СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Изготовление мартенички с кисточками и помпонами."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дааное занятие рассчитано на учащихся разного возраста от 1 до 4 класса.  Материал может использоваться для проведения мастер-класс для родителей. Цель занятия - познакомить учащихсяс традициями создания традиционного болгарского сувенира мартенички и закрепить навыки создания изделий из нитей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Изготовление мартенички с кисточками и помпонами."»

Конспект открытого занятия


Дата «28» февраля 2018года


Для группы первого года обучения

Объединение: студия «Узелковая фантазия»

Педагог: Комолова Анна Владимировна


Тема занятия: Изготовление мартенички с кисточками и помпонами.


Цель: познакомить с традициями создания традиционного болгарского сувенира мартенички и закрепить навыки создания изделий из нитей.


Задачи:

образовательная – показать отражение традиции болгарского народа на современное восприятие мира; закрепить навыки работы с нитью;

развивающая – развивать мелкую моторику рук и творческое воображение;

воспитательная – формировать умение качественно и аккуратно выполнять изделия.


Тип занятия: комбинированное

Вид занятия: практическая работа

Форма организации: фронтальная


Оборудование, дидактический материал

- наглядный материал: презентация «Мартеничка: традиции и современность», технологические карточки для изготовления игрушек из нити, фотографии изделий;

- оборудование и инструменты: ножницы, шаблоны;

- материалы для работы: нити красного и белого цвета, бусинки.


План занятия

  1. Организационная часть

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Изучение теоретических сведений

  4. Практическая часть

  5. Повторение и закрепление изученного материала

  6. Подведение итогов


Ход занятия:

1. Организационная часть

Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, техники безопасности при работе с материалами и инструментами, санитарно-гигиенических норм

2. Повторение пройденного материала.

Повторить

3.1 Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация.

Рассказ педагога сопровождается показом презентации.

Педагог. В болгарской культурной традиции встречать весну необходимо особенно красочно и весело, поэтому все болгары 1 марта дарят друг другу особенные сувениры – «мартеницы» – и говорят: «Честита Баба Марта!» (Счастливой Бабы Марты!). Необычные куколки – «мартеницы», выполненные из красных и белых крученных шерстяных нитей, служат для того, чтобы задобрить и развеселить Бабу Марту, которая в болгарском фольклоре является сварливой бабушкой, чье настроение меняется очень быстро, что и отражается на переменчивой погоде марта. Если Баба Марта улыбается, погода теплая и солнечная, а если сердится, то дует холодный ветер, а вместо дождя может пойти мокрый снег. Красный цвет олицетворяет здоровье и плодородие, а белый - силу, чистоту и счастье. «Мартеницу» необходимо привязать на руку, пояс или к верхней одежде и не снимать в течение 3, 9 или 25 дней, а чтобы в будущем году сопутствовала удача, болгары вешают «мартеницы» на цветущие деревья - яблоню, вишню или сливу.

Не только в Болгарии праздную весну таки образом, а и в Румынии и Молдова. Называются там красно-белые обереги по-другому: мартышоры.

Их появление сопровождается прекрасивыми легендами и пару я вам расскажу:

1 легенда - молдавская

Жил в одном селении парень Фут-Футмос (молодец). Пошел он гулять в первый день весны в лес и увидел белый цветок (Какой?). Цветок сказал, что он посланец весны и скоро она придет сама. Услышали такие слова Вьюга и Метель, рассердились и давай заметать его колючим снегом. Парень прикрыл цветок, ломал руками лед и разгребал снег. Он поранил руки и на белый снег упали капли красной крови. Вьюга да Метель ослабели и ушли в горы, а Весна наградила парня за смелость.

2 легенда-сказка

«В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму, и цвета мартенички символизируют её красную кровь на белом снегу."

3 легенда - историческая

«В те далекие времена, когда Болгария была еще совсем молодым государством и имела много врагов, хан Аспарух готовился к решительной битве с ними. У хана была сестра, которая жила далеко от него, в Бессарабии. Однажды ей приснился сон, что ее брат в опасности. Она решила предупредить хана об этом и написала ему письмо, привязала его белой шелковой нитью к лапке ласточки. В дороге птичка ранила лапку, и кровь покрасила нить в красный цвет. Но хан получил письмо и победил. А бело-красную нить он оставил себе на память. С тех пор и появилась традиция даровать мартиницы с пожеланиями здоровья, счастья и добра."

В некоторых частях Балканского полуострова существует обычай прятать мартинички под камень – и гадать по ним о плодовитости скота. Если на следующий день под заветным камнем были насекомые, значит надо ждать хорошо приплода. В любом случае, такое творческое поздравление с весной и началом новой жизни - это то, в чем есть сама жизнь и созидание!

3.2 Теоретическая часть.

Составить совместно с учащимися план работы над изделием в соответствии с приобретенными ранее навыками.

Педагог. Сейчас мы будем самостоятельно выполнять сувениры к празднику. Давайте определим последовательность нашей работы. Предлагайте варианты.

Остановиться нужно на следующей последовательности:

  1. Выполнение цветной веревочки в паре.

  2. Изготовление кисточек или помпонов на шаблонах.

  3. Соединение деталей с декоративным оформлением бусинами.

4. Практическая часть

Работа учащихся по плану и технологическим картам и самостоятельно.

5. Повторение и закрепление нового материала.

Педагог. Вы закончили свои работы, а кто-то и не одно изделие успел выполнить. Теперь расскажите мне, что было трудно, а что легко в работе.

Ответы учащихся.

Педагог. Самые замечательные работы мы можем оставить на выставку, а остальные вам понадобятся завтра, зачем?

Учащиеся. Подарить родным и друзьям, с пожеланиями здоровья и любви.

6.Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Мини=выставка работ. Выбор лучших сувениров по критериям: оригинальность, сложность, самая дружная работа.

Список использованной литературы:

  1. Величко Н.В. Поделки из ниток/ Н.В.Величко. -Харьков: ООО «Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2011, - 64 с.

  2. Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 164 с.

Интернет ресурсы:

Праздник в Молдове (http://ghetiko.com/2016/03/06/)

Праздники в Болгарии (https://www.mouzenidis-travel.ru/article/bolgarskie-prazdniki

http://www.bulgaria-booking.ru/3727.html)