Конспект занятия
Тема: «Божья коровка из солёного теста»
Автор – составитель : педагог дополнительного образования Павлова Людмила Павловна
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения: традиционная.
Цель: Научить основным способам лепки божьей коровки из соленого теста.
Задачи:
образовательная: обучить способам лепки из солёного теста; ознакомить с характерными признаками насекомого.
воспитательная: воспитывать любовь к окружающему, умение видеть прекрасное во всем многообразии, умение высказывать точку зрения, воспитать навыки аккуратной работы с солёным тестом, стеком и кистью.
развивающая: развивать кругозор, усидчивость, наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке.
Методы: словесные, наглядные, демонстрация схем, использование ТСО, практическая работа.
Материальное оснащение: соленое тесто, стеки, салфетки, дощечки, кисти, стаканчики с водой, черный и белый хлеб, готовый образец божьей коровки.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте ребята. Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодня мы с вами продолжаем творить волшебство из соленого теста.
2.Мотивация.
Педагог: Ой, ребята, а что это у нас на столе? - два кусочка хлеба: черный и белый. Интересно откуда это? Ребята, как вы думаете, кто это принес?
Варианты ответов детей.
Педагог анализирует ответы детей и дает следующую подсказку – загадку.
- Давайте я вам немного подскажу.
Какая коровка, скажите, пока
Ещё никому не дала молока?
Варианты ответов детей.
Педагог: Верно Божья коровка.
На экране появляется презентация божьей коровки.
Педагог: Все помнят присказку: «Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого»? Наверное, это она и принесла нам хлеб?
- А вы встречались с божьей коровкой когда-нибудь, ребята?
- Где же можно встретить этого красивого жучка?
Варианты ответов детей.
Педагог: В саду или в лесу, на огороде, в поле или на лугу всегда можно встретить божьих коровок, летающих в самые жаркие часы суток.
- Почему же божью коровку так назвали, вы знаете, ребята?
Варианты ответов детей.
Педагог: Мало кому маленький жучёк может напомнить бурёнку, пасущуюся на лугу. Происхождение такого названия связано с тем, что божья коровка может давать молоко, причем не обычное, а рыжее. Такая жидкость выделяется в случае опасности из пор на сгибах лапок. Она очень неприятна на вкус и имеет отпугивающий врага запах.
Редкая птица пытается отведать этого жука. Если такое случается, она долго чистит клюв, трясет головой, будто упрекает себя: «И надо же было клевать такую гадость!»
- И, все-таки, почему именно «божья»?
Варианты ответов детей.
Педагог: По древним поверьям, коровка напрямую связана с Богом, так как большую часть своей жизни она проводит в воздухе на высоте. Кроме того, это насекомое выполняет роль настоящего посланца, у неё можно узнать, какая будет погода и удастся ли урожай.
- А чем же она питается?
Варианты ответов детей.
Педагог: Питается божья коровка вредителями сада – тлёй. В день она может уничтожить до сотни таких вредителей.
- А вы знаете, куда деваются божьи коровки с приходом холодов?
Варианты ответов детей.
Педагог: Зимуют коровки в лесной подстилке, под комками почвы, под корой деревьев, под корнями и в других укрытиях.
Фронтальная беседа с детьми – анализ божьей коровки (примерные вопросы):
- Скажите, а какие характерные черты вы можете выделить у божьей коровки?
- Какие части тела можно выделить?
- Какую форму имеет голова?
- Какого цвета голова?
- Какую форму имеют крылья?
- Какого они цвета?
- Сколько лапок у божьей коровки?
- Как они расположены?
- Сколько усиков у божьей коровки?
Педагог указывает и презентует божью коровку: Итак, божья коровка имеет черную овальную голову, овальное выпуклое тело красной окраски с черными точками, 6 лапок и 2 усика. Много интересного мы с вами узнали о божьей коровке, но я хотела бы вам показать ещё и одну историю об этом замечательном насекомом. Посмотрим ребята?
Презентация мультфильма о божьей коровке.
Фронтальная беседа с детьми о мультфильме (примерные вопросы):
- Понравился вам мультик, ребята?
- Как вы думаете, чему учит нас этот мультик?
- Скажите, как себя ощущала коровка в коробке?
- А чего ей не хватало там?
- Жалко вам стало маленькую букашку?
- А вы ловили когда-нибудь маленьких беззащитных насекомых?
- А будите ещё ловить?
- Так чему же вас научил этот мультик?
- Правильно – бережней относиться ко всему, что нас окружает, ведь каждая букашка – это живое существо, которому может быть и больно, и страшно, и у него, возможно, есть детки, которые ждут и любят его! Верно?
3.Актуализация знаний и способов действий, конструирование.
А теперь давайте слепим божью коровку, но не обычную, а сказочную.
Итак, а пока сядьте ровно на стульчиках, спинки ровно, ручки перед собой,давайте посмотрим, как мы с вами будем лепить нашу божью коровку.
4. Практическая работа:
1.Возьмите комочек теста размером с крупную сливу. Сформируйте ладошками круглый комочек без трещинок и прожилок. Припылите мукой стол и положите свой комочек на стол. Сформируйте листик толщиной 5 мм. Стеком сделайте прожилки.
2. Из комочка теста размером с крупную вишню сформируйте круглый комочек – брюшко. Увлажните водой край листика и положите комочек-брюшко. Водой мы будем склеивать все элементы поделки.
3. Из тонких жгутиков сформируйте и приклейте лапки.
4. Так же с помощь воды приклейте ручки. На ручках стеком продавите пальчики.
5. Из маленького комочка слепите голову. Увлажните одну ручку водой и приклейте голову. Голова лежит на руке.
6. Ручкой без пасты продавите глазки. Приклейте маленький носик. А можно сделать и объемные глазки.
7. Раскатайте тесто толщиной 2-3 мм. Вырубкой вырежьте круг. Стеком сделайте насечку по центру круга- крылышки. Приклейте на брюшко.
8. Лепим маленькие комочки-капельки и приклеиваем по кругу волосы.
9. Зубочистку разломайте на две равные части и аккуратно вставьте рожки. Божья коровка готова. Её нужно хорошо просушить. Лучше это делать на воздухе. В хорошо проветриваем помещении. Сушка изделия займет 7-8 дней. После высыхания раскрасьте поделку, просушите и покройте глянцевым лаком. Божья коровка готова.


5.Физкультминутка.
Педагог: Итак, ребята, все справились с заданием? Что-то мы с вами засиделись, давайте разомнёмся немного. Встаем из-за своих рабочих мест и повторяем за мной.
Божья коровка, черная головка,
Улети на небко, принеси нам хлебка,
Если дождик, то сиди,
Если солнышко лети.
(Во время физкультминутки дети произносят слова и выполняют движения.)
- А сейчас ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Сядьте ровненько, ручки подружились, глазки смотрят на меня. Продолжаем нашу работ.
Выставка и просмотр работ. Уборка рабочего места.
Ребята, какие вы у меня молодцы - все справились с заданием? Умнички, теперь прибираем рабочие места, складываем принадлежности в коробочки, а затем свои поделки выставляем на выставочный стол. Давайте все полюбуемся нашими божьими коровками! Какие замечательные они у нас получились – яркие, симпатичные, добрые и счастливые! Присаживаемся на свои места.
7. Итог занятия. Рефлексия.
Фронтальная беседа с детьми (примерные вопросы):
- Сегодня все вы справились с заданием, молодцы, я горжусь вами.
- Скажите, а вам было трудно сегодня или легко?
- Весело или грустно вам было на занятии?
- Что вам сегодня больше всего запомнилось?
- Все запомнили, как меня зовут?
- Надеюсь, что сегодня у вас у всех было хорошее настроение.
- Мне с вами тоже было очень интересно и легко сегодня?
Вы можете забрать их и принести домой, как символ света и добра. И пусть в ваших домах всегда будет любовь и благополучие.
- На этом наше занятие подошло к концу, до свиданья.
