Конспект
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2 мин)
– Здравствуйте, ребята! Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, рабочие тетради, улыбнитесь друг другу для хорошего настроения.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и предложение «Классная работа». Однако, прежде чем переходить к теме нашего занятия, запишем новые словарные слова на буквы: г, д, ж.
-Что нужно помнить, при записи однокоренных слов? (В однокоренных словах корень пишется одинаково.)
Гвоздика - это красивое многолетнее цветущее растение.
Гвоздичка - это уменьшительно-ласкательная форма от слова «гвоздика».
Дежурный - это человек несущий дежурство.
Дежурство - исполнение какой-либо обязанности в порядке очереди.
Дежурить - долго и неотлучно исполнять обязанности.
Женщина - лицо, противоположное мужчине по полу.
2. Формулирование проблемы, (4 мин), планирование деятельности. Поиск решения формулирование определения (7-8 мин.)
- А теперь откройте учебник на стр. 90 упр.135 и запишите предложения в тетрадь. Укажите члены предложения. Давайте вспомним, что такое подлежащее? (Подлежащее-это то, о чём или о ком говорится в предложении.)
- А что такое сказуемое? (Сказуемое- обозначает действие или признак подлежащего.)
- А чем являются сказуемое и подлежащее. (Они являются главными членами предложения (или грамматической основой).
- Составьте предложение только из подлежащего и сказуемого. (Приводят свои примеры)
- А все ли предложения состоят только из грамматической основы? (Нет, есть ещё другие члены предложения)
- Как называются такие члены? (Второстепенные члены предложения)
- Скажите, а всё ли мы знаем о второстепенных членах? (Нет, не всё.)
- Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Цель урока: узнать новое о второстепенных членах предложения)
- Какие задачи поставим? (Научимся задавать вопрос от главного члена предложения к второстепенному; сможем вставлять в предложения второстепенные члены предложения)
3. Работа по теме урока. (15мин.)
- Прочитайте предложения из таблицы упр. 136. Как распространяется мысль с включением каждого нового члена предложения? Что уточняется, дополняется с помощью второстепенных членов? (Признак, место, время действия)
- Давайте откроем учебник на стр. 91 и сравним наши наблюдения с правилом.
-Второстепенные члены предложения подчиняются главным членам предложения. Они распространяют, уточняют, дополняют информацию, передаваемую подлежащим и сказуемым.
А предложения с второстепенными (даже с одним) членами называют в грамматике распространенными.
В отличие от них предложения, которые состоят только из главных членов, называют нераспространенными.
- О чём ещё узнали из правила? (Мы узнали, что предложения бывают распространенными и нераспространенными)
-Какое предложение называется распространённым, а какое нераспространенным? (Распространенное предложение имеет второстепенные члены предложения, а нераспространенное – нет)
-Прочитайте и проанализируйте состав предложение в упр. 137.
-Запишите предложения. Подчеркните главные члены предложения.
-К второстепенным членам задайте вопрос и напишите их.
-От каких членов предложения будете из задавать?
-Рядом с предложением укажите, распространенное оно или нет.
Если у вас возникли затруднения воспользуйтесь алгоритмом (на слайде №6)
-Упражнение 138. Предлагаю вам поработать в парах, подумать какие второстепенные члены нужно вставить и записать в тетрадь предложения. В парах мы работаем тихо, не мешая другим, выслушиваем мнения друг друга.
4.Физминутка
5. Закрепление изученного и самостоятельная работа с проверкой по эталону (5-7 мин)
-Прочитайте упражнение 134. Вставьте пропущенные слова и запишите эти предложения в тетрадь.
-Для чего нам нужны второстепенные члены предложения? Нужны ли нам они или можно составлять тексты из нераспространенных предложений?
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Чему вы сегодня научились? Умеете ли вы теперь задавать вопрос от главного члена предложения к второстепенным?
-Мы выполнили цель нашего урока?
7. Домашнее задание: упражнение 139.