-Здравствуйте, ребята! -Послушайте сказку «По щучьему велению» на новый лад. Жил – был Емеля. Ничего он никогда не делал, лежал на печи, мух считал. Но вот однажды его заставили идти воду набирать. Увидел Емеля щуку в проруби и схватил ее. Заговорила человечьим голосом щука: -Емеля, Емеля, отпусти меня! А я выполню любое твое желание! Скажи - чего ты сейчас хочешь? - Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась! Задумалась щука – уж больно не хотелось ей просто так желания бездельника выполнять. И говорит: - Запомни мои слова: когда что тебе захочется – сначала надо самому потрудится. Реши-ка мне две задачи. Вот они: 1. Вот тебе два ведра. В одном 3 литра, а в другом - 5 литров. Набери-ка мне из реки 7 литров воды? 2. Вот 3 ведра: 6-литровый, 4-литровый и 3-литровый. Наберешь 1 литр - исполню твое желание. Стало трудно Емеле - не решал он еще таких задач. Но все-таки решил. А вот как – узнаем на занятии. -Что Емеле нужно было делать с водой, чтобы выполнить задание щуки? -Предположите тему занятия. Какие задачи поставим перед собой? | Приветствуют учителя. Слушают сказку. Предполагают тему занятия (Задачи на переливание) (научимся решать задачи на переливание) |
-Задачи на переливание делятся на два типа. -Чтобы узнать, на какие типы разделены задачи, прочитайте подсказку, которую прислали нам щука и Емеля. -Емеля понял, что нужно трудиться и не лениться. Его так заинтересовали задачи, предложенные щукой, что он не только с интересом решил их, но и придумал свои, которые предлагает решить нам с вами. -Емеля уверен, что вы справитесь, и желает вам успехов. -Решить задачи на переливание нам помогут таблицы, с их помощью мы будем просчитывать ходы. 1).Можно ли, имея лишь два сосуда емкостью 3 и 5л, набрать из водопроводного крана 4 л воды? Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 5л | 5 | 2 | 2 | - | 5 | 4 | 3л | - | 3 | - | 2 | 2 | 2 | Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 7л | - | 3 | 3 | 6 | 6 | 7 | - | 2 | 2 | 5 | 3л | 3 | - | 3 | - | 3 | 2 | 2 | - | 3 | - | 2). Коля пришёл на реку с 7-литровым ведром. Как ему налить 5л воды, имея пустую 3-литровую банку.(воду можно выливать обратно в реку)
-Молодцы. -Сейчас я предлагаю закрепить полученные навыки и решить задачи самостоятельно по группам. Первая группа Мачеха дала Золушке задание вскипятить 8 литров воды и дала ей ведра вместимостью 10л и 3л. Помогите Золушке справиться с заданием. Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 3л | 3 | - | 3 | - | 3 | - | 3 | 2 | 2 | - | 3 | - | 3 | - | 10л | - | 3 | 3 | 6 | 6 | 9 | 9 | 10 | - | 2 | 2 | 5 | 5 | 8 | Вторая группа Как, имея два сосуда емкостью 9л и 5л, набрать из водоема ровно 3 литра воды? (воду можно сливать обратно в водоем) Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 9л | - | 5 | 5 | 9 | - | 1 | 1 | 6 | 6 | 9 | - | 2 | 2 | 7 | 7 | 9 | 5л | 5 | - | 5 | 1 | 1 | - | 5 | - | 5 | 2 | 2 | - | 5 | - | 5 | 3 | | Читают подсказку (Первый тип задач– когда у нас есть много жидкости (озеро, бесконечно большая бочка, водопровод), и мы можем наполнять доверху сосуды сколь угодно большое количество раз, то есть количество жидкости не ограничено. При этом мы можем безбоязненно выливать воду из сосудов. Второй – это когда жидкости у нас ровно столько, сколько изначально налито в сосудах. Чаще всего эту жидкость ещё и нельзя проливать –обычно это оговаривается. Если же мы можем выливать жидкость, то в условиях задачи обычно присутствует какой-либо персонаж, который может пить данный тип жидкости: Кот Баюн, сосед Гриша и т. п. 1) Наполняем 5-литровый сосуд. 2) Отливаем 3л в трёхлитровый сосуд. В 5-литровом сосуде осталось 2л. 3) Выливаем из трёхлитрового сосуда воду в раковину. 4) Из 5-литрового сосуда переливаем 2 л в трёхлитровый. 5) Наполняем 5-литровый сосуд водой. 6) Дополняем трёхлитровый сосуд 1л из 5-литрового. В 5-литровом остается 4л. 1) Наполняем 3-литровую банку. 2) Переливаем в ведро. 3) Наполняем 3-литровую банку. 4) Переливаем воду из банки в ведро, в нем стало 6л. 5) Наполняем 3-литровую банку. 6) Дополняем 7-литровое ведро из банки, в банке осталось 2л. 7) Выливаем содержимое ведра в реку. 8) Переливаем 2л из банки в ведро. 9) Наполняем 3-литровую банку. 10) Переливаем воду из банки в ведро, в нем стало 5л. 1) Наполняем 3-литровое ведро. 2) Переливаем воду в 10-литровое ведро. 3) Опять наполняем 3-литровое ведро. 4) Переливаем воду в 10-литровое ведро, в нем стало 6 л. 5) Наполняем 3-литровое ведро. 6) Переливаем воду в 10-литровое ведро, в нем стало 9 л. 7) Наполняем 3-литровое ведро. 8) Отливаем 1л в 10-литровое ведро, в нем 10л, в 3-литровом 2л. 9) Выливаем содержимое 10-литрового ведра. 10) Переливаем 2л из 3-литрового в 10-литровое ведро. 11) Наполняем 3-литровое ведро. 12) Переливаем содержимое 3-литрового ведра в 10-литровое. В нем стало 5л. 13) Наполняем 3-литровое ведро. 14) Переливаем содержимое 3-литрового ведра в 10-литровое. В нем стало 8л. 1) Наполняем 5-литровый сосуд. 2) Переливаем в 9-литровый. 3) Наполняем 5-литровый сосуд. 4) Дополняем 9-литровый сосуд доверху. В 5-литровом осталось 1л. 5) Выливаем воду обратно в водоем из 9-л сосуда. 6) Переливаем в 9-литровый 1л из 5-литрового. 7) Наполняем 5-литровый сосуд. 8) Переливаем в 9-литровый, в нем стало 6л. 9) Наполняем 5-литровый сосуд. 10) Дополняем 9-литровый сосуд доверху. В 5-литровом осталось 2л. 11) Выливаем воду обратно в водоем из 9-л сосуда. 12) Переливаем в 9-литровый 2л из 5-литрового. 13) Наполняем 5-литровый сосуд. 14) Переливаем в 9-литровый, в нем стало 7л. 15) Наполняем 5-литровый сосуд. 16) Доливаем 9-литровый сосуд доверху, в 5-литровом осталось 3л. |
-Молодцы, вы отлично поработали и справились со всеми заданиями. -Наше занятие подошло к концу. -Я прошу каждого из вас сказать, что у него сегодня получилось, а над чем еще нежно трудиться. -Спасибо. До свидания. | Рассказывают, чему научились, что получилось, что не удалось. |