СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия»















Составила:

учитель — логопед

Даниленко Надежда Викторовна








Цель занятия: Развитие у обучающихся речевых навыков по теме «Лес», закрепление названий деревьев и их листьев

Коррекционно- образовательные задачи:

  • совершенствовать у обучающихся умение образовывать относительные прилагательные;

  • совершенствовать у обучающихся умение образовывать существительные с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов;

  • совершенствовать у обучающихся работу с текстом через выполнение различных заданий (составление предложений, подбор названия текста);

  • совершенствовать у обучающихся умение согласовывать существительные в роде и падеже;

  • продолжать учить отвечать полными предложениями;


Коррекционно – развивающие задачи:

  • развивать фонематическое восприятие, совершенствовать навык звукового анализа, зрительное внимание, мышление;

  • активизировать речевую деятельность;

  • развивать общую, тонкую моторики, координацию речи и движения;


Коррекционно – воспитательные задачи:



  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

  • воспитывать интерес к занятиям через игровую форму;

  • расширять у детей представление об окружающем мире;

  • воспитывать бережное отношение к природе;


Оборудование: мультимедийная доска (проектор), презентация со слайдами, листы с заданиями, цветные карандаши.















Ход занятия.

  1. Организационный момент.
    - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Меня зовут Надежда Викторовна, сегодня я буду проводить для Вас занятие.


II. Основная часть.

1. Введение в тему занятия.

- Ребята, для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, посмотрите на экран (осенний лес), (слайд 1). Что вы видите? (лес). Какое время года? (осень)

- Кто готов сформулировать тему нашего сегодня занятия? О чём мы будем говорить? (об осеннем лесе)


2. Актуализация знаний

- Совершенно верно.

- Я вам предлагаю сегодня совершить экскурсию в осенний лес (слайд 2). В лесу нас встречает лесовичок (слайд 3). Он хочет узнать, как хорошо вы знаете названия деревьев. Для этого вы должны отгадать его загадки. В слове – отгадке дать характеристику первого звука. За каждое выполненное задание я Вам буду давать часть картинки, которую в конце занятия вы соберёте.

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила

А о чём она грустит

Никому не говорит. (Ива.)

(слайд 4-5)

И- гласный, ударный звук

Весной растёт ,летом цветёт.

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок- на медок,

Лечит от гриппа

Кашля и хрипа (Липа.)

(слайд6-7)

Л [л']согласный, звонкий, мягкий


Листик на ладонь похож,

Осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён,

потому что это ...

(Клён.)

(слайд 8-9)

к[к]согласный, глухой, твёрдый


Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки.

(Берёза.) (слайд 10-11)

б[б']согласный, звонкий, мягкий



(даю часть картинки)

3. Посмотрите на экран, все слова перепутались. Расположите слова по порядку, составьте правильное предложение. (слайд 12)

поздняя, Наступила, осень.

холоднее, Дни, короче, и , стали.

дожди, Часто, идут .

ветер, холодный, Дует.

зимнему, Природа, к , готовится , отдыху.

птиц, Всё, звучать, реже, пение, стало.

тёмным , Небо, и, стало, тяжёлым.

Вся, будто, природа, в, замерла, зимних, холодов, ожидании.


4. Прочитайте текс. Придумайте к тексту название.(слайд 13)

Наступила поздняя осень. Дни стали короче и холоднее. Часто идут дожди. Дует холодный ветер. Природа готовится к зимнему отдыху. Всё реже стало звучать пение птиц. Небо стало тёмным и тяжёлым. Вся природа будто замерла в ожидании зимних холодов.

(даю часть картинки)

5. Физминутка «Дуб».(слайд 14) Сейчас мы немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, каждый у своего места.

На поляне дуб стоит,

Во все стороны глядит.

Ветки к солнцу свои тянет,

Ветер часто дуб качает.

Дуб к земле от ветра гнётся,

Но нисколько не сдаётся.

Стоим прямо, ноги вместе.

Повороты туловищем, не сдвигая ног с места

Поднимаем руки вверх.

Качаемся с поднятыми руками вправо – влево

Руки на поясе, наклоняемся вперёд – назад.

Выпрямляемся и стоим прямо.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)


6. Дидактическая игра  «Скажи ласково» .

- Молодцы, ребята! Продолжим нашу экскурсию. Сейчас мы поиграем в  игру  «Скажи ласково». Будем называть деревья ласковыми словами. (слайд 15-18)

- Например: Дуб. Дубок – дубочек.

- Берёза. Берёзка – берёзонька.

-  Ива. Ивушка

-  Клён. Кленок – кленочек.

- Липа. Липонька– липочка.


(даю часть картинки)

7. Дидактическая игра “Назови лист”.

- Хорошо! Сейчас Лесовичок приготовил для вас следующее задание. Лесовичок хочет послушать, правильно ли вы называете листья деревьев. Посмотрите на экран и назовите, какой листок упал с дерева.

- Этот листок упал с клёна. Клено́вый листок. (слайд 19- 20)

- А этот листок  упал  с  берёзы. Берё́зовый  листок. (слайд 21-22)

А этот листок  упал  с  ивы. И́вовый  листок. (слайд 23-24)

- А этот листок  упал  с липы. Ли́повый листок. (слайд 25-26)

- Все правильно! Назвали все листочки верно!

(даю часть картинки)


- Ребята, Лесовичок нарисовал для вас листочки деревьев, но подул ветер и все нарисованные листочки перемешал (слайд 27)(детям раздаются листы с заданием).

8. Помогите лесовичку найти листочки, названия которых написаны и обведите их по контуру.

(даю часть картинки)


Сделай фонетический разбор слова и́вовый.

В слове — и́вовый содержится:6 букв.3 слога.6 звуков.́

и[и]гласный, ударный

в[в]согласный, звонкий, твёрдый

о[а]гласный, безударный

в[в]согласный, звонкий, твёрдый

ы[ы]гласный, безударный

й[й']согласный, звонкий, мягкий

Цветовая схема слова ивовый

- А теперь проверьте себя ( слайд 28)

(даю часть картинки)


Молодцы ребята! Со всеми заданиями Лесовичка вы справились! Теперь соберите картинку! И что же у Вас получилось? (осенний лес)( слайд 29)


III. Подведение итогов

- Ребята, скажите, где мы с вами сегодня побывали? (ответы детей)

-Что понравилось вам, запомнилось из нашей экскурсии? (ответы детей)

(слайд 30)



Источники:

  • http://logoportal.ru/derevya-slovoobrazovanie/.html

  • http://logoportal.ru/konspekt-osen/.html

  • http://mamaschool.ru/zagadki-i-otgadki/zagadki-pro-osen-dlya-shkolnikov

  • http://yandex.ru/video/search?p=3&filmId=v4oOCs-iUXI&text=%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizard&_=1445690602464

  • http://yandex.ru/video/search?text=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0&safety=1

  • http://moeobrazovanie.ru/edu/blogs/tema_%C2%ABderevya%C2%BB_182033.html

  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/03/07/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoy





























Найди листочки, названия которых написаны и обведи их по контуру.

Сделай фонетический разбор слова и́вовый.



Клено́вый лист

Берё́зовый лист

И́вовый лист

И [ ] ______________________________________________

В [ ] ______________________________________________

О [ ] ______________________________________________

В [ ] ______________________________________________

Ы [ ]______________________________________________

Й [ ] _______________________________________________

В слове — и́вовый содержится:__ букв, __ звуков, ___ слога

Цветовая схема слова И́вовый































б[б']согласный, парный звонкий, парный мягкий

е[и]гласный, безударный

р[р']согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

ё[о]гласный, ударный

з[з]согласный, парный звонкий, парный твёрдый

о[а]гласный, безударный

в[в]согласный, парный звонкий, сонорный, парный твёрдый

ы[ы]гласный, безударный

й[й']согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

Цветовая схема слова берёзовый

к[к]-согласный, парный глухой, парный твёрдый

л[л']согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

е[и]гласный, безударный

н[н]согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

о[о]гласный, ударный

в[в]согласный, парный звонкий, сонорный, парный твёрдый

ы[ы]гласный, безударный

й[й']согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

Цветовая схема слова Кленовый











































Расположите слова по порядку, составьте правильное предложение.



поздняя, Наступила, осень.

холоднее, Дни, короче, и , стали.

дожди, Часто, идут .

ветер, холодный, Дует.

зимнему, Природа, к , готовится , отдыху.

птиц, Всё, звучать, реже, пение, стало.

тёмным , Небо, и, стало, тяжёлым.

Вся, будто, природа, в, замерла, зимних, холодов, ожидании.



----------------------------------------------------------------------------------------------------



Прочитайте текс. Придумайте к тексту название

Наступила поздняя осень. Дни стали короче и холоднее. Часто идут дожди. Дует холодный ветер. Природа готовится к зимнему отдыху. Всё реже стало звучать пение птиц. Небо стало тёмным и тяжёлым. Вся природа будто замерла в ожидании зимних холодов.





























З вук





Гласный Согласный



у дарный безударный твёрдый мягкий



звонкий глухой







З вук





Гласный Согласный



у дарный безударный твёрдый мягкий



звонкий глухой





Берё́зовый

б[б']____________________________________________

е[и]____________________________________________

р[р']___________________________________________

ё[о]_____________________________________________

з[з]_______________________________________________

о[а]________________________________________________

в[в]________________________________________________

ы[ы]_________________________________________________

й[й']___________________________________________________

В слове —берё́зовый содержится: __ букв, __ звуков, ___ слога


Цветовая схема слова Берё́зовый













Клено́вый

к[к] _________________________________________________

л[л']_________________________________________________

е[и] __________________________________________________

н[н]___________________________________________________

о[о] ___________________________________________________

в[в] __________________________________________________

ы[ы] _________________________________________________

й[й'] _________________________________________________

В слове — клено́вый содержится: __ букв, __ звуков, ___ слога



Цветовая схема слова Клено́вый