III. Сообщение темы и целей занятия. Цель педагога: Дальнейшее ознакомление учащихся с декоративно – прикладным искусством татарского народа, особенностями татарского орнамента. Развитие творческих способностей учащихся. Формирование художественного вкуса. Воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности. Задачи: 1. Раскрыть значение цветка – тюльпан в татарском орнаменте. 2. Научить учащихся технике параллельного плетения. 3. Расширить знания и представления о передаче разнообразных форм и цвета в изделиях из бисера. 4. Формировать умения читать и самостоятельно проектировать форму: составление схемы листика. Форма организации: Фронтальная Педагог: - Сегодня мы продолжаем знакомство с декоративно – прикладным искусством татарского народа, особенностями татарского орнамента. - Тема нашего занятия: Орнамент в народном творчестве. Изготовление тюльпана из бисера техникой «параллельное плетение». Постановка учебной цели перед учащимися. 1. Определить значение цветка - тюльпан в татарском орнаменте. 2. Научиться технике параллельного плетения из бисера. 3. Самостоятельно разработать схему листика тюльпана. Методы изложения нового материала: 1. Показ изображения герба РТ, описание герба; Учащимся показывается изображение герба Республики Татарстан на демонстрационном стенде. Педагог: - Тюльпан – это основной элемент татарского орнамента. Он присутствует даже в гербе Республики Татарстан. - Герб Республики Татарстан вы изучали на уроках «Окружающий мир» в школе. Постарайтесь вспомнить и описать герб Республики Татарстан. Предполагаемый ответ детей. - Символика Республики Татарстан - культурное достояние всего татарского общества. Центральное место в гербе Татарстана занимает крылатый барс. Барс считался у волжских болгар священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров. Приподнятая передняя лапа барса символизирует верховную власть в государстве, подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти животного говорят о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Поднятый хвост барса обозначает уверенность, свободолюбие, независимость. На боку барса изображен щит, в центре которого находится восьмилепестковый цветок астры. Щит обозначает защиту, покровительство; астра - один из любимых садовых цветов у татар. Красное поле щита, на котором изображен могучий крылатый барс, обозначает цвет восходящего солнца. Обрамляет герб по зеленому кольцу популярный растительный орнамент казанских татар. Лепестки орнамента идут от вершины герба, где расположен трехлепестковый цветок тюльпана. - Молодцы, вы подробно описали герб Республики Татарстан. Тюльпан - излюбленный элемент в татарском орнаменте. 2. Демонстрация татарской национальной одежды. Педагог: - Татары особое внимание уделяли одежде. С головы до ног, особенно выходная, праздничная одежда была украшена вышивкой, расшитой узорами. Мы с вами живем в Республике Татарстан. Давайте вспомним национальную одежду татарского народа и особенности татарского орнамента. А помогут нам в этом гости Ильдар и Расима. (Дети в национальном костюме) - Что на голове Ильдара? Охарактеризуйте особенность татарского орнамента на вышивке тюбетейки. Предполагаемый ответ детей: - На голове Ильдара - тюбетейка, она украшена красивым орнаментом из бисера. Обратим внимание на цвет в татарском узоре. Цветы и листья на одной и той же веточке разноцветные и это бывает только в татарском узоре. Если внимательно посмотреть, как расположен узор букета, то можно заметить, что букет немного наклонен в сторону. Он не прямой. Так бывает в татарском орнаменте. - Молодцы. - Как называется головной убор в женском татарском костюме? Охарактеризуйте особенность татарского орнамента на вышивке калфака. Предполагаемый ответ детей: -У девочки на голове - калфак, он тоже весь в узорах. Особенностью является - золотое перо (алтын каурый). Это - изгибающийся непрерывный узор. Центральная ветвь пера, вышита цветами, бутонами, усиками и тычинками, развернутыми в разные стороны. - Молодцы. - Что одевают татарки сверху платья? В чем особенность орнамента на вышивке фартука? Предполагаемый ответ детей: - Фартук вышит красивым симметричным узором. Цветы и бутоны вышиты симметрично вдоль центральной ветки, воплощающую значение "древа жизни". В татарской вышивке живет прямая генеалогическая связь с окружающим природным миром. - Из чего состоит мужской национальный костюм? Предполагаемый ответ детей: Камзол – это жилетка, ее передняя часть украшена симметричным растительным узором. На ногах ичиги из цветной кожи с узорами, вышитые красивой строчкой из цветных ниток. - Ребята, внимательно посмотрите и скажите, какой цветок встречается чаще в татарском орнаменте? - Тюльпан. Педагог: - В орнаменте популярным, любимым, распространенным, наиболее естественным, ближе к натуре цветком является тюльпан. Он, как и все цветы, изображается в открытом виде и с профиля. У него с профиля могут быть от трех до шести лепестков, а спереди до восьми лепестков. Тюльпан, один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте. - Тюльпан широко присутствует в символике нашей республики. Так, например, эмблема Универсиады 2013 г. состоит из латинской буквы U и 5 разноцветных звезд, символизирующих пять континентов. Также эмблема Универсиады присутствует и на белом флаге Всемирных студенческих игр. В основе эмблемы Универсиады лежит так называемый тюльпан, составляющая часть современного татарского орнамента. Вот каково значение цветка тюльпан в татарском народном орнаменте. Обобщаю ответы детей. Познавательная игра. Игровой метод проведения части занятия поможет детям лучше усвоить теоретический материал и одновременно снять усталость и напряжение. Педагог: - Ребята, поиграем в игру «Узнай название цветка и где оно растет». У каждого из вас карточка с изображением цветка. Надо определить название цветка и где оно растет. Рассказать стихотворение о цветке или о весне. - Мы тоже превратимся в татарских мастеров – умельцев и изготовим цветок тюльпан из бисера. - Посмотрите образец изделия. Фотографии настоящих цветов. Природа предлагает нам самые разнообразные решения, а мастер учится у природы. 3. Показ и объяснение приемов плетения цветка тюльпан. Демонстрирую прием работы большими бусами и проволокой. Одновременно поэтапное объяснение приемов плетения тюльпана сопровождается показом на мультимедийной доске, где изображена схема лепестка. Педагог: - Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображена схема лепестка: нужное количество бисеринок в каждом ряду. На проволоку наденем 3 бусинки и закрепим их на середине проволоки петлей. В следующем ряду на проволоку наденем 5 бусинок, пропустим сквозь них оба конца проволоки в разные стороны. В третьем ряду - 6 бусинок и т.д. Концы проволоки внизу аккуратно перекрутим. Один лепесток готов. Тюльпан имеет 6 лепестков и 2 листика. Листики плетутся таким же способом. Готовые детали складываются в коробочки. Собираем детали цветка таким способом: два лепестка держим одной рукой у основания, а второй рукой обматываем зеленой ниткой проволоку. Берем третий лепесток, присоединяем к основанию двух первых лепестков и продолжаем обматывать ниткой. Затем прикладываем четвертый лепесток и т. д. Проволоку надо закрыть зеленой ниткой, придавая стебельку форму. Так же приставляем к стебельку 2 листика. В конце отрезаем нитку и замазываем клеем. - Кому не понятно поднимите руки? Производится повторное краткое объяснение отдельных моментов плетения. |