СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Число имён существительных"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект коррекционного занятия с группой учащихся с нарушениями письма.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Число имён существительных"»

Тема: Число имен существительных

Задачи: упражнять в умении определять число имен существительных; развитие памяти, внимания, умения мыслить, и отстаивать свою точку зрения.; развитие воспитание культуры общения на уроке.

Оборудование: тетради, записи на доске, опорные схемы и таблицы.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

Выяснение даты, определение темы занятия.

2.Основная часть:

1)Актуализация знаний, повторение пройденного материала.

-Мы продолжаем работу над разделом “Части речи”. – О какой части речи мы говорили на прошлом занятии? ( имени существительном) – Что знаем о существительном? (Имя существительное, самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? одушевлённые имена существительные что неодушевлённые имена существительные?, в предложении могут быть главным членом предложения - подлежащим и второстепенным - дополнение)

– Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? (изучать имя существительное) Памятка на доске.

Имя существительное Обозначает предмет Вопросы кто? Что? Член предложения подлежащее, дополнение –

2)Задание на доске

-Что можно сказать о словах, записанных на доске? Что объединяет слова? (сущ.)

Пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы.

- Это все имена существительные – На какие группы можно их разделить?

а) словарные/несловарные слова Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)

б) слова в единственном числе и во множественном числе

– Спишите слова в 2 столбика (ед.ч., мн.ч.) и определите род существительных. Какие слова мы запишем в первый столбик, какие во второй? – Что заметили? (у слов во мн. Числе можно определить род, только если их перевести в ед.ч.)

– Как вы думаете, что мы будем делать сегодня? (работать над определением рода и числа имен существительных)

- Интересно, а всегда ли можно это сделать?

3) Комментирование у доски по образцу:

Ветер (ед.ч., м.р.), листья (мн.ч.) – лист (ед.ч., м.р.), лужи (мн.ч.) – лужа (ед.ч., ж.р.), тучи (мн.ч.) – туча (ед.ч., ж.р.), небо (ед.ч., с.р.), солнце (ед.ч., с.р.), птицы (мн.ч.) – птица (ед.ч., ж.р.), радугу – радуга (ед.ч., ж.р.), карандашей – карандаши (мн.ч.) – карандаш (ед.ч., м.р.)

4) Измените число имён существительных:

Дерево – деревья, птица – птицы, мед – ?, молоко – ?, доброта – ?, пирог – пироги.

-Что заметили? (не все слова можно поставить в форму множественного числа).

Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном числе.

Гимнастика для глаз .

5) Работа в парах:

Прятки – ?, яблоки – яблоко, сливы – слива, сливки – ?, сапоги – сапог, брюки – ?, ножи – нож.

- Что заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного числа). Наверно, есть еще слова, которые употребляются только во множественном числе.

6)Давайте начнем собирать копилку таких слов.

Опорная таблица на доске. Давайте добавим слова в таблицу.

Копилка

Единственное число Множественное число

Шоколад Мед Доброта Сливки Брюки Часы

- Как вы думаете, являются ли слова дух, час, вес формой единственного числа слов духи, часы, весы? Почему/Докажите (слова имеют разное лексическое значение)

3. Рефлексия:

-А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал – возьмите листки.

Задание для диагностики: Прочитай стихотворение.

У леса на опушке

Жила зима в избушке.

Она снежки солила

В берёзовой кадушке.

Подчеркни все существительные. Определи число. Переведи слова из единственного числа в множественное число и, наоборот, из множественного числа в единственное число. Составь и запиши предложение, с любыми словами, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Если вам всё было понятно – нарисуйте на этой странице солнышко; если что-то было непонятно, были трудности – нарисуйте облачко.

4. Подведение итогов занятия:

- С какой частью речи работали на занятии? – что нового узнали?

Оцените свою работу на занятии.