СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия " Изготовление тюльпана"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изготовление тюльпана из бисера техникой параллельного плетения. Развитие мелкой моторики и  творческих способностей у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия " Изготовление тюльпана"»

23


Управление образования Исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан












План – конспект

занятия

на тему «Изготовление тюльпана из бисера»









Разработала

педагог дополнительного образования

Ситдикова Земфиря Абдулловна









Г.Нижнекамск


2022

АННОТАЦИЯ

Конспект занятия предназначен для педагогов дополнительного образования. В содержании занятия излагаются особенности татарского и русского орнаментов, изготовление тюльпана из бисера. Прилагается схема плетения тюльпана и работы, выполненные учащимися. Занятие проводится для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

























СОДЕРЖАНИЕ

Конспект занятия. Орнамент в народном творчестве.

Изготовление тюльпана из бисера техникой параллельного плетения…….4

Список использованных источников………………………………………18

Приложение 1 Схема тюльпана………………………………………………19

Приложение 2 Работы учащихся……………………………………………..20


































Схема конспекта занятия

Тема занятия: Орнамент в народном творчестве. Изготовление тюльпана из бисера техникой параллельного плетение.

Тип занятия: Сообщение новых знаний

Оборудование и материалы мультимедийная доска для показа схемы лепестка, крупные бусины и жесткий шпагат для демонстрации приемов работы, разноцветный бисер в коробочках, тонкая проволока (у каждого 8 кусков длиной около 50 см.), зеленые нитки, клей ПВА, ножницы, рабочая тетрадь.

Зрительный ряд: дидактические средства: мультимедийная доска, иллюстрации с изображением людей разной национальности, образец тюльпана из бисера, бытовые изделия (вышитые полотенца, подушки, посуда, подносы), женский и мужской татарский национальный костюм, иллюстрация с изображением герба РТ, фотографии и рисунки с изображением тюльпана разной цветовой палитры и конфигурации лепестка, д/и «Узнай название цветка и где оно растет» (карточки с изображением цветов).

Литературный ряд: стихотворения о цветах, о весне Ф.Тютчева, А.Н. Плещеева

Музыкальный ряд: сборник татарской мелодии

План занятия:

1. Организационный момент - 2 мин;

2. Повторение пройденного материала - 10 мин;

3. Сообщение темы и целей урока - 5 мин;

4. Изучение нового материала - 23 мин;

5. Самостоятельная работа учащихся - 45 мин;

6. Подведение итогов урока - 5 мин.




I. Организационный момент.

Цель педагога: Подготовить учащихся к учебной деятельности.

Задачи:

1. Проверить готовность к занятию, наличия необходимых материалов и инструментов для практической работы.

2. Провести инструктаж.

3. Воспитывать дисциплинированность.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности группы (подвижные и не внимательные) необходимо привлечь внимание детей. С этой целью предлагаю рассмотреть иллюстрации.

Методы организации работы учащихся

1. Показ иллюстраций (изображения людей разной национальности);

2. Беседа, вопросы

Педагог:

- Ребята, сейчас я вам буду показывать иллюстрации.

Постановка учебной цели перед учащимися:

- Определите, люди какой национальности изображены на этих иллюстрациях.

- А как вы можете различить этих людей?

Предполагаемый ответ детей:

- По одежде, по узору и орнаменту на костюме.

- Молодцы.

Показываю 5 – 6 иллюстраций.

II. Повторение пройденного материала.

Цель педагога: Закрепить умение сравнивать декоративно – прикладное искусство русского и татарского народов, находить сходство и различия.

Задачи:

2. Развивать умение сравнивать узоры по форме, цвету и композиции.

1. Расширить представление о цветочно - растительном орнаменте в

татарском и русском орнаментах.

Методы:

1. Показ (выставка предметов);

2. Закрепляющая беседа: вопросы проблемно – поискового характера.

Педагог:

- Кто мне скажет, что мы с вами изучали на предыдущем занятии?

Предполагаемый ответ детей:

- Мы знакомились с особенностями татарской избы и бытовыми изделиями. Рассматривали цветы из бисера.

- Давайте вспомним пройденный материал. Начнем наше занятие с небольшой выставки предметов. Внимательно рассмотрите образцы бытовых изделий.

На специальных рабочих столах разложены разные бытовые изделия. Дети ходят и рассматривают изделия.

Постановка учебной цели перед учащимися:

Педагог:

- Найдите изделия с русскими и татарскими узорами и определите их сходство и различия.

Ответы оцениваются по таким критериям, которые заранее сообщаются детям:

1. Правильность ответа.

2. Самостоятельность исследования.

3. Умение различать узоры по цвету, форме и композиции.

4. Умение рассуждать, обобщать.

Педагог:

- По ходу беседы будем заполнять таблицу, которая начерчена на доске. В первом столбце мы будем записывать сходство и различия русского узора, а во втором столбце татарского узора.

- Как вы узнали, что это русская вышивка?

Предполагаемые ответы детей обобщаются и оцениваются. Работа детей поощряется в словесной форме.

- Правильно. Здесь вышиты петухи - это русская вышивка. На этом полотенце тоже русский узор, здесь вышита сказочная девочка. И этот узор тоже русский. Здесь вышиты крестом розы. Людей, птиц и зверей мы можем встретить только в русских узорах. Это особенность русского узора. Давайте отметим это в таблице.

- Кто нам покажет татарскую вышивку. Почему вы думаете, что это татарская вышивка?

Предполагаемый ответ детей. Обобщаю ответы детей.

Педагог:

- Правильно. Это татарская вышивка. Здесь вышиты цветочки и листочки. В татарском орнаменте важное место занимает цветочно – растительный орнамент. Широко используются мотивы трилистника, лотоса, розеток и вьюнков. Самые распространенные композиции – ленточная, геральдическая в виде букета, круговая, шахматная и сетчатая. Молодцы!
- Перед вами два образца вышивки: русская и татарская. На обеих вышивках представлен узор из цветов и листьев.

- Какая же из этих вышивок русская, какая татарская? Почему?
Предполагаемый ответ детей:

- Только в татарской вышивке можно встретить тюльпан.

Педагог:

- Молодцы, ребята. Давайте заполним таблицу.

Сходства и различия русского и татарского узоров

Русский узор

Татарский узор

1. Люди, птицы, звери

2.Цветочно-растительный орнамент

3. Нет тюльп

на

1. Нет людей, птиц, зверей

2.Цветочно-растительный орнамент

3. Тюльпан


III. Сообщение темы и целей занятия.

Цель педагога: Дальнейшее ознакомление учащихся с декоративно – прикладным искусством татарского народа, особенностями татарского орнамента. Развитие творческих способностей учащихся. Формирование художественного вкуса. Воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности.

Задачи:

1. Раскрыть значение цветка – тюльпан в татарском орнаменте.

2. Научить учащихся технике параллельного плетения.

3. Расширить знания и представления о передаче разнообразных форм и цвета в изделиях из бисера.

4. Формировать умения читать и самостоятельно проектировать форму: составление схемы листика.

Форма организации: Фронтальная

Педагог:

- Сегодня мы продолжаем знакомство с декоративно – прикладным искусством татарского народа, особенностями татарского орнамента.

- Тема нашего занятия: Орнамент в народном творчестве. Изготовление тюльпана из бисера техникой «параллельное плетение».

Постановка учебной цели перед учащимися.

1. Определить значение цветка - тюльпан в татарском орнаменте.

2. Научиться технике параллельного плетения из бисера.

3. Самостоятельно разработать схему листика тюльпана.

Методы изложения нового материала:

1. Показ изображения герба РТ, описание герба;

Учащимся показывается изображение герба Республики Татарстан на демонстрационном стенде.

Педагог:

- Тюльпан – это основной элемент татарского орнамента. Он присутствует даже в гербе Республики Татарстан.

- Герб Республики Татарстан вы изучали на уроках

«Окружающий мир» в школе. Постарайтесь вспомнить и описать герб Республики Татарстан.

Предполагаемый ответ детей.

- Символика Республики Татарстан - культурное достояние всего татарского общества. Центральное место в гербе Татарстана занимает крылатый барс. Барс считался у волжских болгар священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров. Приподнятая передняя лапа барса символизирует верховную власть в государстве, подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти животного говорят о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Поднятый хвост барса обозначает уверенность, свободолюбие, независимость. На боку барса изображен щит, в центре которого находится восьмилепестковый цветок астры. Щит обозначает защиту, покровительство; астра - один из любимых садовых цветов у татар. Красное поле щита, на котором изображен могучий крылатый барс, обозначает цвет восходящего солнца. Обрамляет герб по зеленому кольцу популярный растительный орнамент казанских татар. Лепестки орнамента идут от вершины герба, где расположен трехлепестковый цветок тюльпана.

- Молодцы, вы подробно описали герб Республики Татарстан. Тюльпан - излюбленный элемент в татарском орнаменте.

2. Демонстрация татарской национальной одежды.

Педагог:

- Татары особое внимание уделяли одежде. С головы до ног, особенно выходная, праздничная одежда была украшена вышивкой, расшитой узорами. Мы с вами живем в Республике Татарстан. Давайте вспомним национальную одежду татарского народа и особенности татарского орнамента. А помогут нам в этом гости Ильдар и Расима. (Дети в национальном костюме)

- Что на голове Ильдара? Охарактеризуйте особенность татарского орнамента на вышивке тюбетейки.

Предполагаемый ответ детей:

- На голове Ильдара - тюбетейка, она украшена красивым орнаментом из бисера. Обратим внимание на цвет в татарском узоре. Цветы и листья на одной и той же веточке разноцветные и это бывает только в татарском узоре. Если внимательно посмотреть, как расположен узор букета, то можно заметить, что букет немного наклонен в сторону. Он не прямой. Так бывает в татарском орнаменте.

- Молодцы.

- Как называется головной убор в женском татарском костюме? Охарактеризуйте особенность татарского орнамента на вышивке калфака.

Предполагаемый ответ детей:
-У девочки на голове - калфак, он тоже весь в узорах. Особенностью является - золотое перо (алтын каурый). Это - изгибающийся непрерывный узор. Центральная ветвь пера, вышита цветами, бутонами, усиками и тычинками, развернутыми в разные стороны.

- Молодцы.

- Что одевают татарки сверху платья? В чем особенность орнамента на вышивке фартука?

Предполагаемый ответ детей:

- Фартук вышит красивым симметричным узором. Цветы и бутоны вышиты симметрично вдоль центральной ветки, воплощающую значение "древа жизни". В татарской вышивке живет прямая генеалогическая связь с окружающим природным миром.

- Из чего состоит мужской национальный костюм?

Предполагаемый ответ детей:

Камзол – это жилетка, ее передняя часть украшена симметричным растительным узором. На ногах ичиги из цветной кожи с узорами, вышитые красивой строчкой из цветных ниток.

- Ребята, внимательно посмотрите и скажите, какой цветок встречается чаще в татарском орнаменте?

- Тюльпан.

Педагог:

- В орнаменте популярным, любимым, распространенным, наиболее естественным, ближе к натуре цветком является тюльпан. Он, как и все цветы, изображается в открытом виде и с профиля. У него с профиля могут быть от трех до шести лепестков, а спереди до восьми лепестков. Тюльпан, один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте.

- Тюльпан широко присутствует в символике нашей республики. Так, например, эмблема Универсиады 2013 г. состоит из латинской буквы U и 5 разноцветных звезд, символизирующих пять континентов. Также эмблема Универсиады присутствует и на белом флаге Всемирных студенческих игр. В основе эмблемы Универсиады лежит так называемый тюльпан, составляющая часть современного татарского орнамента.

Вот каково значение цветка тюльпан в татарском народном орнаменте. Обобщаю ответы детей.

Познавательная игра.

Игровой метод проведения части занятия поможет детям лучше усвоить теоретический материал и одновременно снять усталость и напряжение.

Педагог:

- Ребята, поиграем в игру «Узнай название цветка и где оно растет». У каждого из вас карточка с изображением цветка. Надо определить название цветка и где оно растет. Рассказать стихотворение о цветке или о весне.

- Мы тоже превратимся в татарских мастеров – умельцев и изготовим цветок тюльпан из бисера.

- Посмотрите образец изделия. Фотографии настоящих цветов. Природа предлагает нам самые разнообразные решения, а мастер учится у природы.

3. Показ и объяснение приемов плетения цветка тюльпан.

Демонстрирую прием работы большими бусами и проволокой. Одновременно поэтапное объяснение приемов плетения тюльпана сопровождается показом на мультимедийной доске, где изображена схема лепестка.

Педагог:

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображена схема лепестка: нужное количество бисеринок в каждом ряду. На проволоку наденем 3 бусинки и закрепим их на середине проволоки петлей. В следующем ряду на проволоку наденем 5 бусинок, пропустим сквозь них оба конца проволоки в разные стороны. В третьем ряду - 6 бусинок и т.д. Концы проволоки внизу аккуратно перекрутим. Один лепесток готов. Тюльпан имеет 6 лепестков и 2 листика. Листики плетутся таким же способом. Готовые детали складываются в коробочки. Собираем детали цветка таким способом: два лепестка держим одной рукой у основания, а второй рукой обматываем зеленой ниткой проволоку. Берем третий лепесток, присоединяем к основанию двух первых лепестков и продолжаем обматывать ниткой. Затем прикладываем четвертый лепесток и т. д. Проволоку надо закрыть зеленой ниткой, придавая стебельку форму. Так же приставляем к стебельку 2 листика. В конце отрезаем нитку и замазываем клеем.

- Кому не понятно поднимите руки? Производится повторное краткое объяснение отдельных моментов плетения.

IV. Самостоятельная работа учащихся

Цель педагога: Способствовать отработке у учащихся технических навыков параллельного плетения, при работе с проволокой.

Задачи:

1. Закреплять умение выполнять работу аккуратно.

2. Поощрять учащихся за проявление творчества, фантазии.

Форма организации: групповая

Учащихся делю на две группы по способностям:

I группа – дети, имеющие хорошие навыки плетения

II группа – дети нуждающиеся в помощи педагога и в индивидуальной педагогической поддержке.

Постановка учебной цели перед учащимися:

- Сплести 6 лепестков и 2 листика техникой параллельного плетения. Последовательно собрать все детали цветка, обматывая зеленой ниткой. Придать изделию форму цветка - тюльпан. I группе детей - самостоятельно разработать схему листика тюльпана.

- Прежде чем начать работу давайте вспомним, какие правила надо соблюдать, чтобы не навредить здоровью.

Предполагаемый ответ детей:

1. Правильно сидеть за столом: спина прямая.

2. Осторожно пользоваться ножницами, проволокой, клеем.

3. Через каждые 20 мин. делать физкультминутку.

4. Не шуметь, не мешать другим.

- Молодцы.

- Цвет изделия каждый выбирает по своему усмотрению. Схема цветка поможет вам последовательно плести каждый ряд, учитывая количество бисеринок.

Дети переписывают схему лепестка и листика в рабочую тетрадь.

- Бисеринки располагаются строго по рядам; каждый ряд

нанизывается сначала на один конец проволоки, а затем закрепляется другим.

- В конце занятия организуем выставку ваших работ, выберем лучшие изделия. Будем оценивать по таким критериям:

1. Правильность выполнения: нужное количество бисеринок, ровные ряды, выбор цветовой гаммы, сборка деталей.

2. Проявление творчества и фантазии при самостоятельном составлении схемы листика: соответствие замысла форме листика цветка тюльпан для первой группы.

3. Аккуратность: сборка деталей, обмотка стебелька ниткой.

4. Оригинальность: цвет, красота формы изделия.

5. Самостоятельность: самостоятельное выполнение работы.

Во время работы звучит татарская мелодия.

Индивидуальная работа:

1. С Гузель отработать прием прикручивания деталей. Показать технику выполнения.

2. С Айдаром отработать прием обматывания ниткой основы цветка, придавая форму стебелька.

Во время выполнения самостоятельной работы оказывается индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения в выполнении задания.

Через 20 мин. после начала самостоятельной работы проводится физкультминутку.

Упражнения, снимающие утомление глаз.

1. Плотно закрыть и затем широко открыть глаза.

Повторить 5-6 раз.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая

головы.

3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево

и в обратную сторону.

Упражнения на развитие ручной моторики.

1. Цепочка.

Большой и указательный пальцы левой и правой рук

сомкнуты в кольцо и вдеты друг в друга, изображая

цепочку. Пальцы обеих рук попеременно меняются.

2. Домик.

Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев

соприкасаются; средний палец правой руки направлен

вверх, кончики мизинцев касаются друг друга,

выполняя прямую линию (труба, балкон)

3. Карусель.

Кончик мизинца правой руки и кончик большого

пальца левой руки соприкасаются. Поочередно

меняем пальцы.

V. Подведение итогов занятия.

Цель педагога: Закрепить навыки работы с бисером на проволочной основе.

По мере готовности работы выставляются для просмотра

Постановка учебной цели перед учащимися:

- Оценить свою работу и работу товарищей.

- Какую цель мы с вами ставили в начале занятия?

Предполагаемый ответ детей.

- Раскрыть значение цветка тюльпан в татарском орнаменте. Научиться технике параллельного плетения. Сплести цветок тюльпан.

Педагог:

- Как вы думаете, смогли мы достичь цели занятия?

Обобщаю ответы детей.

- Мы с вами смогли достичь цели занятия благодаря умению трудиться. Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко в своих трудах писал: «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта».

- Кто знает пословицы о труде?

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Жизнь дана на добрые дела»

«За доброе дело стой смело»

«Покажи себя в работе – будешь в почете»

«Полюби работу - и тебя полюбят»

«По труду и слава!»

Каждый обучающийся оценивает сам свою работу и говорит о трудностях в изготовлении изделия и делится своими удачами в своей работе.

Поощряю лучшие работы. Словесное поощрение каждого из детей. Поощряю работы детей, которые самостоятельно разработали схему листика тюльпана. Тем детям, которые не успели завершить работу, предлагается сделать это дома.

Обобщаю работу детей.

Педагог:

- Тюльпаны у всех получились красивые. Каждый проявил творчество, фантазию.

- Молодцы, ребята.

Подводится итог занятия.

- У татарского народа, в декоративно - прикладном искусстве цветочно-растительный орнамент занимает важное место. В узоре тюльпан - цветок обновления, весною он всходит первым, обновляет природу, жизнь.

Мы с вами научились плести техникой параллельного плетения.

- На следующем занятии мы будем плести лилию техникой параллельного плетения.

- Еще раз полюбуемся красотой наших творений.

- Тюльпаны будут лучшим подарком вашим мамам на 8 Марта.























Список использованных источников:


1. Бабынина Т.Ф. «Воспитание и развитие ребенка на основе культурно-исторического опыта» К.: 2010.

2. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. – М.: Издательство «Советский художник», 1990.

3. Гринченко А. С. «Вышивка бисером», М.: 2006.

4. «Работница» № 1, 2007.

5. https://izo-museum.ru/kollektsii/prikladnoe-iskusstvo/tatarskoe-dekorativno- prikladnoe-iskusstvo-respubliki-tatarstan

6. http://100tatarstan.ru/structure/profile/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-remeslo-i-tvorchestvo

















Приложение 1

Схема тюльпана























Лепесток – 6 шт. Листик – 2 шт.










Приложение 2

Работы учащихся