СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект дистанционного занятия "Дагестанская национальная одежда, культура и символы" старшая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект дистанционного занятия "Дагестанская национальная одежда, культура и символы" старшая группа»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«ПрогимназияN°9 «Ручеек»







Конспект дистанционного занятия.

Тема: «Дагестанская национальная культура, одежда и символы».

Старшая группа






Воспитатель: Салаватова Ж. М.



2020год



Цель занятия: Формирование патриотических чувств и толерантного отношения к людям других национальностей; закрепление и расширение знаний о государственной символике своей республики; формирование уважительного отношения к флагу, гербу и гимну РД.

Программное содержание: Расширить знания детей о родном крае, о его народе, быте (традиционной дагестанской одежде). Учить детей видеть в окружающем красоту, с уважением относится к культуре своего народа и её символам.

Методические приемы: Предыдущее занятие, посвященное дагестанской теме – беседы, рассказы детей о том, как они гостили у родственников в горных районах Дагестана, что наблюдали, чем занимались и прочее. Подготовительная беседа о том, что занятие будет посвящено традиционной дагестанской одежде – мужской и женской. Рассказ воспитателя. Показ иллюстраций, бытовых сцен из жизни горцев, где они в национальном одеянии. Вопросы воспитателя, ответы детей; рассказы детей из личного опыта. Разъяснение новых слов, обозначающих предметы одежды и флага,герба.

Итог занятия: отметить активных детей, их ответы.

Новые слова: бурка, къабалай, чохто, джурабы.

Материал: куклы в национальной одежде, иллюстрации, картинки, фотоальбом, показ танцевальных костюмов (гардероб одежд разной национальности).

Ход занятия:

В
оспитатель
: Дети, сегодня 26 июля у нас праздник День Конституции Дагестана и это дистанционное занятие будет о нашей малой родине, её культуре и символам. Как называется столица Дагестана? Ребенок: Город Махачкала. Воспитатель: Как называется город в котором мы с вами живём? Дети: Город Хасавюрт. Воспитатель: Правильно мы живы в городе Хасавюрт. Да, наш город Махачкала – столица Дагестана. А на площади праздник, сколько людей нарядных в традиционных национальных костюмах. По этим костюмам можно узнать с какого района они приехала, какой национальности. Отличия в одежде больше заметны в женских нарядах, нежели в мужском костюме. (Показываю 2 иллюстрации – горец в традиционной дагестанской одежде, на боку висит кинжал, на голове – папаха; второй горец на коне, но в бурке). Дети, посмотрите, перед вами двое мужчин. Как мы их можем назвать?

Ребенок: Они горцы. Ребенок: Дагестанцы. Ребенок: Джигиты. Воспитатель: Правильно, все вы правы. А теперь дадим им имена. Ребенок: Абдурахман. Ребенок: Аминат, Аминка. Воспитатель: Давайте посмотрим, как на праздник пришел Абдурахман. Он одет в черкеску. Это повседневная одежда горца; сзади у него башлык – это мужской головной убор – капюшон. На голове папаха, а ноги обуты в сапоги. Черкеску украшают газыри и кинжал. В газырях хранится порох. Кинжал нужен был для защиты, резать скот и для других дел в хозяйстве. А теперь посмотрим на Аминку. Видите, как он спешил на праздник? Прискакал на коне. Одет он в такую же одежду, как и Абдурахман, но только у него еще и бурка. Это кавказский безрукавный плащ – накидка. Она укрывает джигита от холода, дождя, ветра, укутавшись в нее, даже спит в пути во время отдыха. Посмотрите на папаху и бурку. Кто скажет, из чего они сделаны. Кто знает?




Ребенок: Папахи – из бараньей шкуры. Ребенок: Бурка – из овечьей шерсти. Воспитатель: Правильно. Для изготовления папахи подготавливают, отделывают бараньи или овечьи шкуры. А для бурки особым способом готовят шерсть овец. Сапоги тоже изготовлены из обработанных шкур – кожи.



Физкультминутка:

Игра «Птички и орел». Дети бегают по ковру, имитируя полет птиц – машут руками. По команде «Орел!» - быстро приседают, закрывая голову руками. Повторить несколько раз.



Цель – для снятия усталости, развития внимательности, быстроты.



Воспитатель: А теперь посмотрим на подружек наших джигитов. Какими вы их видите? Дети: Красивые, нарядные, весёлые. Воспитатель:. Правильно. Наши гости такие красивые и нарядные, потому что приехали на праздник. Этих красавиц можно назвать одним словом. А чем отличаются эти горянки одна от другой? Ребенок: Платья разные.




Ребенок: Платки разноцветные и шаровары. Ребенок: Количеством украшений. Воспитатель: Какие вы молодцы! – Все заприметили! Вот по этим предметам одежды и отличают горянок, с какого района они, кто по национальности, то есть на каком языке они говорят. (Демонстрирую несколько иллюстраций с изображением горянок в разных нарядах – аварка, лачка, кумычка, даргинка, табасаранка, ногайка, цахурка, рутулка, ругуджинка, арчинка, гапшиминка).




В
оспитатель:
Горцы носили удобную и практичную одежду. (Показываю наряд из гардероба детсада). Скажите мне, а в наше время, когда и кто наряжается в такие наряды? Ребенок: Люди в праздничные дни. Ребенок: Артисты, когда они выступают. Ребенок: Артисты, танцующие лезгинку. Ребенок: На утренниках в детском саду. Ребенок: На празднике, посвящённая обычаю или родному языку. Воспитатель: А сколько цветов у нашего флага Дагестана? Дети: Три цвета. Воспитатель: Назовите их. Дети: Зелёный, красный, синий. Воспитатель: Герб Республики Дагестана представляет собой; круглый шит, белого цвета, в центре изображен золотой орел. Над ним изображено золотое солнце в виде диска. У основания щита расположены флага бело – золотого цвета снежные вершины гор, равнины, море и в картуше – рукопожатие, с обеих сторон которых проходит геральдическая лента с надписью белыми буквами « Республика Дагестан». В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней двумя орнаментальными кантами: слева – синим, справа – красным. Как вы думаете, что означает рукопожатие? Дети: Дружбу, доверие. Воспитатель: Дружбу народов всех национальностей, которые живут в Дагестане. : У каждой страны также есть свой флаг, не похожий на флаги других стран. У каждого цвет и рисунок имеет свое значение.

Воспитатель: Что означает зеленая полоса? Дети: Земля, горы, равнины. Воспитатель: Зеленый цвет олицетворят жизнь, изобилие дагестанского народа. Что обозначает голубая полоса? Дети: Вода, реки, родники, моря, озера. Воспитатель: Верно, а еще символизирует красоту и величие дагестанского народа. А что обозначает красная полоса? Дети: Люди и их мастерство, гостеприимство. Воспитатель: Правильно, мужество и храбрость народа Дагестана, её искусство и радушие при встрече гостей. Ребята, кто знает что такое гимн? Дети: Это главная песня страны. Воспитатель: Правильно, гимн – это главная песня страны. Если герб и флаг мы видим, то гимн – слышим. Государственный гимн звучит в особых случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний. Слова гимна написал наш великий поэт Р.Гамзатов, музыку Ш. Чалаев. А вы знаете, что гимн слушают стоя? Давайте поднимемся и послушаем Государственный гимн.

Песня « Гимн Дагестана».

Воспитатель: Наше занятие по родному краю подошло концу, так как еще много интересного вам предстоит узнать о своей малой Родине. Я хочу пожелать, чтобы вы всегда были дружными и добрыми, всегда уважали друг друга. И я думаю, что пройдет несколько лет и вы внесете свой маленький вклад в развитие нашего родного Дагестана.

В

конце занятия необходимо индивидуально и фронтально похвалить детей за участие на занятии.