СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия-экскурсии по развитию речи "Творчество художника Е.И.Чарушина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия-экскурсии по развитию речи "Творчество художника Е.И.Чарушина"»

Конспект занятия-экскурсии для детей

старшего дошкольного возраста
Тема: «Творчество художника Е.И. Чарушина»

 

Возраст: дети 6-7 лет.

Цельпознакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.

Задачи:

- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина и его рисунками;

- вызвать интерес к работам этого художника;

- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений через художественное описание образов;

-воспитывать у детей добрые чувства, интерес и любвовь к животным, сочувствие к детенышам, попавшим в беду.

Активизация словаря: иллюстрация, художник, галерея, музей, выставка, анималист.

Лексический словарь: большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая, хитрая, озорные, шустрые, бурый, неуклюжие, мохнатые, несмышленые, испуганный, взъерошенная, серый, маленький, крошечный, мягонький, глаза как бусинки, пуговки

Предварительная работапросмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Большие и маленькие”, «Лиса с лисятами» и др, беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.

Оборудование: выставка иллюстраций и книг Е.И. Чарушина, выставка рисунков по произведениям автора.

 

Ход занятия:

Ребята, мы находились в мастерской художника.

Послушайте стихотворение А. Шалыгиной:

«И в шесть, и в десять лет, и в пять,

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует,

Всё, что его интересует:

Цветы, животных, лес и сказки…

Всё нарисует, были б краски,

Да лист бумаги на столе

И мир в семье и на Земле!»

- Посмотрите, сколько же здесь картин!

- Сейчас каждый из вас подойдет к той картине, которая ему больше всего нравится, и посмотрит на нее.

- Как вы думаете кто автор этих картин?

- Что вы можете сказать о Е.И. Чарушине?

- Кто такой художник — «анималист»?

- Почему на его картинках изображены животные?

« Е.И. Чарушин очень любил зверей настоящих. Дома у него всегда было полным-полно всяких животных. Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, и собаки, и лисята. Все дружили между собой. Никто ни на кого не нападал. Заботливый хозяин лечил своих друзей, выхаживал, наблюдал за ними. И очень много их рисовал.

-Вот почему звери на его рисунках такие, какими их видел художник: малыши-ласковые и озорные, а взрослые- серьезные и сильные. Знал Чарушин, что детям нравятся разные выдумки. И захотелось ему однажды сказку нарисовать. А заодно посмотреть, какими в сказке станут его настоящие звери. Понравилась ему история про лису и зайца. И вот изобразил он такую картину.

В лубяной избушке живет серый заяц. Избушка ладная, уютная. Вся снегом укутана. Ставни и крылечко самим зайкой расписаны. На видном месте любимая морковка. Тепло в избушке , вот и печка топится. А зайка- пушистый, глаза большие, темные. Уши -торчком, лапы- на подоконнике. Отдыхает от всех забот… Отвоевал петух у лисы избушку. И вот сидит наш заяц уже на пеньке. Перед своей избушкой с петушком чай распивает. Обеими лапами блюдце держит. А задние с пенька свешиваются. Как у малыша, до земли не достают. Смешной и трогательный получился зайка. И сказочный, конечно. Но и петух сюда не с птичьего двора попал. Он ведь с лисой разделался. Вот и сидит за самоваром победителем.

-Увлекся художник сказками. За новую принялся. Интересно ему рисовать, как живут-поживают в лесу коза и ее семеро козлят. Ведь здесь тоже есть над чем подумать. Вообразить нужно и лес, и домик, и козу, и волка. Козу Чарушин рисует мамой заботливой, нежной, пригожей. Наряжает ее в пышную юбку, шею бусами украшает. Стоит коза, копытцами перебирает, торопится детишкам молока принести. А козлята беленькие, лобастые, чем-то очень похожие на маленьких детей. Даже игрушки у них детские. Ну а волк? Самый настоящий разбойник! Из глухого леса прибежал, пасть оскалил, козлятиной полакомиться хочет. А Чарушин знал про таких хищников все: как затаиваются они, когда подстерегают добычу, как шерсть у них при этом дыбится… А вот на этом рисунке медведь развоевался! Косматый, бурый, рычит он, лапами трясет, зубами лязгает. Страшно всем стало. Заяц дрожит, волк ощетинился, лиса ругается. Глупый медведь! Ведь раздавит дурень теремок и всех зверей раздавит! Как верно удалось Чарушину медвежий характер передать! Ближе всего сердцу Чарушина были звери-малыши. Нет в них ни злобы, ни коварства, ни жадности. Потешные зверята, милые и трогательные».

Кто не любит зверюшек?

Зайчат, медвежат и хрюшек?

А тот, кто Чарушина книги читал,

О разных животных много узнал.

Забавные киски, собачки и птички,

В книжках живут на каждой страничке.

Сам автор рассказов для вас рисовал.

Вот Томка, вот Тюпа

О них ты читал?

Так книжки откроем мы с вами скорей,

Найдём мы там много пушистых зверей.

Отгадывание произведения.

1. Послушайте внимательно отрывок из произведения.

«Копай нору-подземный дом-глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнём, третий-за камнем, четвёртый – в густой траве, пятый- в частом ельничке. »

- Как вы думаете, чьи это слова (Лисы.)

- Из какого произведения. (Лиса с лисятами.)

- Покажите мне картину на нашей выставке, которая соответствует данному произведению.

2. В каком произведении нашли маму-кошку для детенышей-приемышей? («Про зайчат».)

Давайте поиграем в игру «Найди ошибку»

Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. «Перед вами репродукция картины известного пейзажиста Е.И. Чарушина «Лисичка-сестричка». Эта картина к сказке «Лисичка со скалочкой». Она рассказывает о том, как лиса с лисятами отдыхает на поляне. В произведении чувствуется тревога и волнение, для этого художник использовал темные, густые краски: черную и серую»

Дети исправляют:

- Е.И. Чарушин анималист; картина называется «Лиса с лисятами»; эта иллюстрация к книге «Большие и маленькие» Е.И. Чарушина - рассказ «Лиса с лисятами»; картина рассказывает о том, как лиса учит своих маленьких лисят копать норы. На переднем плане изображена большая, рыжая, красивая, гладкая, пушистая лиса и ее маленькие, рыжие, красивые, озорные лисята. В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использовал яркие краски.

- Молодцы вы правильно все сделали.

- А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем./Физкультминутка/

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишко,

Посидим, как олененок,

И продолжим путь.

- А давайте поиграем еще в одну игру «Подбери слово»

Иллюстрация Е.И. Чарушина «Медвежата».

Правила игры: перед вами картина, посмотрите на нее внимательно, сейчас я буду называть 2-3 прилагательных, а вам необходимо выбрать наиболее подходящее и объяснить свой выбор.

-«Ребята, кто же изображен на этой иллюстрации? (Медвежата.)

- Чем заняты медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)

- Какими изобразил Чарушин медвежат? Выберите подходящие прилагательные. (маленькие-большие, неуклюжие-ловкие, косолапые,  добрые-злые, смешные-несмешные,  бурые-черные).

Ребята, а вы любите загадки? (Да.) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте.

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это –

- Ответ: Волк

Поиграем в игру «Я слушаю»

Иллюстрация Е.И. Чарушина «Волчишко».

- Ребята, кто изображён на картине? (маленький волчонок, который сидит на траве и прячется от кого-то).

- Какая шерсть у волчонка? (серая, взъерошенная).

- Какой взгляд у него? (испуганный).

- А давайте представим что он слышит в лесу. (Пение птиц, шелест листьев, шаги охотника, лай собаки, хруст веток и т.д.)

«Художественный салон»

Репродукции картин по рассказам Чарушина.

Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.

Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказываеткартина?», «Почему картина понравилась?»

Приобретший наибольшее количество картин имеет право оформить выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.

- Ну что, ребята, понравилось вам наше сегодняшняя экскурсия? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) А что вам запомнилось больше всего? С творчеством какого художника я вас сегодня познакомила? Воспитатель обобщает: мы сегодня познакомились с творчеством художника – анималиста Евгения Ивановича Чарушина.

 





Приложение