СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Лев Николаевич Толстой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Лев Николаевич Толстой"»

Конспект занятия

«Знакомство с творчеством Л. Толстого»


Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта Л. Н. Толстого.

Задачи: прививать любовь к чтению русской литературы, развивать интерес к жизни писателя. Продолжить воспитывать доброе отношение ко всему живому.

Атрибуты для игр:  канат


Ход беседы:

(Сайд 1)

Посмотрите на портрет. Его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза - о проницательности, широкая борода - как у доброго дедушки. А как вы думаете, кто изображен на этом портрете? Правильно, это – портрет Льва Николаевича Толстого. Кто он? (ответы детей).

(Сайд 2)

Давайте познакомимся с жизнью Льва Николаевича. Родился писатель в деревне Ясная Поляна. Какое название интересное! «Ясная» - что можно представить себе, произнося это слово? Ответы детей: солнце, тепло, ясный день.)


 Здесь прошли его детство и юность, здесь им было написано много замечательных произведений, ставших всемирно известными. Именно с этого маленького уголка России и началась любовь Льва Толстого к своей Родине, такой большой и необъятной.

“Без Ясной Поляны,- писал Толстой – я трудно могу представить Россию и свое отношение к ней”. В ее окрестностях есть красивые леса и луга, речки и пруды, где, гуляя, писатель придумывал продолжения своих произведений, размышляя над судьбами героев. Красоту природы Ясной Поляны Лев Толстой часто описывал в своих произведениях.

(Сайд 3)

Отец писателя был графом, матери своей Лев не помнил, ему было полтора года, когда она умерла. Все, что знал Лев о матери, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мать знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки. Лев Николаевич мало знал своих родителей, они рано умерли, и детей воспитывала тетя.

Окончив гимназию, Толстой решил продолжить образование в университете.

Ему очень нравилось узнавать новое и самостоятельно изучил юридическую науку

(Сайд 4)

После он вместе с братом Николаем поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ, а затем в Крым.

Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию. Он командовал артиллеристской батареей на самом опасном участке при обороне города Севастополя. За доблестную службу он был награжден орденом святой Анны с надписью «За храбрость» и двумя медалями «За защиту Севастополя».

Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу. Послушайте, какие поговорки говорили на Руси:

Где смелость, там и победа.
Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.

Выходите в центр зала. 


Уволившись из армии он приехал в Ясную Поляну.

(Сайд 5)

Женился на Софье Андреевне

(Сайд 6)

У них родилось 13 детей

 Увлекался Лев Николаевич: игрой в теннис, поднимал гири, ездил на велосипеде, был хорошим наездником. Он умел косить траву, пахать землю, еще Лев Николаевич разводил пчел. Он с удовольствием трудился в саду, даже посадил яблоневый сад.

Значит, что можно сказать о писателе? (Что он был трудолюбивый.) 

Л. Н. Толстой любил слушать русскую народную музыку, особенно игру на балалайке, любил слушать музыку Ф Шопена, сам написал в молодости вальс.


(Сайд 7)
В родовом имении Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.

Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую и с радостью отправляли детей в школу.

О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Азбука — к мудрости ступенька.
Век живи — век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться — всегда пригодится.

(Сайд 8)

В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело.

На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

(Сайд9)


Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Особенно, он любил загадывать загадки

Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.

(Дети встают и после того как отгадали загадку пантомимой показывают отгадку)

По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)

(Сайд10)

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книги для детей: «Азбука» , «Арифметика», «Книга для чтения» В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.

(Сайд 11)

Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.

-Какие произведения Л.Н.Толстого вы читали? (ответы детей)
Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.

Где цветок, там и медок.
Красна птица пером, а человек умом.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье — тьма.
Конец - делу венец.

(Слайд 12)

Интересные факты:

1.Свои книги Лев Николаевич написал в своем кабинете.

Так как у него болела спина, то за столом он сидел за детским стульчиком своей жены.

(Слайд 13)
2. Любимый напиток писателя- Шоколадный кисель

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота».

Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.