СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». По рассказу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

  • Воспитание уважительного отношения к старшим.
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость).

Задачи:

Коррекционно - образовательная:

  • Способствовать формированию нравственной культуры воспитанников и сопереживания.
  • Уважительного отношения к пожилым людям, собственным дедушкам и бабушкам, их памяти, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.

     

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». По рассказу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».»

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

По рассказу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».


Цели и задачи:

  • Воспитание уважительного отношения к старшим.

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость).

Задачи:

Коррекционно - образовательная:

  • Способствовать формированию нравственной культуры воспитанников и сопереживания.

  • Уважительного отношения к пожилым людям, собственным дедушкам и бабушкам, их памяти, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.

Коррекционно - развивающая:

  • Продолжать работу над развитием связной речи детей.

  • Развивать у детей коммуникативные умения.

  • Развивать координацию речи с движением.

  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление.

Коррекционно - воспитательная:

  • Воспитывать нравственные качества личности.

  • Воспитание любви и привязанности к своим близким


Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: « Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

И я хочу пожелать вам, чтобы доброе настроение длилось весь день. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

II. Актуализация знаний.
Воспитатель. Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор?

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам - на лошадке,

Жена - на коровке,

Дети – на телятках,

Внуки – на козлятках.

Ответ детей. Семья.

Воспитатель. В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети, внуки.

Воспитатель. Что вы можете сказать об этой семье?

Ответ детей.

Воспитатель. Почему вы решили, что семья большая, дружная, трудолюбивая?

Ответ детей.

Воспитатель. Дедушка Егор и его жена – старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям растить своих внуков. Их все в семье почитают. Знаете, что означает это слово?

Ответ детей. Уважают, советуются, проявляют почтение, внимание.

Воспитатель. Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре

хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире?

повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять

хлопки в ладоши

Всех могу пересчитать:

указательным пальцем пересчитывают

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

загибают поочередно пальцы на руке

Воспитатель. Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья?

Ответ детей. Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви.

Воспитатель. Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!

Воспитатель. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

  • Кто не в шутку, а всерьёз
    Нас забить научит гвоздь?
    Кто научит смелым быть?
    С велика упав, не ныть,
    И коленку расцарапав,
    Не реветь? Конечно, (папа)

  • В мире нет её роднее,
    Справедливей и добрее.
    Я скажу, друзья вам прямо
    Лучше всех на свете (мама)

  • Ароматное варенье,
    Пироги на угощенье,
    Вкусные оладушки
    У любимой ... (бабушки)

  • На его лице морщины,
    В волосах видны седины.
    Этот домоседушка
    Наш любимый... (дедушка)

Воспитатель. Знаете ли вы русскую пословицу: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»? Объясните ее значение.
Ответ детей.

Воспитатель. Я предлагаю сегодня поговорить о  дорогих  нам людях, о наших бабушках и дедушках. У кого из вас, ребята, есть бабушки и дедушки?
Ответ детей.

Воспитатель. Как их зовут?
Ответ детей.

Воспитатель. Как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках?
Ответ детей.

Воспитатель.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

III. Открытие нового знания.

Воспитатель. Когда у тебя есть близкие родные люди, есть семья-это огромное счастье!

Воспитатель. Ребята, а нашу группу можно назвать большой дружной семьей? Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятие. Наша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?

Ответ детей. Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение

Воспитатель. Наша группа – это та частичка общества, где всегда должны царить доброта, взаимопонимание, взаимопомощь, милосердие. Наша группа должна быть семьёй, в которой каждый человек чувствует себя комфортно. Наша группа – это то место, где понимают, согревают, помогают, уважают, любят, ценят, советуют, направляют.

Воспитатель. Дом, семья – это для человека самое главное, самое нужное в жизни. Если в доме царят взаимопонимание, доверие, тепло, уют, то это настоящее счастье.
Воспитатель.
А что для вас счастье?

Ответы детей. Игрушки, возможность учиться, одежда по сезону, хорошее питание, друзья, мирное небо над головой.
Физминутка «Дед»

Верный друг мой - это дед,             

Хоть ему так много лет.

руки прислонить ладонями к груди

Он про всё на свете знает                
И меня он понимает.

руки в стороны, затем опять к груди

Летом ходим с позаранку              
Вместе с ним мы на рыбалку.

ходьба на месте, «закидывание» удочки

А зимой каток нас ждёт:                 

Шайба, клюшка, скользкий лёд.

изображают скольжение на коньках

А весной растим цветы,                   
Белим яблони, кусты

изображают копание, побелку

Я открою вам секрет:                         
У меня чудесный дед!

обе руки вперёд, большой палец вверх

 Работа с рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Воспитатель. Очень хорошо, когда в семье все любят друг друга, но иногда происходят неприятности, раздоры, неурядицы. Давайте послушаем рассказ Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек».

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Словарь.

  • Невестка- жена сына.

  • Лоханка- круглая или продолговатая посуда из дерева для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

  • Батюшка- отец.

  • Матушка- мать.

Беседа по содержанию рассказа.

-Что произошло с дедом?

-Как проявлялась старость у деда? (ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было).

-Как обидели деда в семье? (его не сажали обедать за общий стол, а давали еду за печкой).

-Что случилось во время еды за печкой? (он разбил чашку с едой).

-Как во второй раз обидела невестка деда? (она сказала, что он всё в доме портит, и что теперь она будет давать ему обедать в лоханке).

-Как можно назвать поступок невестки? (недобрый).

-Что сделал сын в ответ на жестокость родителей? (он стал мастерить лоханку для того, чтобы в старости кормить из неё родителей).

-Как можно назвать поступок Миши? (поучительный, умный).

-Почему заплакали отец с матерью? (им стало стыдно).

-Чему Миша научил родителей? (он научил, как надо относиться к больным, старым и слабым: уважать, понимать, помогать, ухаживать, не обижать).

-Ребята, о чем шла речь в этом рассказе? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.)
Воспитатель. Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно.

Тому, кто в юности своей
Не чтил отца и мать,
Почёта от своих детей
Не суждено узнать.

Воспитатель. Что значит почитать родителей?

Ответ детей. Относиться с любовью, уважением. Уметь прощать, быть великодушным

Воспитатель. Что создают родители?

Ответ детей. Семью.

Воспитатель. Зачем почитать родителей?

Ответ детей. Сохранить семью, продолжить свой род

Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре

хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире?

шагаем на месте

Раз, два, три, четыре, пять

прыжки на месте

Папа! Мама! Брат! Сестра!

хлопки в ладоши

Деда! Бабушка! И я!

Наша дружная семья!

наклоны влево и вправо

Воспитатель. Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. Самое главное чтобы в семье всегда царил мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Давайте сейчас попробуем составить правила, как нужно заботиться о бабушках и дедушках.
Примерные варианты ответов:
- Почаще навещать.
- Приглашать к себе в гости.
- Иногда обнять и поцеловать в щёчку.
- Поздравлять с праздниками.
- Помогать по хозяйству.
- Говорить комплименты.
- Говорить с ними о жизни.
- Спрашивать совета.
- Рассказывать о добрых новостях.
- Иногда приносить маленький гостинец (яблочко, булочку, конфету).
- Делать небольшие подарки.
Памятка для детей.

1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть полевые или даже нарисованные, дарите их как можно чаще.

Воспитатель. Родители, бабушки и дедушки любят вас просто так, без особых причин. А вот окружающие люди более требовательны. Хотите, чтобы вас любили, – сумейте доказать, что достойны этого. Подумайте, как это сделать?

Ответ детей. Добротой, искренностью, самоотверженностью.
IV. Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, о чем мы с вами говорили на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Д/и «Закончи пословицу»

  • Не смейся над старым — сам будешь стар.

  • Придет старость — придет и слабость.

  • Коли в семье лад, так не надобен и клад.

  • Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

  • Мир в семье любовью держится.

V. Итог занятия.
Воспитатель.
Какой вывод сделаем?
Ответ детей. Нужно заботиться о старших.
Воспитатель.

Отца и мать ты почитай

И никогда не забывай

То уваженье и добро

Воздастся и тебе оно.

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Я очень довольна вашей работой на занятии. Благодарю вас за сотрудничество.