СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Лесные сказки и рассказы В. Бианки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить знакомить детей с творчеством В. В. Бианки. Развивать интерес к художественной литературе. Умение вести наблюдения за птицами и насекомыми, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к живой природе. Учить детей отгадывать загадки на основе полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Лесные сказки и рассказы В. Бианки».»

Конспект занятия


«Лесные сказки и рассказы В. Бианки».


Для 5-7 классов коррекционной школы.


Цели и задачи:


Продолжать знакомить детей с творчеством В. В. Бианки.


Развивать интерес к художественной литературе;


умение вести наблюдения за птицами и насекомыми, делать выводы


Воспитывать бережное отношение к живой природе


Учить детей отгадывать загадки на основе полученных знаний.


  1. Предварительная работа:

Чтение книг В. Бианки: «Чей нос лучше?», «Как Муравьишка домой спешил», «Кто

чем поет?», «Мышонок Пик», «Лесные домишки». «Первая охота»

Просмотр мультфильмов: «Мышонок Пик», «Как Муравьишка домой спешил» «Красная

горка».


Беседа по прочитанному материалу, иллюстрации к книгам, отгадывание загадок. Творческая работа Стенгазета «Вести из леса»


Рисунки к сказки. «Как Муравьишка домой спешил».


Ход занятия


Ведущая: Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена рассказам о животных и птицах. Эта тема выбрана не случайно. Сейчас вы поймете почему?


Ответьте, кто написал сказки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил» идр.. Назовите, какой писатель лучше всех знал жизнь животных. Правильно, это писатель-натуралист Виталий Бианки.


В этом году ему исполняется 125 лет.


1Слайд «Портрет»


Виталий Бианки родился и вырос в Санкт-Петербурге, то есть был городским жителем, но очень любил отдых за городом, на даче. Там была полная свобода для фантазии мальчика. Именно детские воспоминания послужили основой для написания замечательных рассказов и сказок.


2Слайд «Книги Бианки»



Виталий Валентинович Бианки путешественник, исследователь, следопыт, писатель


Что же означают все эти слова.

Словарная работа:

Путешественник человек, совершающий путешествие.


  • Бианки побывал во многих уголках нашей огромной страны. Вот его воспоминания об одном из них.


3 Слайд «Алтай»


«Могу только в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришёлся по душе мне…Это - Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там четыре года - и до сих пор вспоминаю это время, как чудесный сон».


(Виталий Бианки. Из письма. 13.01.1958 г.)


Следопыт -Охотник, выслеживающий зверя по следам.

Это подтверждают записи самого писателя «Сколько часов терпеливых провёл я


  • лёгких шалашиках из корабельных корзин, Высохшей тины и веток, - птиц наблюдая, Птицам невидимый!


Писатель-натуралист- пишет о природе.


Отец, главный лесной учитель Виталия, всегда брал его с собой в лес, показывал животных, рассказывал о них, учил мальчика наблюдать за ними, а главное – делать записи своих наблюдений.


Отец Виталия Бианки был зоологом, то есть специалистом, который изучает животных. На даче вместе с отцом Виталий познавал науку о природе. Все для этого у него было рядом: и камыши на побережье, и речка, и поля вокруг деревень, и лес, где полно зверей.


Сам В.Бианки так вспоминал свое детство «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей.» (Виталий Бианки.)



Любовь к природе, родившуюся в детстве, Виталий Бианки стремился передать читателям в своих произведениях, хотел, чтобы дети и взрослые полюбили живую природу и бережно относились к ней.


Ведущая: Какие сказки, рассказы вы читали?


Учащиеся: сказки «Как Муравьишка спешил домой» «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик»


4Слайд «Книги В.Бианки»

Ведущая: Кроме этого вы подготовили стихи о творчестве В.Бианки.


ЧИТАЮТ СТИХИ:


1 ребенок. Повсюду в лесу на полянке,


В реке, на болоте, в полях –


Ты встретишь героев Бианки.


У них побываешь в гостях.


  1. ребенок. Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь


  • лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок и поймешь.

  1. ребенок.


Ох, так написать о природе


Непросто, ведь нужно уметь


На вещи, знакомые вроде


Всегда удивленно смотреть.


Наше занятие пройдет в виде игры. Вы разделились на команды. Будете выполнять задания по командам и зарабатывать очки.


  1. задание


Один из рассказов В.Бианки называется «Первая охота».


5 Слайд «Первая охота»


Главный герой – Щенок. Он очень любопытный. Щенок живет на даче с хозяевами, и кормят они его хорошо. Поохотиться ему хочется для разнообразия, чтобы вкусненько перекусить. Вот только беда – все дикие звери от него прячутся. Хотел поймать Выпь, так она в камыши спряталась, Вертишейка в дупле в змею превратилась, а вот ящерица…(Зачитывается отрывок из рассказа «Первая охота».)


6 Слайд «Ящерица»


«Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост».


Вопрос: Как повела себя ящерка?


  • вас три варианта ответа:


    1. Вырвалась и убежала.

    2. Укусила Щенка.


    1. Оставила хвост в зубах у Щенка и спряталась.


Какой из ответов правильный? Давайте прочитаем продолжение рассказа и узнаем.


6 На слайде


«…А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень! Хвост в зубах у Щенка извивается.

Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает».


Ведущая: Дальше речь пойдет о ласточках-береговушках, а сюжет для рассказа Виталий Бианки также взял из своих детских воспоминаний. Дача Бианки находилась в селении под названием «Лебяжья», где неподалеку, на берегу обрыва, есть песчаный обрыв. В этом высоком обрыве много гнезд ласточек-береговушек, наблюдая за которыми, автор придумал свой рассказ.


Рассказ так и называется «Лесные домишки»


Ведущая: О ком этот рассказ?


Учащиеся: Главная героиня рассказа ласточка-береговушка, испугавшись сокола, улетела так далеко от дома, что потерялась. Наступил вечер, ей негде было переночевать и пришлось искать домик для ночлега..


Ведущая: Вот только домик нашей ласточке для ночлега нужен подходящий: со стенами, потолком и полом, теплый и уютный. Но не тут-то было! Побывала она у разных птиц и дома видела разные. Например, такой…


«…Вот что-то золотое и черное блеснуло у нее перед глазами.


Подлетела ближе, видит: на ветке сидит золотая птица с черными крыльями.


Береговушка остановилась и посмотрела, куда золотая птица ей показывает…


..Высоко над землей к ветке подвешена легкая плетеная корзиночка.


И видит Береговушка, что это и в самом деле домик…


Вопрос: Как зовут золотую птицу, чей дом так не понравился героине рассказа? Кого же Виталий Бианки называет «золотой птицей с черными крыльями»?


Слайд «Иволга»


Ведущая: Кто еще приглашал ласточку к себе в домок?


  1. Задание


Вам нужно соединить стрелками домики и тех, кто в них живет.

Зуек, витютень-голубь, иволга, пеночка, чомга.


Слайд «Правильный ответ»

Итоги подводит жюри



Ведущая: ребята читая книги В.Бианки вы наверное заметили , что он очень много писал о птицах в подробностях. Повадки, образ жизни, место обитания и т.д. Это не случайно. В.Бианки –орнитолог….. Ученый который изучает птиц.

Релакс- минутка.


Слайд


ЗВУЧИТ МУЗЫКА ПРИРОДЫ С ПЕНИЕМ ПТИЦ


(Слушание музыки несколько секунд).


Ведущая: Книги Бианки В. Учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса. Разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц и насекомых.


Предлагаю вам узнать по описанию героев, чтобы вспомнить сказку, которую вы читали. «УГАДАЙ, КТО ЭТО?»


1.На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. (гусеница-листовертка»)


2.Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат. (Паук-сенокосец)


  1. «Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп..)


Ведущая: Вспомнили как сказка называется? «ПУТЕШЕСТВИЕ МУРАВЬИШКИ».



Слайд «Книга»


  1. задание


Каждой команде раздаются конверты, в которых находятся картинки с насекомыми из сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».


Ребятам необходимо как можно быстрее разложить насекомых в том порядке, как они помогали муравьишке добраться до дома.


(Гусеница-землемер, паук-сенокосец, жужелица, жучок-блоха, кузнечик, водомер, майский жук, гусеница-листовертка).


Проверка задания. Слайд


Молодцы!!!


Ведущая: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.

Если вы правильно отгадаете, сможете назвать героями какой сказки они являются.


  1. Не зверь, и не птица, Всего боится.


Наловит мух – И в воду – плюх!


«Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли….. (Лягушки.

«Кто чем поёт? »)


  1. Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.


«Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую (Аист «Кто чем поёт?)


  1. Платьем - пёстрый. Носом - острый.


Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом (Дятел)



  1. Крылатый вредитель — Растений губитель.


Хозяйству он шкодит! На сверчка походит


«Скрипочки у неё на крылышках,.а вместо смычков длинные задние лапки . (Саранча.

«Кто чем поёт? ») .


  1. Над цветами заворчал,


Собрал нектар, домой умчал


Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками (Шмель)


  1. У него серьезный вид Он усат и деловит.


Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея — тоненький-тоненький писк послышался. (Жук)


  1. Обижен, слезы льет, за то что на болоте живет.


Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял. (Бекас)


Как называется сказка?


Слайд Почему их В.Бианки назвал безголосые? Чем они поют?




Слайд «Красная горка»


Ведущая:


Давайте вспомним сказку «Красная горка». Главные ее герои воробей Чик и его подруга Чирика мечтали о гнезде с маленькими птенцами. Но Кот постоянно преследовал воробьиную парочку и разорял их гнезда. Посмотрим небольшой сюжет мультфильма.


А теперь задание. 4 задание.


Вопрос: Чем закончилось это происшествие?


  1. Кот съел Чирику и птенцов.


  1. Птицы, которые жили по соседству, вступились за воробьев и прогнали Кота.

  1. Чик увел Кота за собой и обманул его.


Какой же из трех ответов правильный?


«… Но в эту минуту одна пустельга клюнула его в хвост, другая – в голову и две галки ударили в спину. (Конец сюжета, мультфильм.)



Ведущая: Мы вспомнили сегодня много сказок В Бианки. Но он писал не только сказки ,


  • еще и серьезные произведения для взрослых и детей. Например, его книга «Лесная газета». В которой собрано много интерсных фактов о природе, о жизни животных, растений и насекомых. Это целый учебник о природе. Писатель не один год работал над ней.


Слайд


«… Я написал «Лесную газету». Книга имела успех. Я тогда не думал об этом… Но и тогда и теперь одна у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать, рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая её чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из неё, как цыплёнок из яйца».


Виталий Бианки.

Сказать о стенгазете, о выставке рисунков и книг.


Рефлексия:


Ведущая: Что вы узнали нового?


Учащиеся: о природе, о жизни и творчестве Виталия Бианки. Что он писатель, ученый.Какие рассказы и сказки вы прочитали, которые не упомянули в игре?


«Мышонок Пик», «Чей нос лучше?»


Слайд Ведущая: Наша игра подошла к концу. Подведение итогов игры.


  • надеюсь, что ваша любовь к природе перерастет в бережное отношение к ней. Помните, что разрушить всегда легко, а восстановить утраченное очень сложно, иногда совсем невозможно. Общение с природой, наблюдение за ней всегда приносит огромное удовольствие, и научат вас этому книги замечательного русского писателя.