СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия изо деятельности "Граттаж - это просто и интересно!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры. А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным. Главное, что все изделия, созданные теплотой человеческих рук, получаются красивые, необычные и передают настроение автора.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия изо деятельности "Граттаж - это просто и интересно!"»

Тема занятия:

«Граттаж — это просто и интересно!»

Задачи:

  • Познакомить участников занятия с техникой «граттаж»;

  • развивать воображение, фантазию, художественный вкус;

  • вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству.

Коррекционно-развивающая: развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление; художественные и конструкторско-технологические способности; глазомер, чувство ритма, мелкую моторику рук.

Воспитательная: формировать позитивное отношение к труду, умение договариваться в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, формировать гражданскую и нравственную позицию.

Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья через физкультминутку, гимнастики для пальчиков.

Задание: Уметь загрунтовать основу под рисунок и создать рисунок путем процарапывания заострённым предметом.

Оборудование: белые листы плотной бумаги или белого не глянцевого картона, восковые карандаши, гуашь любого цвета (желательно тёмных тонов), широкая кисть, инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица или ножницы).


Ход занятия:


Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность

воспитанников

Формируемые УДД

I. Мотивирование учебной деятельности





С 1-2

- Настройтесь на доброжелательный лад и позитивные эмоции. Частичкой своего прекрасного настроения я хочу поделиться с вами. Подарите друг другу свою улыбку.

Улыбка - это волшебство!

Человек совсем другим становится,

Если вдруг открыто и светло

На лице его улыбка остановится.

- Проверим готовность к занятию.

Настраиваются на работу. Проверяют готовность к занятию.

Умение слушать и слышать речь других людей, самоорганизация.

II. Коррекционно-развивающая минутка






С 3

-Ты всегда мечтал нарисовать что-то необычное, уникальное, не похожее на работы твоих одноклассников и друзей?

Сегодня мы проявим свою творческую фантазию. Но чем мы будем заниматься, вы сможете узнать, отгадав зашифрованное слово. Вы знаете сколько букв в алфавите? Давайте каждой букве присвоим порядковый номер, т.е., если это буква А, то она под номером 1, если Б – номер 2, В – номер 3, и т.д.

Для вашего удобства я подготовила вам листочки с алфавитом.

4, 18, 1, 20, 20, 1, 8 – наше слово.

Называют ключевое слово, раскрывают значение слова.

Умение работать с толковым словарем, осуществлять поиск нужной информации.

III. Актуализация







-Занятие наше сегодня посвящено удивительной технике рисования. Вспомните, мы с вами уже выполняли творческие работы в необычной технике рисования.

- Какую технику мы применяли?

- Какие этапы работы выполняли?

Участвуют в беседе.


Умение извлекать информацию, высказывать своё предположение. Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания.

IV. Постановка темы и целей





С 4-5

- Я так заинтересовалась этой техникой, что у меня появилось желание увлечь ей и других! Как насчет картины в технике «граттаж»?

- А как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему и цели нашего занятия.   

Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет. Всегда интересно узнать тайну искусств, тайну мастерства.

Слушают педагога и формулируют тему и цели урока.    

Умение определять и формулировать тему и цель с помощью учителя. Умение слушать и слышать речь других людей.

V. Усвоение новых знаний

Рассказ с элементами беседы.















С 6

- Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике. Это линия, штрих, контраст.

В России этот способ впервые применил художник Мстислав Дубожинский в начале 20 века.

Хочешь создать свою собственную картину в технике граттаж? Давай попробуем!

-Но сначала давайте вместе попробуем разобраться, что такое «граттаж»?

Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью.

Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой. Рисунки, выполненные в технике граттаж, отличаются контрастом белых линий и черного фона, и похожи на гравюры. А если предварительно покрасить лист бумаги в различные цвета, то рисунок получится очень интересным и оригинальным. Главное, что все изделия, созданные теплотой человеческих рук, получаются красивые, необычные и передают настроение автора.

Слушают рассказ педагога с опорой на презентацию.

Умение воспринимать рассказ педагога и извлекать информацию на основе работы с иллюстрациями, понимание общих правил создания рисунка. Умение оформлять высказывание в форме простых суждений об объекте.

VI. Закрепление знаний и способов действий


Планирование предстоящей практической работы


С 7-14

С 15

- Для работы нам понадобятся:

  • * два листа бумаги (важно: один — толстый (например, белый картон — он будет полотном для будущей работы), и один обычный — для эскизного рисунка),

  • * карандаш;

  • * ручка, которая уже перестала писать;

  • * набор гуаши;

  • * кисточка;

  • * черная гуашь;

  • * свеча.

- Разберем этапы выполнения:

1. Возьмём толстый лист бумаги (или белый картон) и обозначем на нем хаотичными плоскостями места, которые потом закрасим в разные цвета.

Плоскости могут быть любых форм: в виде пятен, в виде кругов, полосок. Могут иметь четкие контуры, или плавно перетекать из одного цвета в другой. Все зависит от вашей фантазии.

2. Когда плоскости будут обозначены, разрисуем их в различные цвета. Цветовую гамму подбираем самостоятельно. Это могут быть только теплые, или только холодные цвета, или все цвета радуги. Когда вся бумага будет раскрашена, оставим ее до полного высыхания.

Маленький совет: используй больше светлых и ярких цветов, они делают хороший контраст с черным цветом.

3. Если краска высохла, можно смело переходить к натиранию бумаги. Возьмём свечу и щедро натрём ею бумагу. Важно, чтобы слой воска был толстым, тогда царапать рисунок будет намного легче. Если на цветном фоне образовался белый налет, как на фото — тогда все хорошо. Но перед тем, как переходить к следующему этапу, проверим, все ли плоскости хорошо натерты воском.

4. На этом этапе покроем бумагу черной гуашью. Бумагу закрашиваем плотно, не оставляя белых пятен и разводов. Оставляем до полного высыхания, а сами в это время приступаем к следующему этапу.

5. Пока заготовка под рисунок граттаж сохнет, подготовим эскиз нашего будущего творения. Вы можете проявить свою фантазию и выбрать что-то другое. Это может быть морской или городской пейзаж, тайны морских глубин или лесные просторы.

Я выбрала цветочную композицию. Для начала кругами обозначим расположения будущих цветов и нарисуем линии стеблей.

6. На обозначенных плоскостях рисуем разнообразные сказочные цветы. Их форму, размер, листочки можете придумать сам. Пусть ваши цветы будут оригинальными, фантастическими — это придаст рисунку индивидуальности. Прорисуем толстые стебли.

7. Добавим к цветам сказочные листочки, а также дорисуем детали фона: бабочек, пузырьки и любые другие украшения.

8. Эскиз картины готов. Осталось только перенести его на заготовленное черное полотно. Как это сделать? Очень просто.

Сверху на черную бумагу ровно приложим бумагу с эскизов, чтобы уголки листочков совпадали. Возьмём ручку, и прорисуем контуры эскиза, немного прижимая. Такой метод поможет сделать отпечаток эскиза на черной бумаге. Проверим, все ли контуры вы обвели. Когда все будет готово, снимем листок, и вы увидите, что контуры рисунка перебились на бумагу.

9. А теперь можно перейти к самому интересному! Полученные контуры начинаем царапать острой палочкой. Если слой воска под краской будет толстым, то вы убедитесь, как легко и приятно царапается рисунок.

Создавая рисунок в технике граттаж, вы поймете, насколько интересно наблюдать, как под краской появляются различные цвета, и цветок получает сказочную окраску.

10. Процарапаем все контуры до самого конца, тогда у вас получится рисунок. Можно оставить его так, он уже замечательный. А можно еще добавить различных орнаментов и штриховок для более оригинального вида.

11. На этом этапе добавим рисунку уникальности с помощью различных штриховок, орнаментов. Некоторые части можно полностью процарапать. По желанию, добавь травку и некоторые элементы фона. Все зависит от вашей фантазии.


Девиз нашего занятия:

Не можешь- сумей,

Не  знаешь – узнай.

Знакомятся с инструкционными картами. Составляют план работы и

критерии оценивания под руководством педагога.



Умение принимать задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации. Умение планировать свои действия, умение использовать свой опыт и знания в новой ситуации.

Вводный инструктаж

С 16


- Какие материалы и инструменты нужны для выполнения работы?

- Какие правила работы с красками и острыми предметами вы знаете?

Инструктаж – как свод законов:
Руководствуйся и знай,
И в работе неуклонно
Пункт за пунктом выполняй!

При обучении детей  граттажу  необходимо помнить о технике безопасности!  Младшим детям в качестве инструмента лучше давать не слишком острые предметы, деревянные или пластмассовые.

Отвечают на вопросы, подготавливают рабочее место и инструменты, проговаривают правила.

Умение рационально располагать оборудование и поддерживать порядок на столе. Умение действовать по памятке.

Физкульт-минутка

С 17

Мы бумагу рвали, рвали,

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали,

Мы немножко отдохнем

И учиться вновь начнем

Выполняют движения по тексту

ЗОЖ, профилактика утомления

Самостоятельная практическая работа и текущее инструктирование педагога

С 18-19

- Так как мы ограничены во времени, я подготовила для вас заготовки для выполнения рисунка в технике граттаж. Вам только необходимо продумать свой рисунок, который будете переносить на заготовку.

- Я знаю, что вы можете активно работать, помогать друг другу, и уверена, что данная работа даст вам возможность почувствовать себя Мастерами прикладного творчества, способными своими руками создавать красоту вокруг себя.

- Не забывайте, что вы работаете с острыми предметами, поэтому будьте аккуратны при работе.

Успехов в творчестве!

Выполняют практическую работу.

Умение выделять существенную информацию, осуществлять взаимный контроль и необходимую взаимопомощь,добросовестное отношение к работе, творческое воображение, конструктивное мышление

Уборка рабочих мест

Объявляется минутка чистоты

Убирают свои рабочие места

Соблюдение правил гигиены

Представление работ

Поздравляю, рисунок готов! Эту композицию мы сделали цветной, поэтому для начала покрывали лист бумаги цветными пятнами. Можно делать и черно-белые рисунки граттаж. В таком случае лист бумаги не покрывается красками, а сразу натирается свечой, а затем — черной тушью или гуашью.

- Попробуем оценить работу.

Посмотрим, что у вас получилось.

Представьте свои работы и расскажите, получилось ли у вас задуманное.

- Какими элементами узора вы пользовались?

- В какой форме выполнялась работа?

Картины в технике граттаж - это удивительные произведения искусства. Благодаря сочетанию черного фона, белых и разноцветных штрихов, они обладают высокой художественной выразительностью.

Черно-белые граттажи похожи на гравюры и выглядят просто невероятно. Не бойтесь фантазировать и экспериментировать. Попробуйте также рисовать без предварительного эскиза, сразу делая царапины на готовом полотне. Это будет прекрасно развивать вашу фантазию!

Дети демонстрируют свои работы

Умение представлять информацию, адекватно использовать речевые средства.

VII. Рефлексия

С 20-21

- Какие цели, задачи стояли перед вами в начале занятия?

- Какой вывод можно сделать?

- Приклейте фигурку колокольчика, если у вас возникли трудности при работе, и фигурку бабочки, если работалось легко, под словами, как было работать на уроке:

Трудно Легко

А закончить наше занятие я хотела бы снова с улыбкой.

Давайте улыбнемся друг другу.

Отвечают на вопросы педагога, прикрепляют орнамент под словами.

Умение оценивать свою деятельность на уроке