Конспект занятия-экскурсии для детей
старшего дошкольного возраста
Тема: «Творчество художника Е.И. Чарушина»
Возраст: дети 6-7 лет.
Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.
Задачи:
- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина и его рисунками;
- вызвать интерес к работам этого художника;
- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов;
-воспитывать у детей добрые чувства, интерес и любвовь к животным, сочувствие к детенышам, попавшим в беду.
Активизация словаря: иллюстрация, художник, галерея, музей, выставка, анималист.
Лексический словарь: большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая, хитрая, озорные, шустрые, бурый, неуклюжие, мохнатые, несмышленые, испуганный, взъерошенная, серый, маленький, крошечный, мягонький, глаза как бусинки, пуговки
Предварительная работа: просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Большие и маленькие”, «Лиса с лисятами» и др, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.
Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е.И. Чарушина, выставка рисунков по произведениям автора.
Ход занятия:
Ребята, мы находились в мастерской художника.
Послушайте стихотворение А. Шалыгиной:
«И в шесть, и в десять лет, и в пять,
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует,
Всё, что его интересует:
Цветы, животных, лес и сказки…
Всё нарисует, были б краски,
Да лист бумаги на столе
И мир в семье и на Земле!»
- Посмотрите, сколько же здесь картин!
- Сейчас каждый из вас подойдет к той картине, которая ему больше всего нравится, и посмотрит на нее.
- Как вы думаете кто автор этих картин?
- Что вы можете сказать о Е.И. Чарушине?
- Кто такой художник — «анималист»?
- Почему на его картинках изображены животные?
« Е.И. Чарушин очень любил зверей настоящих. Дома у него всегда было полным-полно всяких животных. Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, и собаки, и лисята. Все дружили между собой. Никто ни на кого не нападал. Заботливый хозяин лечил своих друзей, выхаживал, наблюдал за ними. И очень много их рисовал.
-Вот почему звери на его рисунках такие, какими их видел художник: малыши-ласковые и озорные, а взрослые- серьезные и сильные. Знал Чарушин, что детям нравятся разные выдумки. И захотелось ему однажды сказку нарисовать. А заодно посмотреть, какими в сказке станут его настоящие звери. Понравилась ему история про лису и зайца. И вот изобразил он такую картину.
В лубяной избушке живет серый заяц. Избушка ладная, уютная. Вся снегом укутана. Ставни и крылечко самим зайкой расписаны. На видном месте любимая морковка. Тепло в избушке , вот и печка топится. А зайка- пушистый, глаза большие, темные. Уши -торчком, лапы- на подоконнике. Отдыхает от всех забот… Отвоевал петух у лисы избушку. И вот сидит наш заяц уже на пеньке. Перед своей избушкой с петушком чай распивает. Обеими лапами блюдце держит. А задние с пенька свешиваются. Как у малыша, до земли не достают. Смешной и трогательный получился зайка. И сказочный, конечно. Но и петух сюда не с птичьего двора попал. Он ведь с лисой разделался. Вот и сидит за самоваром победителем.
-Увлекся художник сказками. За новую принялся. Интересно ему рисовать, как живут-поживают в лесу коза и ее семеро козлят. Ведь здесь тоже есть над чем подумать. Вообразить нужно и лес, и домик, и козу, и волка. Козу Чарушин рисует мамой заботливой, нежной, пригожей. Наряжает ее в пышную юбку, шею бусами украшает. Стоит коза, копытцами перебирает, торопится детишкам молока принести. А козлята беленькие, лобастые, чем-то очень похожие на маленьких детей. Даже игрушки у них детские. Ну а волк? Самый настоящий разбойник! Из глухого леса прибежал, пасть оскалил, козлятиной полакомиться хочет. А Чарушин знал про таких хищников все: как затаиваются они, когда подстерегают добычу, как шерсть у них при этом дыбится… А вот на этом рисунке медведь развоевался! Косматый, бурый, рычит он, лапами трясет, зубами лязгает. Страшно всем стало. Заяц дрожит, волк ощетинился, лиса ругается. Глупый медведь! Ведь раздавит дурень теремок и всех зверей раздавит! Как верно удалось Чарушину медвежий характер передать! Ближе всего сердцу Чарушина были звери-малыши. Нет в них ни злобы, ни коварства, ни жадности. Потешные зверята, милые и трогательные».
Кто не любит зверюшек?
Зайчат, медвежат и хрюшек?
А тот, кто Чарушина книги читал,
О разных животных много узнал.
Забавные киски, собачки и птички,
В книжках живут на каждой страничке.
Сам автор рассказов для вас рисовал.
Вот Томка, вот Тюпа
О них ты читал?
Так книжки откроем мы с вами скорей,
Найдём мы там много пушистых зверей.
Отгадывание произведения.
1. Послушайте внимательно отрывок из произведения.
«Копай нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый- в частом ельничке. »
- Как вы думаете, чьи это слова (Лисы.)
- Из какого произведения. (Лиса с лисятами.)
- Покажите мне картину на нашей выставке, которая соответствует данному произведению.
2. В каком произведении нашли маму-кошку для детенышей-приемышей? («Про зайчат».)
Давайте поиграем в игру «Найди ошибку»
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. «Перед вами репродукция картины известного пейзажиста Е.И. Чарушина «Лисичка-сестричка». Эта картина к сказке «Лисичка со скалочкой». Она рассказывает о том, как лиса с лисятами отдыхает на поляне. В произведении чувствуется тревога и волнение, для этого художник использовал темные, густые краски: черную и серую»
Дети исправляют:
- Е.И. Чарушин анималист; картина называется «Лиса с лисятами»; эта иллюстрация к книге «Большие и маленькие» Е.И. Чарушина - рассказ «Лиса с лисятами»; картина рассказывает о том, как лиса учит своих маленьких лисят копать норы. На переднем плане изображена большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая лиса и ее маленькие, рыжие, красивые, озорные лисята. В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использовал яркие краски.
- Молодцы вы правильно все сделали.
- А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем./Физкультминутка/
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко,
Посидим, как олененок,
И продолжим путь.
- А давайте поиграем еще в одну игру «Подбери слово»
Иллюстрация Е.И. Чарушина «Медвежата».
Правила игры: перед вами картина, посмотрите на нее внимательно, сейчас я буду называть 2-3 прилагательных, а вам необходимо выбрать наиболее подходящее и объяснить свой выбор.
-«Ребята, кто же изображен на этой иллюстрации? (Медвежата.)
- Чем заняты медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)
- Какими изобразил Чарушин медвежат? Выберите подходящие прилагательные. (маленькие-большие, неуклюжие-ловкие, косолапые, добрые-злые, смешные-несмешные, бурые-черные).
Ребята, а вы любите загадки? (Да.) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте.
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это –
- Ответ: Волк
Поиграем в игру «Я слушаю»
Иллюстрация Е.И. Чарушина «Волчишко».
- Ребята, кто изображён на картине? (маленький волчонок, который сидит на траве и прячется от кого-то).
- Какая шерсть у волчонка? (серая, взъерошенная).
- Какой взгляд у него? (испуганный).
- А давайте представим что он слышит в лесу. (Пение птиц, шелест листьев, шаги охотника, лай собаки, хруст веток и т.д.)
«Художественный салон»
Репродукции картин по рассказам Чарушина.
Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.
Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказываеткартина?», «Почему картина понравилась?»
Приобретший наибольшее количество картин имеет право оформить выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
- Ну что, ребята, понравилось вам наше сегодняшняя экскурсия? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) А что вам запомнилось больше всего? С творчеством какого художника я вас сегодня познакомила? Воспитатель обобщает: мы сегодня познакомились с творчеством художника – анималиста Евгения Ивановича Чарушина.
Приложение