СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия в 6 классе "Родные просторы. Красота русского леса в пейзажной лирике"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия в 6 классе "Родные просторы. Красота русского леса в пейзажной лирике"

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия в 6 классе "Родные просторы. Красота русского леса в пейзажной лирике"»

Конспект урока

Предмет: Родная литература

Класс: 6

Тема: Родные просторы. Красота русского леса в пейзажной лирике.


Цель: раскрытие особенностей языка в изображения русского леса и родной природы в лирике.

Задачи:

приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России;

осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников.


Ход урока:

  1. Организационный этап (СЛАЙД 1 – звуки леса)

Добрый день, дорогие ребята! Я рад вас приветствовать сегодня на необычном занятии.

  1. Мотивационный этап (самоопределение к деятельности)

Я бы хотел начать наш урок с просмотра трёх фотографий. (СЛАЙД 2) Скажите, где могли быть сделаны эти снимки? Какая из них сделана в России? (третья). Вы абсолютно правы. А что изображено на этой фотографии? (русский лес)

Мы неслучайно заговорили про русский лес. Огромное количество художников вдохновлялись русским лесом и запечатлели его на своих картинах. От фотографий перейдём к живописи - обратимся к творчеству русских художников. СЛАЙД 3

Ребят, вам нравятся эти картины? Что на них изображено? (лес) А вы любите ходить в лес?

Давайте сравним. В чём вы видите сходства этих картин, к какому жанру они относятся? Различия? (сходства – на обеих картинах изображён лес летом; отличия – у Левитана берёзовая роща, у Шишкина густой, непроходимый лес)


Молодцы. Художники красоту русской природы, свои эмоции передавали с помощью кисти и красок. А как это можно сделать в литературе? (с помощью слова). В литературе это называется ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКОЙ.

Давайте посмотрим определение:

Пейзажная лирика – это стихотворный жанр, показывающий отношение автора к природе. (СЛАЙД 4)


Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? Итак, тема нашего занятия: КРАСОТА РУССКОГО ЛЕСА В ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКЕ. (СЛАЙД 5)


  1. Постановка задачи

ЦЕЛЬ нашего урока – выявить особенности языка, при помощи которых поэты передавали всю прелесть и уникальность русского леса.

А где лучше всего говорить про русский лес? Конечно же в самом лесу. Поэтому мы с вами представим, что мы отправились в лес, сели у уютного костра под н\пение птиц, чтобы насладиться прелестью окружающей природы.

На уроках литературы вы наверняка встречались с творчеством поэтов и писателей, которые регулярно обращались к теме родной природы. Кого из них вы можете назвать? (Есенин, Тургенев, Лермонтов, Пушкин…) Совершенно верно. Не стоит забывать, что у нас большая, многонациональная страна, и т.к. у нас занятие по внеурочной деятельности, мы с вами обратимся к творчеству не таких знаменитых поэтов, однако от этого не менее значимых в изучении родной литературы. Поэтов, которых также вдохновлял на творчество русский лес, любивших и восхищавшихся красотой родной природы. И для представления первого автора давайте на мгновение перенесёмся в центральную часть России, на территорию Удмуртской республики, практически на 2 тыс. км от СПБ. Обратим внимание, что это особый регион нашей необъятной родины, со своими обычаями, традициями и особенностями языка. Именно о творчестве народного писателя Удмуртии мы с вами сегодня и поговорим - Германе Алексеевиче Ходыреве.

(СЛАЙДЫ 6-7-8)

А вторым гостем нашего занятия станет уроженец г. Москвы, но с 12 лет проживавшем в Петербурге, член-корреспондент Петербургской академии наук, общественный деятель п. Сиверский Гатчинского района Ленинградской области, где ему установлен первый в России памятник - поэт Аполлон Николаевич Майков. (СЛАЙД 9-10-11)


(Раздать РАБОЧИЕ ЛИСТЫ)


Переход к изучению темы

На ваших листах есть 2 стихотворения, о которых мы сегодня и поведём наш разговор. Но сначала я предлагаю вам прослушать музыкально-поэтическую композицию, а именно выразительное чтение этих стихотворений под аккомпанемент Симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Давайте насладимся чтением и попытаемся прочувствовать то настроение, эмоции, которые испытывает лирический герой. Композиция так и называется – «ЛЕС» (прослушивание композиции) СЛАЙД 12


Ответы на вопросы учителя, выполнение заданий рабочего листа.


ВОПРОСЫ:

Вернёмся к картинам художников. (СЛАЙД 13) Подходят ли они к описанию леса в этих стихотворениях? Выберите подходящую картину каждому стихотворению. Какие слова вам помогли сделать такой вывод?

Каким словом авторы называют лес в своих произведениях? (РОЩА, ЧАЩА) Какая орфограмма встретилась в написании этих слов?


Давайте сравните ваши определения с определениями из словаря (СЛАЙД 14) – учащиеся сверяются, зачитывают определения.

Докажите, что авторы говорят о РОЩЕ и о ЧАЩЕ. Найдите слова в стихотворении, раскрывающие эти понятия.

Выполните частичный анализ стихотворений ПО ПЛАНУ (СЛАЙД 15):

Обратите внимание, что вам предстоит поработать над анализом стихотворения, выделенного в ваших рабочих листах.


Выполните анализ стихотворений:

  1. Укажите тему стихотворения___________________________________________________

  2. Какие чувства и эмоции испытывает лирический герой? ____________________________________________________________________________

  3. Какие средства художественной выразительности использует автор для изображения русского леса и родной природы? Подчеркните в тексте

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ двумя чертами;

ЭПИТЕТЫволнистой линией.


Для справок:

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живого существа.

Например: …и грезит и дремлет тополь сонный…; и веткою просится пахучей акация в открытое окно…

Эпитет – красочное образное определение (КАКОЙ?)

Например: мрачный день, бессмертное знамя;


Вспомнить, что такое средства художественной выразительности вам помогут подсказки, расположенные ниже. Давайте обратимся к определениям (дети читают вслух)

Время на выполнение задания – 3 минуты (СЛАЙД 16 – звуки леса)


  1. Решение поставленных задач


Переход к анализу стихотворений. Работают в парах над анализом ОДНОГО из стихотворений.

Начнём с темы. О чём стихотворения? Какова их тема? Какими чувствами наполнены стихотворения?

Тема

Какие чувства и эмоции испытывает лирический герой?

Русский лес


Чувство любви, восхищения родной природой, русским лесом; гордость, патриотизм.


СЛАЙД 17 (проверка темы и чувств лирического героя)

Мы увидели, что тема и чувства, которыми наполнены стихотворения одинаковые.

Для художника характерны использование различных тонов и красок, а для поэта этими красками являются средства художественной выразительности. Итак, с помощью каких средств авторы передают нам свои чувства? СЛАЙДЫ 18-19


«Берёзовая роща» Г.А. Ходырев

«Пейзаж» А.Н. Майков

Эпитетычистого (снега), (месяца) лучистого, (лес) могучий, кряжистый; (день) светлый;


Олицетворения – ветер к ним притронется; берёзы стали в круг, лес глядит…

Эпитетыглубокой (колеёю); (ельник) зелен и тенист; (осинник) жёлтый; малейший (шорох); пышный (папоротник); красных (мухоморов)


Олицетворения – румянит осень клёны; осинник бьёт тревогу; папоротник дремлет; лист устлал дорогу; нога шумит;


  1. Разрешение проблемы (знаниевая рефлексия)


МОЛОДЦЫ! Подведём итог. Предлагаю снова обратиться к теме нашей беседы (СЛАЙД 20).

Работая со стихотворениями Ходырева и Майкова смогли ли вы увидеть красоту русского леса?

С помощью чего поэтам удалось передать красоту природы?


Спешу напомнить, что мы с вами в лесу. А без чего не обходятся ни одни посиделки у костра? Конечно, без песни. А какие песни под гитару вы знаете? Как вы думаете, какое стихотворение более музыкально? Давайте проверим… (исполнение песни)


Эмоциональная рефлексия.


Вам понравилось?

А сейчас я предлагаю вам побывать в роли художников и нарисовать тот лес, который возник в вашем воображении в процессе нашего занятия. Подберите ХЭШТЕГ, которым вы подписали бы свои работы для размещения в социальных сетях. Постарайтесь в подписи использовать художественные средства языка.

На выполнение работы 3-5 минут (СЛАЙД 21)




(СЛАЙД 22) Что за чудо – русский лес!
Сказка, быль и дар небес!
Рай, который все так ищут –
В общем – чудо из чудес!

И. Ефремов



Я вам желаю, чтобы чудеса в вашей жизни встречались как можно чаще, а русский лес стал для вас олицетворением этого чуда. Я благодарю всех за работу. Занятие окончено.