Дата:23.01.2020 г.
Класс: 1-А
Тема: Внеурочное занятие по ПДД «Улица – транспорт и пешеходы».
Личностные: самоопределение – демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни;
нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий):
Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий;
знать правила дорожного движения, правила поведения пешеходов; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; логические – строить рассуждения.
Оборудование урока: презентация по ПДД, рисунки дорожных знаков, карточки с заданиями, мультфильм по ПДД.
Современные педагогические технологии: использование ИКТ, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход занятия
І. Этап самоопределения к деятельности.
1. Организация класса.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня мы продолжим знакомиться с Правилами дорожного движения,
-Давайте разгадаем загадку и узнаем о чем мы будем говорить сегодня на занятии:
В два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица.) (Слайд 2)
- Когда мы выходим на улицу из дома, то мимо идёт много людей. Одни из них торопятся на работу, другие спешат по разным делам, третьи идут в магазин, а некоторые просто гуляют. Но все эти люди – мужчины и женщины, подростки и взрослые, мальчики и девочки, - выйдя на улицу, становятся пешеходами.
-А вы знаете, почему их так называют? (Пешеход – это человек, который идёт по дороге пешком, а не едет в каком – либо транспортном средстве).
- Должен ли пешеход соблюдать правила дорожного движения?
-Какую же учебную задачу мы поставим сегодня на урок?
(Будем учиться быть примерными пешеходами).
- Давайте послушаем отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Тараканище»: (Слайд 3)
«Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот – задом наперёд
Волки – на кобыле, львы – в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике.
Жаба – на метле.
Едут и смеются, пряники жуют».
- Найдите здесь нарушителя Правил дорожного движения.
- Такие нарушители живут не только в сказках, они встречаются и в жизни.
Жил-был в большом красивом городе мальчик Петя. Больше всего Петя любил гулять, но, странное дело, как раз гулять- то он и не умел.
Вы удивляетесь, а разве нужно уметь гулять? Ходи, где тебе хочется, вот и всё. Нет, ребята, сейчас вы узнаете, что это совсем не так. Когда Петя шёл гулять, то с ним обязательно что-нибудь приключалось, и он уже к этому привык, что даже внимания не обращал.
Вот Петя идёт по улице. Видит – на другой стороне человек с огромным чёрным псом. Петя сразу сворачивает на мостовую и идёт поглядеть собаку.
А на улице в это время переполох. Тормоза скрипят, шофёры ругаются, звенят трамваи, и милиционер стыдит Петю громовым голосом.
А Пете – что? Посмотрел собаку – пошёл дальше.
Гулял Петя до самого вечера и вдруг вспомнил, что он ещё не ужинал. У Пети даже голова закружилась. «Скорее, скорее», - подумал Петя и прицепился к проезжавшему мимо него троллейбусу. Он качался на одной ноге и распевал:
Я живу – не тужу,
Где хочу – там хожу,
Где хочу – там схожу,
Где хочу – перехожу.
И тут Петя спрыгнул с подножки, но нога подвернулась, и Петя повалился на асфальт.
Очнулся Петя в больнице с загипсованной ногой и рукой, с перевязанной головой.
-Почему Петя оказался в больнице? Что не знал Петя?
- Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - … соблюдать правила дорожного движения!
II. Совместное открытие знаний.
Введение в тему.
- Ребята, какие правила вам уже знакомы? (Дети называют известные им Правила дорожного движения).
- С каждым годом увеличивается количество транспорта. Днем и ночью по дорогам непрерывным потоком движутся легковые и грузовые автомобили, автобусы, маршрутное такси.
Ребята, выходя из дома на улицу, вы должны прислушиваться и присматриваться, нет ли поблизости машин. Опасность может подстерегать и на улице, и во дворе, куда въезжают и выезжают автомобили.
2.Просмотр мультфильма «Невоспитанные автомобили».
- О чём вас предупредил мультфильм?
На улице надо быть очень внимательным и наблюдательным, научиться видеть все происходящее вокруг. Надо не только смотреть на проезжающие мимо автомобили, но и знать, что за ними может быть другой транспорт: автомобили, автобусы, маршрутное такси.
Опасные места встречаются на улицах и дорогах, где не сразу можно увидеть движущиеся машины. Ребята очень часто ошибаются, выбирая место для перехода дороги. Особенно опасно выходить на проезжую часть из-за стоящих машин, деревьев, кустов. Часто из-за стоящих автомобилей или автобусов не видно движущихся по дороге других машин. Водителям этого транспорта также не видно человека, который намерен перейти дорогу.
Физкультминутка
- Сейчас я буду называть виды транспорта. Если этот транспорт летает – вы поднимаете руки вверх, если едет по дороге – топаете ногами, если плавает - хлопаете в ладоши.
(автомобиль, самолет, мопед, велосипед, вертолет, пароход, корабль, автобус, ракета, мотоцикл, поезд)
- Чтобы обезопасить пешеходов, для них сделали пешеходные переходы. Кто знает, какие бывают пешеходные переходы? (Слайд 4)
- Какой знак обозначает, что здесь есть пешеходный переход? Какие знаки здесь лишние? (Слайд 5)
- Как правильно переходить улицу?
- А ещё у пешеходов есть помошник. Какой прибор помогает регулировать движение на дорогах? (светофор)
- Это слово составлено из двух частей – «свет» и «фор». «Свет» - это все понятно. А «фор»? Эта часть произошла от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель». А вместе «светофор» - значит «носитель света», «несущий свет».
-Проверим, знаете ли вы, как выглядит светофор. Раскрасьте его правильно.
Учащиеся выполняют задание, затем сравнивают с образцом. (Слайд 6)
-Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь зелёный, жёлтый, красный.
- Что обозначают сигналы светофора? (Красный сигнал велит стоять! Желтый сигнал предупреждает: приготовься к движению! Зеленый сигнал светофора разрешает движение)
ІІІ. Закрепление изученного.
-Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями. А для того, чтобы вы всегда помнили правила пешеходов, я приготовила для вас памятки, которые вы должны выучить и запомнить. Давайте приклеим их в тетради. (Слайд 7)
Памятка пешехода
В местах, где есть светофор, переходите улицу только на зеленый сигнал светофора.
Не выходите и не выбегайте на проезжую часть.
Не бегите через улицу, идите спокойным шагом.
Перед переходом улицы с двусторонним движением, посмотрите налево и, если нет поблизости машин, начинайте переход. Дойдя до середины, посмотрите направо если поблизости есть машины, подождите, пропустите их, а потом продолжайте путь.
Помни: УЛИЦА НЕ МЕСТО ДЛЯ ИГР!
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите. А теперь я вас проверю:
Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?
Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?
Кто машины пропускает, Правила дорожного движения все соблюдает?
Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?
Кто дорогу перейдёт только там, где переход?
Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?
Чтоб проветриться в автобусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
- А сейчас я проверю, сможете ли вы правильно перейти дорогу. Обозначьте зеленым цветом правильный путь в школу, красным – неправильный.
Слайд 8. – Как правильно перейти дорогу?
Слайд 9. - Верно ли выбрано место для игры?
- Вы хорошо справились с заданиями и я, надеюсь, всегда будете выполнять правила, которые мы с вами выучили сегодня.
- Желаю всем хорошего настроения. Спасибо за работу.
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду выполнять!