Тема: В царстве смекалки
Цель:
Создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач.
Задачи занятия:
Обучающие:
Актуализация знаний и расширение представлений о понятии «математика».
Способствовать формированию интереса к урокам математики, развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.
Развивающие:
Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.
Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).
Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).
Воспитательные:
Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики,как необходимого условия для саморазвития.
Создание условий для формирования познавательного интереса.
Планируемые результаты (УУД):
Личнoстные:
- знать коллективные формы общения;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
Познавательные:
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам, решать задачи на смекалку;
Регулятивные УУД:
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Ведущая образовательная технология: технология деятельностного метода.
Методы и приёмы: беседа; приемы активизации мыслительной деятельности, моделирование, проектирование, приемы самооценки, приемы технологии сотрудничества.
Организация учебного пространства: групповая, индивидуальная, игровая технология
Форма проведения урока: занятие-игра.
Место проведения: учебный кабинет.
Оборудование:
карточки с заданиями,
презентация.
Подготовительный этап:
Приветствие.
Мы сегодня отправляемся в путешествие в ЦАРСТВО, а вот какое вы узнаете, когда расшифруете слово.
«Расшифруй тему»
70-43 К 90-37 А
50-16 С 80-49 Л
60-25 Е 40-14 К
90-61 М 80-28 А
Молодцы, мы с вами отправляемся в ЦАРСВО СМЕКАЛКИ.
Девизом нашего занятия будут слова – СМЕКАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ.
Я расскажу вам сказку об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба». Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу. — Как вы думаете, ребята, что должен сделать юноша?
— Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист... — и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь». Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён!
— Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь? (смекалка)
Основной этап
Станция «Разминка».
(Команды поднимают веер с числами, за каждый правильный ответ команда получает один жетон).
1.Сколько носов у трех котов? (3)
2.Сколько солнышек на небе? (1)
3.Сколько глаз у совы?(2)
4.Сколько цветов в радуге? (7)
5.Сколько ног у паука? (8)
6.Сколько месяцев в году? (12)
7. Сколько шин у двух машин? (8)
8. Сколько голов у десяти сомов? (10)
Мы приехали на первую станцию « Числоград» (Слайд)
Разгадайте высказывание величайшего греческого математика Пифагора о числах.
- Он считал, что числа очень важны для жизни людей. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
На доске:
О: Миром управляют числа.
У: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии по Стране занимательной математики.
2. Я вам предлагаю отгадать математический фокус. (Слайд ) Слайд Пифагор + фраза
Я могу отгадать задуманное вами число.
Задумайте число от 1 до 10
Прибавьте к нему 5
Результат умножьте на 3
От того, что получилось, отнимите 15.
Если вы назовёте мне ответ, я скажу какое число вы загадали.( Для этого названный ответ нужно разделить на 3).
3. Перед вами человечек из цифр.
Найдите цифры, которые в нём спрятались? (слайд)
Перед вами циферблат. (слайд) Расшифруйте пословицу
ЦИФЕРБЛАТ-КЛЮЧ
Прочти пословицу.
12, 6, 1, 9 |
3, 2, 11, 8, 6, 10, 2 |
7, 9, 5, 8, 11, 4 |
(дело мастера боится)
Это задание потребует от вас не только внимания, но и смекалки и сообразительности. Посмотрите на эту запись, и если сможете, то прочитайте ее.
(обратите внимание на письмо)
Станция « Фольклорная»
4. Вместо пропусков вставьте числа. Назовите сумму этих чисел. (Слайд)
У него …(7) пятниц на неделе.
…(7) раз отмерь, …(1)раз отрежь.
За (2)… зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
…(2) сапога – пара.
…(7) одного не ждут.
Назовите названия сказок, в которых есть числа.
3 поросёнка,» 3 медведя», « 3 толстяка», « 12 месяцев», « волк и семеро козлят», « Сказка о Мёртвой царевне и 7 богатырях», « Белоснежка и 7 Гномов», « Али – Баба и 40 разбойников», «Пятеро из одного стручка».
Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Задачи на смекалку
Четверо играли в домино 2 часа. Сколько часов играл каждый?(2 часа)
Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха)
Стоя на одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)
Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок на дубе?( На дубе яблоки не растут)
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (Одна машина – такси, остальные из села). Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? ( по 30 км)
Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
Несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? ( Все разбились)
Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке по 4шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на берёзах не растут).
К
ак в комнате расставить 6 стульев, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула?
Станция «Арифметическая»
« Арифметика- царица математики»- говорил немецкий математик Карл Фридрих Гаусс.
Назовите арифметические действия, которые вы знаете.
Используя эти арифметические действия, выполните следующее задание:
(На доске)
2 2 2 2=8 (2+2+2+2=8)
2 2 2 2= 16 (2*2*2*2=16)
2 2 2 2 = 4 (2*2:2*2=4)
Станция «Геометрическая»
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать,
Но совсем другое дело
Быстро точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю и внутри.
Ответ: 9
Работаем в парах. Вам нужно найти как можно больше названий геометрических фигур.
к | п | я | т | и | у | г | о | л | ь | н | и | к | б |
а | с | н | р | о | м | б | я | г | д | б | а | н | о |
н | ч | и | в | е | к | в | а | д | р | а | т | д | и |
о | в | а | л | н | ф | г | б | ю | с | у | н | ш | а |
б | м | и | к | у | с | и | ц | и | л | и | н | д | р |
с | в | ь | т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к |
т | к | р | у | г | б | ю | в | а | д | щ | х | л | д |
и | м | о | л | д | с | ь | р | о | м | б | ю | п | м |
э | о | к | у | б | ш | а | д | р | б | ю | п | е | ш |
х | п | р | я | м | о | у | г | о | л | ь | н | и | к |
т | и | с | п | ь | т | р | а | п | е | ц | и | я | з |
Составь все возможные трёхзначные числа, используя цифры – 1, 4 8, так, чтобы они не повторялись.
(148,184,418,481,814,841)
Заключительный этап
Рефлексия. Кому сегодня понравилось путешествие?
Подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания…
5.Я понял, что…
6.Теперь я могу…
7.У меня получилось…
8.Меня удивило…
9.Я попробую…