссворда. Переходим к следующему заданию. На нашей доске расположен кроссворд. Я читаю загадки, отгадки мы запишем в клеточки кроссворда и в выделенном столбике прочитаем «ключевое слово» (слайд 5). | 1 | | | | | | | 2 | | | | | | | | 3 | | | | | | | | 4 | | | | | | | | | | 5 | | | | | | | | | | | 6 | | | | | | | | 7 | | | | | | | -Чья команда отгадает загадку, получает цветок. После каждой загадки спрашивать, как догадался, или почему? Дети выходят к доске и записывают ответы. Какое слово получилось в выделенном столбике? Ребята, а что такое потешки? Потешка – маленькое веселое стихотворение (слайд ). Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками. Ребята, слушайте внимательно задание: вам надо прочитать начало потешки и придумать продолжение. Пример, который надо продолжить. -Команды начинают работать, затем зачитаем. Даётся время. -Какие у вас получились потешки. -Жури присуждают балл в этом задаании можно заработать 3 балла. (3 цветка) | Отвечают на вопросы. -Да. -Догонялки. -Посчитаться кто будет водить первым. -Считалка. Участвуют в работе в группах (работа команд с заданием). Учащиеся в командах начинают придумывать считалку. -Потешки. -Шуточные истории в форме стишков. Потешка – маленькое веселое стихотворение. | (П).-умение работать с информацией; -умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; -выполнять различные роли (лидера, исполнителя). (К.) умение делегировать, распределять роли; |
5. Продолжение темы занятия. | Организует работу с пазлами. Проведение беседы. -Вам нужно собрать пазл в единое целое что бы получить текст и узнать о чём мы сейчас с вами будем беседовать. -Что вы можете сказать про пословици? -Что можете еще добавить? -Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. На доске пословицы но они перепутаны. Вам надо их стрелочками соединить. Команды выходят по очереди. Соедините начало и окончание пословицы. Терпенье и труд а не ученье – тьма. Ученье – свет, там и счастье. Не спеши языком, всё перетрут. Труд кормит, торопись делом. Где труд, а лень портит. Организует проведение дидактической игры. Дидактическая игра «Угадай пословицу». По предложенному рассказу необходимо угадать пословицу которые написаны на экране. 1.Вася, прежде чем сделать какое-то дело, долго думал, готовился и, в результате хорошо справился. Семь раз отмерь, один отрежь. Петя торопился скорее сделать дело, чтобы гулять пойти, да ничего не вышло. Пришлось все переделывать. Поспешишь, людей насмешишь. Валя по секрету что-то сказала Коле, он – Зине, Зина – Люсе и т.д. Вскоре все об этом секрете знали. Саша смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он выдел как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. Любишь кататься, люби и саночки возить. Организует работу по портрету. -А какие чудесные сказки сочинил русский народ! Сейчас мы с вами посмотрим, как вы их знаете. -О какой сказке идет речь? На экране изображены картинки вы должны сказать название сказки, и главных героев сказки. 1.Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с её пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели! 2.Вмякоть ткнул и говорит: -А я мужик прост, мне глодать мякоть да хвост. Так и выгадал себе всего гуся. 3.Выдь за меня замуж . -Нет, Журавль ,не пойду за тебя замуж, у тебя ноги долги, платье коротко ,сам худо летаешь и кормить – то меня тебе нечем! Ступай прочь, долговязый! Молодцы! | Участвуют в беседе. Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Выполняют задание. Слушают объяснение игры. Участвуют в игре. Принимают активное участие в игре. -Сивка-бурка. -Умный мужик. Журавль и цапля. Все русские народные сказки. | Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других Познавательные УУД: - смысловое чтение; - анализ объектов; Личностные УУД: - самооценка (Л.)- адекватное реагирование на трудности; - развитие эмоционально- нравственной отзывчивости Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |
6.Итог. | Подведение итогов занятия. Ребята, давайте подведем итог нашего занятия, посмотрим у кого самая полная корзина цветов! Вручение грамот всем командам и 1 команда победитель. Организует беседу по итогам занятия. Дети, скажите что такое «Устное народное творчество»? Какие жанры фольклора вы знаете? Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое Всем Спасибо! | Участвуют в подведение итогов. Каждая команда считает, сколько цветов в корзине. | Познавательные УУД: - подведение итогов Регулятивные УУД - контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные УУД: - самооценка; - осознанность учения |