Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №27»
Конспект открытого коррекционного занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
«Амулет храбрости»
Педагог-психолог Аюпова Т.В.
Оренбург, 2022
Коррекционное занятие педагога-психолога Аюповой Т.В. «Амулет храбрости»
Цель:
коррекция детских страхов, умение дошкольников выражать свои чувства и эмоции
повышение активности детей, снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе.
Задачи:
Развивать творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук.
Воспитывать умение общаться со сверстниками, работать в коллективе.
Материалы:
Влажные салфетки, коврики для лепки, трубочка, пластилин, ленты для амулета, коробочки для амулета, песочница, кубик эмоций, музыка для релаксации, музыка для подвижной игры.
Ход коррекционного занятия
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Мы все дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем.
Как заботиться – мы знаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Разминка «Доброе животное»
Цель: создать благоприятную эмоциональную атмосферу, настроиться и объединиться.
-А теперь, чтобы наша работа была сплочённой и дружной давайте превратимся в одно волшебное, доброе и сильное животное.
Участники становятся в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!». Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох все делают 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад».
Игра «Куб с эмоциями»
Цель: развивать умение выражать свои эмоции, чувства, преодоление замкнутости умение, соотносить эмоциональные состояния с их рисуночными изображениями.
Психолог показывает детям куб, на котором изображены эмоции. Они должны выразить и нарисовать на песке, эмоцию, которая изображена на кубе. Дети вспоминают, когда они переживали подобные чувства и в какой ситуации. Последней показывается эмоция страха.
Упражнение «Расскажи о своем страхе»
Цель: выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.
Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был такой маленькой, как вы то …». Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите …». Дети по желанию рассказывают о ситуации, когда им было страшно. Психолог каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Психолог должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обсудите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.)
Сказка «Амулет для храбрости»
Цель: показать детям, что страх это естественно, а иногда и полезно, что страхи есть у всех людей. Научить их «направлять» свои страхи и преодолевать их.
Вопросы к сказке:
— Кто появился у Маши в шкафу?
— Что папа подарил девочке?
— Нужен ли людям страх?
— Подружилась ли Маша со страхом?
Изготовление амулета.
Цель: визуализировать то, что поможет детям побороть свой страх.
- Предлагаю вам изготовить свой «Амулет храбрости». Который будет вас защищать от всех ваших страхов. Но, чтобы его изготовить мы должны превратиться в храбрецов. А чтобы превратиться в храбрецов, предлагаю сыграть в игру:
Подвижная игра «Мышеловка» (под музыку)
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности; учить выполнять движения согласно словам, упражнять в беге, развивать смекалку, внимание, смелость.
Ход игры.
Воспитатель делит детей на две команды. Первая команда детей «Мышеловка», вторая команда детей «мышки». Одни дети (первая команда) взявшись за руки, образуют круг - это будет «мышеловка». Затем дети начинают движение по кругу, одновременно проговаривают слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели,
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Как расставим мышеловки,
Переловим всех за раз!
В это время другие дети (вторая команда) – мышки начинают бегать стараясь пробежать через круг. По окончании последней фразы дети, составляющие «мышеловку», приседают и не выпускают попавшихся «мышей» - детей, те дети которые попали в «мышеловку» покидают игру. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнюю «мышь». Затем воспитатель предлагает детям поменяться местами. Первая команда будут «мышки», а вторая команда становится в круг – это будет «Мышеловка». По желанию детей игра повторяется.
Дети садятся за стол для изготовления амулетов.
- Я предлагаю вам сделать амулеты из засыхающего пластилина, и предлагаю вот такой вариант амулета (образец в виде смайлика). Перед началом работы давайте разомнём наши ручки чтобы они наполнились силой и энергией смелости:
«На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы (Руки в вертикальном положении ладони раскрыты)
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы – (Потянуться, руки вверх)
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, (Взмахи руками, изображая ветер)
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, (Наклонить кисти рук)
Опускают лепесточки.
А потом опять встают (Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты)
И по-прежнему цветут.
Так же, как и растут цветы, сейчас в наших руках проросла смелость и храбрость. Теперь мы можем приступить к работе.
Приступаем к работе:
Делаем круг: раскатываем шарик между ладошек. Сплющиваем шарик, чтобы получилась лепёшка. Для лучшего результата, можно лепёшку положить на коврик для лепки и помочь пальчиками (показывает). Глаза и рот можно слепить по вашему усмотрению. Трубочкой проделываем отверстие для ленточки и продеваем её.
Упражнение на релаксацию «Искорка храбрости»
Цель: зарядить амулеты храбростью детей. Предоставить детям уверенности в своих силах.
Психолог: «Закройте глаза, представьте, что от тепла вашего дыхания в ваших ладошках появилась искорка храбрости. Поделитесь ей со своими друзьями. И вот произошло чудо: чем больше вы делитесь искоркой, тем больше она становится. Она будет у всех амулетов храбрости, и ваш страх будет крохотным».
Давайте положим ваши амулеты в подписанные коробочки для затвердевания. После окончания занятия вы положите свои амулеты в шкафчик. К вечеру они затвердеют, и вы заберёте их домой. А теперь давайте вытрем руки салфетками и встанем в круг.
Релаксация
- В начале занятия мы превратились в волшебное животное, теперь нам надо вернуться обратно в наши тела, для этого ложитесь на палас и закрывайте глаза. Всё что я буду говорить вы слушайте и представляйте в своём воображении. (Звучит тихая музыка)
РЕЛАКСАЦИЯ «РОСТОК»
Ваше тело расслабленно, голова светлая, сердце спокойно бьётся. Из большого, доброго, общего животного мы возвращаемся в свои тела. Наши руки и ноги наполняются силой. Внутри вашего тела прорастает росток храбрости. Росток появился из-под земли, маленький, тоненький. Но вот пошел дождик, водичка стала поить росток, он стал расти, у него появились листочки, стебель окреп и вытянулся. Дождь закончился, засветило солнышко. Открываем глаза. Потихонечку встаём…
Итог. Рефлексия
Цель: Закрепить позитивную атмосферу, созданную в начале занятия.
Дети стоят в кругу. Психолог просит детей сказать:
— Какое у вас сейчас настроение?
— Какие моменты были самые интересные?
— Что было трудно? Почему?
-А теперь давайте попрощаемся.
Ритуал прощания «Хорошие пожелания»
Участники, стоя в кругу, произносят в адрес того, кто стоит рядом слова прощания и доброе пожелание.
Сказка «Амулет для храбрости»
Однажды в комнату к Маше незаметно прокрался страх. Он поселился в темном углу шкафа и не хотел уходить оттуда. Маша всегда гордилась тем, что спит одна в своей комнате. У нее, как у всех взрослых, есть своя кровать, своя подушка. Есть ночник, который Маша сама умеет выключать.
Но с тех пор появился страх - Маша больше не хотела спать одна. Она плакала, когда мама или папа хотели оставить ее одну в комнате, особенно когда нужно было выключать свет.
Вот и сейчас Маша крепко обнимала папу и просила его не уходить. Так спокойно было у папы на руках и совсем не страшно.
- Я расскажу тебе одну историю, - сказал папа. - Слушай. Жил-был на свете мальчик. Он был очень смелый. И только одного боялся этот мальчик - собаку, жившую во дворе. Собака была на цепи, но так громко лаяла, что мальчик даже не выходил гулять - так он боялся пса.
Когда об этом узнала бабушка мальчика, она подарила ему Амулет храбрости. Только мальчик его надел, он сразу начал чувствовать себя очень храбрым. Как будто какая-то сила наполнила его. Он смело вышел во двор, собака замолчала и удивленно посмотрела на мальчика. С тех пор мальчик больше ничего не боялся.
- Повезло парню, - мечтательно сказала Маша, - вот если бы у меня был такой амулет ...
- Доченька, этим мальчиком был я. Я ведь тоже когда-то был маленьким.
- Жаль, что ты не сохранил тот амулет, - сказала девочка. - С ним бы мне не было страшно.
- Почему не сохранил? - удивился папа. - Он всегда был со мной, и сейчас я готов подарить его тебе. Я не сделал этого раньше, потому что ты ничего не боялась. А теперь он твой. Найдем его.
Папа взял Машу на руки, а она обняла его за шею. Они вместе направились к папиной комнате, где он достал из шкафа амулет. На тонкую веревочку были нанизаны необычные кусочки шишек, кусочек ореховой косточки, сушеные растения и желуди.
- Держи, дочка! - сказал папа. - Теперь тебе нечего бояться, потому что этот Амулет храбрости имеет волшебную силу и делает всех настоящими смельчаками.
И папа оставил Машу с ее новым сокровищем.
Надев амулет на шею, девочка так же, как и папа, почувствовала, что стала сильнее. Она пошла в свою комнату, где поселился страх.
- Нужно прогнать страх из комнаты, - твердо решила Маша. - Тогда я смогу спокойно спать, - и она подошла к шкафу.
Теперь Маша уже почти ничего не боялась, но на всякий случай взяла фонарик.
- Выходи, - тихо, но уверенно сказала Маша. Она знала, что страх, как и раньше, сидит там, в шкафу.
- Нет, - послышалось из шкафа.
- Выходи! «Я больше тебя не боюсь», - сказала девочка. - Иди из моего шкафа! И больше никогда не возвращайся!
- Вот так всегда, - грустно вздохнул страх - все меня прогоняют. А что, скажите, я плохого сделал?
- Ты пугаешь меня, и поэтому должен уйти, - сказала Маша.
- Но ты не сможешь совсем без меня, сопротивлялся страх.
- Почему? - удивлялась Маша и даже опустила фонарик.
- Без меня людям будет очень трудно, ведь я помогаю им быть осторожными. Если бы никто ничего не боялся, что тогда было бы?
Если бы не боялись простудиться, то не надевали бы шарф, ходили бы босиком по лужам и болели бы.
Если бы не боялись обжечься, то неосторожно обращались бы с огнем и горячими предметами и чаще обжигались.
Если бы не боялись темноты не было бы фонарей на улицах. Если бы не боялись переходить дорогу не были бы осторожны, и на дорогах было бы много аварий.
- Я нужен людям, я им помогаю. А меня никто не любит. И все хотят от меня избавиться, - всхлипнул страх.
- Предлагаю дружить, - неожиданно сказала Маша.
- Ты ... дружить ... со мной? - удивился страх.
- Да. Но что делать, если я начну тебя бояться слишком сильно? - задумалась девочка.
- Когда я буду маленьким - я буду помогать тебе, если вдруг стану большим - ты надень свой амулет. И я снова стану маленьким, - и страх стал крошечным. Размером с вишневую косточку.
- Хорошо, - согласилась Маша.
Она взяла страх в кулачок и положила его в карман своей пижамы. Улегшись в постель, которая уже давно ждала ее, Маша удобно устроила свою пушистую головку на подушке и крепко уснула.
С тех пор Маша дружила со страхом, который помогал ей быть осторожной. А если он становился слишком большим, девочка одевала свой амулет. Впоследствии амулет стал ей ненужным, но Маша бережно хранила его на тот случай, если он еще кому-нибудь пригодится.
Вопросы к сказке:
— Кто появился у Маши в шкафу?
— Что папа подарил девочке?
— Нужен ли людям страх?
— Подружилась ли Маша со страхом?