СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Лепка из глины. Подкова на счастье""

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия "Лепка из глины. Подкова на частье""

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Лепка из глины. Подкова на счастье""»

Конспект занятия "Лепка из глины.

"Подкова на счастье"".

Цель: приобщение детей к народным традициям через изготовление сувенира из глины.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с техникой изготовления подковы из глины, ее декорирования,

- закрепить навыки лепки: скатывание шара, капли, расплющивание, заглаживание, и т.д.

- расширить знания о символике оберегов и приметах русского народа;

Развивающие:

- Развивать эстетические чувства, творческие способности и воображение,

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство пропорции;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, стимулировать стремление к созиданию прекрасного,

- воспитывать культуру труда, аккуратность, самостоятельность,

Материально - техническое оснащение занятия: ноутбук, шаблоны, глина, скалки, стеки, кисточки, тканевые салфетки, стаканчики с водой, шликер, материалы для создания фактуры, джутовая веревка.

Методическое обеспечение занятия: дидактический материал для педагога - общеобразовательная программа, конспект занятия, презентация; дидактический материал для обучающихся - образцы готовых работ.

Тип учебного занятия: закрепление пройденного материала.

Используемые методы и приемы обучения: словесный: беседа, объяснение, поощрение; наглядный: демонстрация образцов, иллюстраций; практический: практическая работа по изготовлению изделия.

Используемые педагогические технологии: личностно - ориентированная, коммуникативная, здоровьесберегающая.

Форма организации занятия: групповая

Предварительная работа: изготовление шаблонов из картона для изделия, подготовка презентации.

Образовательная область: декоративно - прикладная.



План-конспект


1.Вступительное слово педагога.

2. Объявление материала.

3. Закрепление пройденного материала.

4.Практическая работа по изготовлению подковы.

- ТБ, физкультминутка.

5.Подведение итогов

- рефлексия.

6.Уборка рабочих мест .


Ход занятия:


1. Вступительное слово педагога:

а) приветствие, проверка организации рабочего места, готовности детей к занятию.

б) эмоциональный настрой.

в) сообщение темы, постановка цели.


- Здравствуйте ребята! Я рада, что у всех хорошее настроение и все готовы к нашему занятию! Прежде чем определить тему нашего занятия, послушайте загадку:

Есть примета у людей -
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить.

- Ребята, кто знает, о чём идёт речь? (ответы детей). Правильно, конечно же, о подкове.

А какую роль она играет в доме? (ответы детей).

- Правильно, ребята! Тема нашего занятия - "Лепка из глины. "Подкова на счастье"". Цель нашего занятия - приобщение детей к народным традициям через изготовление сувенира из глины.

Сегодня на занятии мы поговорим об оберегах, а также о народных приметах, связанных с ними. А ещё нам предстоит вылепить образ оберега для своего дома.

Слово "оберег" означает  "предмет", оберегающий, охраняющий от чего-нибудь. С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого они делали обереги. Люди верили, что эти предметы охраняют их от болезни, "дурного сглаза", стихийных бедствий и разных напастей.

  На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Так устроен человек, что даже у самых заядлых атеистов есть капелька суеверия. Обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо, а вернувшись, домой за забытой вещью, посмотримся в зеркало или будем носить булавку на одежде от сглаза.

- Скажите, а вы сами верите в приметы? (Ответы детей).

А какие приметы вы знаете? (Ответы детей).

 Предлагаю проверить ваши знания в форме небольшой викторины. Итак, правила:

Я буду говорить 1 часть пословицы, а вам нужно будет её продолжить.

Приметы:

 - В доме свистеть -(все деньги высвистишь).

- Не ешь с ножа - (сердитым будешь).

- Нечаянно рассыпать сахар - к хорошему, соль - (к ссоре).

- Уши горят - (люди говорят).

- Не сиди на столе - (бедным будешь).

- Ложка упала со стола - (гость спешит).

- Наизнанку вещь надеть - (битым быть).

- Встретил кого-нибудь с пустым ведром - (день будет пустым).

- Черная кошка перебежала дорогу - (к несчастью).

- Зашивать на себе одежду - (потерять память).

- Посуда бьется - (на счастье).

- Если на тебя птичка нагадила - (к деньгам).

- Молодцы, ребята, много примет вы знаете. Итак, по народной примете найти подкову, значит быть человеку счастливым.

А какие обереги вы ещё знаете? (ответы детей). 

- Да, ребята, вы правы. Оберегов существует очень много: народные игрушки - куклы - закрутки, домовёнок, веник, и другие.

Давайте теперь посмотрим какое значение имеют те или иные предметы на оберегах.

Значение разных предметов на оберегах:

Злаки, бобовые - символ достатка, сытой жизни,

Лапти - символизируют домашний уют, семейное счастье.

Шишка - символ трудолюбия и достижения успеха.

Лекарственные травы, ягоды шиповника - символ крепкого здоровья.

Лук - оберегает семью от слез.

Чеснок и перец – изгоняют нечистую силу.

Хлеб - всему голова - символ согласия и достатка в доме.

Солнце, цветок подсолнуха - главный славянский оберег, славяне - дети солнца.

Веник, направленный вниз - им метают ссоры из избы.

Веник, направленный вверх - к деньгам.

Колосья, ягоды, дары природы - урожай в хозяйстве.

Монетка - успех в делах.

Узелок - оберегает от скандалов в доме.

Бублик - непрерывное кольцо - символ крепкой семьи.

Но сегодня мы с вами слепим оберег "Подкову", приносящий в дом счастье. Поверья говорят, что злой дух не проникнет в дом, если на двери - подкова. Такая симпатичная декоративная подкова может украшать не только ваш дом, но и стать милым памятным подарком для друзей и родственников.

Теперь приступим к практической части нашего занятия. Но, сначала, ребята, ответьте на несколько вопросов.

3. Повторение пройденного материала.

1. Скажите, для чего нам нужны тканевые салфетки?(ответы детей).

2. Чем мы соединяем детали?(шликер).

3. Как называются инструменты для лепки?(стеки).

4. Что такое ангоб?(цветная глина).

5. Также перечислим способы и приемы лепки (скатывание, примазывание, оттягивание, скручивание, расплющивание). Молодцы!

4. Практическая работа.

ТБ.

- Не размахивай стеком, кисточкой.

- Не бери глину в рот.

- Работай аккуратно, экономно.

- Если нужно, помоги товарищу.

- Содержи рабочее место в порядке и чистоте.


(Поэтапный показ и выполнение работ детьми).

- Итак, ребята, рассмотрите внимательно изделие и скажите, как называется способ, который вы будете использовать при лепке подковы? (лепка из пласта).

Давайте вместе разберем этапы работы:

1.Промять глину до однородного состояния.

2. Из общего куска глины скалкой раскатать пласт. (при желании можно создать фактуру на пласте, приложив ажурную ткань или иной предмет и снова раскатать). Из заготовки пласта по шаблону вырезать стекой подкову и загладить водой. 

3. На концах подковы сделать сквозные отверстия (когда сувенир будет готов - продеть в них веревочку). 

4. Украсить оберег дополнительными элементами.

- Ребята, у вас на столе есть технологические карты, можно воспользоваться ими для выполнения изделия. А теперь приступим к работе.

(см. технологическую карту).

- Молодцы, ребята.  Я чувствую, вы немного устали, поэтому предлагаю вам немного отдохнуть. 

Физкультминутка.

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб лепить нам, рисовать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 ( Дети повторяют движения за педагогом)

- Отдохнули? А теперь давайте  вернёмся к лепке. Предлагаю вам декорировать ваши подковы дополнительными элементами. (обучающиеся заканчивают работу).

Ну что, вы большие молодцы! Осталось только высушить изделия, потом обжечь их в муфельной печи. На следующем занятии приступим к не менее интересному - росписи.

Теперь я расскажу вам как правильно повесить оберег - подкову. Ее вешают над входной дверью. На Руси издревле знали такое правило: повесь подкову концами вниз - будет защита от зла, вверх - привлечешь в дом достаток.

5. Подведение итогов.:

Какие же у вас красивые обереги получились, какие они все разные. Молодцы!

Рефлексия.

- Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

- Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Из какого материала выполнена работа?

- Чему вы научились, узнали ли что нового?

- Что вызвало затруднение? Почему?


- Спасибо вам, ребята! Итак, сегодня мы узнали о том, во что верили наши предки, о том, как ценили они тепло домашнего очага и сохраняли его с помощью оберегов. К тому же, особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества. Помимо традиционных, можно сделать свой собственный, семейный оберег. Желаю вам, чтобы подкова, которую вы сегодня слепили, приносила в ваши дома только счастье и радость!

6.Уборка рабочих мест.