Тема занятия: «Графические приемы»
Цель: практическое освоение графических узоров;
Задачи:
Обучающие: Знакомство с приемами графики. Закрепить навыки рисования простым карандашом, совершенствовать навыки применения линейки, познакомить с понятиями «графика», «линия», «зентангл», «дудлинг». Изучить и отработать на практике приемы работы гелиевой или шариковой ручкой, или линером, приёмы заполнения текстурой частей целого;
Воспитательные: создавать условия для воспитания таких качеств как организованность, аккуратность, самостоятельность, усидчивость;
Развивающие: развивать мелкую моторику, ассоциативное и образное мышление, наблюдательность, художественный вкус. Способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся через знакомство с различными видами рисунка и многообразием художественных материалов.
Задание: придумать свои графические узоры, на основе полученных знаний о линии и узоре.
Шаг 1. Рисование сетки по линейке, разделить лист А4 на квадраты. (3ряда)
Шаг 2. Рисование узоров 1 ряда. Пользуясь образцами узоров, выбрать и повторить, понравившийся узор.
Шаг 3. Рисование узоров 2 ряда. Преобразовать узоры из таблицы в новые узоры.
Шаг 4. Рисование узоров 3 ряда. Используя приобретённый опыт придумать самостоятельно свои графические узоры.
Зрительный ряд: репродукции – произведения художников- графиков, схема- образец сетки, дидактический материал-графические узоры, индивидуальный раздаточный материал с примерами графических узоров, образцы работ с применением графических узоров в композиции;
Оборудование: лист формата А4, простой карандаш, ластик, гелиевая черная ручка или шариковая, линейка, фломастер черный, маркер.
Ход занятия.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!!
Беседа по технике безопасности и правилам поведения на занятиях в группе.
Давайте вспомним ТБ работы на занятиях.
при работе с карандашами и острыми предметами, например с не направлять острие карандаша к своему лицу, а если вы в классе к лицу рядом сидящих;
точить карандаши в специально отведенном месте;
по окончанию работы привести рабочее место в порядок.
Теоретический этап: объяснение материала, актуализация знаний учащихся.
-Ребята, сегодня к нам на урок пришел необычный гость, а какой, вы узнаете, отгадав загадку:
Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь, Солнце, небо, горы, пляж, что же это?
Предполагаемый ответ: Карандаш!
-Молодцы! Как быстро вы узнали нашего гостя, а вот и он.
-Ребята, посмотрите, карандашик оставил нам какие-то рисунки.
Рассмотрим их внимательно.
Рисунок 1.
-Подумайте, какое изображение можно назвать лишним? (Точка)
-А что общего у оставшихся изображений? (Это все линии)
-Верно. Скажите, а что такое линия? (Линия — это прямая, черта, отрезок, кривая, волнистая)
-Как много предположений вы высказали, молодцы! А теперь послушайте какое определение дается в словаре.
Линия – это одно из художественно-выразительных средств изображения.
Линия — это черта, проведенная на какой-либо поверхности.
Линия — это одно из основных средств художественной выразительности в графическом рисунке. Она идеальна для передачи в картине движения и характера предметов, объектов.
- Давайте посмотрим на работы художников графиков.
Показ репродукций: Дария Бурмак (Белгород), Евгений Матвеевич Сидоркин (Казахстан), ТатьянаСоловьева (Кокшетау), Ефремов Алексей Валентинович (Россия),
Винсент Ван Гог (Нидерланды), Эдуард Мане (Франция).
Евгений Матвеевич Сидоркин.
Клод Моне
Дария Бурмак.
Винсент Ван Гог.
Татьяна Соловьева.
Ефремов Алексей Валентинович.
- Кто знает, что такое графика, посмотрев на эти работы? (Графика – это рисунок, созданный любым графическим материалом)
Молодцы.
Какие графические материалы и инструменты вы знаете? (карандаши, ручки, тушь, перо)
- Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. А как называют художников, которые передают свои впечатления о мире часто с помощью черного, белого и серых цветов. (графики)
Правильно.
Давайте теперь внимательно рассмотрим работы графиков, и вы назовете какие линии здесь использованы? (Волнистые, прямые, толстые, тонкие, ломанные, отрывистые)
Смотрим и наблюдаем, как при помощи линий художник передает движение?
А сейчас я предлагаю вам познакомиться с разными видами линий и их преобразований. Снова обратимся к рисункам нашего карандашика.
Рисунок 2.
-Посмотрите, линии, которые он нарисовал, одинаковы ли они? (нет. Они разные)
-А чем они отличаются? (длиной, толщиной, формой)
Верно, молодцы! Давайте рассмотрим каждую линию и попробуем дать ей название, охарактеризовать ее.
-Какой характер у этой линии?
-Волнистая, напоминает спокойные волны на море
Прямая, ее движение кажется непрерывным, она спокойная Плавная – спокойная, гармоничная.
Закругленная спиралью кажется медленной, выражает сдержанность.
Зигзагообразная выражает остроту, колкость, кажется очень требовательной.
Изогнутая – капризная. Ломаная – упрямая, злая. Толстая, Тонкая
/Можно вспомнить детям сказку о королевстве Графики, где жили три принцессы, три линии ломанная, прямая и волнистая. Как у них они проявили свой характер, когда они встретили камень на прогулке по царству?
-Ребята, обратите внимание на эти маленькие линии, кто-нибудь знает, как они называется? (Штрихи)
- Правильно. Штрих тоже изобразительное средство. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. Прием работы штрихом называется штриховкой. Линия и штрих являются изобразительными средствами графики.
-Итак, мы познакомились с новыми понятиями: линия, штрих.
-Ребята, а как вы думаете, много ли линий нас окружают. Вспомните природу, деревья. Встречаются ли там линии?
-С линиями мы встречаемся каждый день, это то, что нас окружает.
Если мы начнем рисовать, мы будем использовать линию.
-Сегодня на уроке вы будете при помощи линий рисовать графические узоры. Эта техника называется зентангл и дудлинг.
Зентангл (англ. zentangle) – новая, развивающаяся форма искусства, которая сочетает в себе творчество, медитацию и удовольствие. Проводя линии и штрихи полностью, погружаешься в процесс: навыки и умения работают слаженно, чётко, быстро и легко. Энтузиасты по всему миру используют эту вдохновляющую технику, чтобы «поймать» медитативный фокус и стимулировать творчество.
Обычно зентаглы рисуют на квадратных листах бумаги небольшого размера. При помощи карандаша наносят границы рисунка, рисуют направляющие линии – струны, чтобы разделить полотно рисунка на секции. При помощи линера или гелиевой ручки заполняют каждую секцию, орнаментами, графическими узорами. Рисунок, выполненный таким способом, не имеет ни верха, ни низа, поэтому законченное произведение можно рассматривать под любым углом и в любом направлении.
Дудлинг — это те же графические узоры только используются для заполнения формы в композиции.
Рисунок 3.
-Но прежде, чем взяться за такую ответственную работу, давайте немного отдохнем.
Физ.минутка.
Рисуем в воздухе линии: прямую, волнистую, зигзаг, штриховку, круг, квадрат, овал, треугольник, кривые линии, спирали. (сначала одной рукой, затем то же самое двумя)
Выполнение упражнений в игровой форме.
Теперь давайте подготовимся к предстоящей работе, поиграем.
Игра.
Нарисуйте какие линии бывают (какие вы знаете), посмотрите вокруг себя внимательно найдите линии, изобразите. У кого больше и разнообразнее будет линий, тот выиграл.
Задание: Обучающиеся на листах А4 рисуют разнообразные линии.
Обсуждение итогов по упражнениям.
Физ. минутка.
Раз - подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре - руки шире. Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть. Семь и восемь – лень отбросим.
Практический этап.
Шаг 1. Самостоятельная работа
- Сейчас вы будите выполнять задание на листах А4 на выбор. При помощи линейки сделаем разметку нашего листа на прямоугольники. Обводим линером, черной гелиевой или шариковой ручкой проводим по разметке.
Задание: разбить лист А4 на выбор на равные части размер 6 см (высота) на 7 см (длина) на прямоугольники (сетку).
Рисунок 3.
Шаг 2. Самостоятельная работа.
- Предложенного ниже материала с графическими узорами, выбрать понравившиеся узоры и перерисовать себе заполняя только первый ряд. Выполняем работы аккуратно, тренируемся рисовать разные узоры. Много мелких деталей, требуется терпение. Но чем больше вы будете тренироваться, тем быстрее у вас все будет получатся.
Шаг 3. Самостоятельная работа
- Теперь перед вами стоит задача, выбирая узоры из предложенного материала, преобразовать в новые и заполнить второй ряд. Можно изменить линию или что- то добавить. Хорошо. Мы только начали с вами знакомиться с техникой рисования зентангл. Сделайте, пожалуйста, самый интересный и оригинальный узор.
Шаг 4. Самостоятельная работа.
- Настало время вам проявить свою фантазию, обобщить полученные знания, умения и навыки, придумать свои узоры, заполнить третий ряд. И все узоры обводим гелиевой ручкой.
- Я уверена, что у вас все получиться! Начинаем!
Работы можно проанализировать по следующим по критериям:
Плотность и равномерность заполнения квадрата (модуля) узором.
Точность передачи узоров репродуктивным методом в первом ряду.
Оригинальность и креативность
Самостоятельность выполнения задания
Аккуратность
Итог.
-Спросите у себя, чему вы научились на занятиях, посвященных графическим приемам? (познакомились с новой техникой рисования графических узоров «зентангл», «дудлинг», с разными видами линий)
С каким новым графическим материалом вы сегодня познакомились? (гелиевая ручка, тушь)
Какие новые понятия вы изучили? («графика», «линия», «модуль», «текстура»)
Ребята, с каким средством художественной выразительности мы познакомились сегодня на уроке? (Линия, штрих)
Сложно ли было рисовать графические узоры?
Какие трудности возникли?
Кому занятие понравилось? А кому нет? И почему?
Уборка рабочего места.
Сейчас приведите в порядок свои рабочие места.
- Всех благодарю! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ