СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему "Анализ почвы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Анализ почвы"»

Тема Анализ почвы

  1. Охрана труда в объединении «Биоквантум».

  2. Введение в тему урока

  3. Теоретическая часть

  4. Лабораторная работа «Определение кислотности почвы из разных районов курской области»

  5. Заключение

  6. Рефлексия

Цель: сформировать знания об образовании и составе почвы.

Задачи:

Образовательные: изучение строения почвы, способов анализа почвы

Развивающие: развитие познавательных мотивов, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; воспитание любви к природе;

Методы: проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.


Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты) Приветствие, проверка обучающихся по списку.

2. Основная часть:

2.1 Введение в тему занятия

ОПРЕДЕЛЯЕМ ТЕМУ.


– Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

– Конечно, – это почва.

- Итак, тема урока?

- Конечно, ПОЧВА.

Чтобы нам определить цели и задачи занятия, поиграем в игру «Да-нет»:


-Знаете ли вы, что такое почва?

 - Знаете ли вы, как образуется почва?

- Знаете ли вы из чего состоит почва?

- Итак, цель урока? (определяют) – Хорошо.

Чтобы нам дать определение, что такое почва, вспомним то, что вы изучали в школе на уроках окружающего мира и геогрфии.


  1. Какие оболочки земли вам известны? (атмосфера, биосфера, гидросфера, литосфера).

  2. Коротко о каждой.

  3. Какая из них относится в большей степени к теме нашего урока сегодня? Раз говорим о почве? – Конечно, это ЛИТОСФЕРА.

2.2 Теоретическая часть


Так, что же такое почва?(слайд 2)

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

– Внимательно рассмотрите верхний слой.

– Какого он цвета.

– Сделайте вывод.

– Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

– Правильно. Почва – верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

Слайд "Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли".)

– Ответили на первый пункт плана? (Да.)

– А вы знаете, как образуется почва? /если дети ответят, то можно дополнить их ответ…/

Образование почвы.

Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.


2.3 Практическая часть

Для начала вспомним технику безопасности при работе в лаборатории

Вопросы: Что нельзя делать в лаборатории

Варианты детей

Варианты преподавателя

  • Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок.

  • Посторонним лицам запрещено входить в лабораторию во время эксперимента.

  • К выполнению каждой работы могут приступать только те, кто знает технику безопасности данной работы

  • Рабочее место следует держать в чистоте. Нельзя загромождать его посудой, бумагой и ненужным материалом.

  • При нагревании жидкостей и твердых тел в пробирках, либо в колбах нельзя направлять отверстие сосуда на себя или на соседей.

  • Категорически запрещено пробовать какие-либо вещества на вкус.

  • Запрещается при взвешивании насыпать химические вещества непосредственно на чашку весов.

  • Всю посуду после работы сразу же тщательно моют.

  • При обращении со стеклянной химической посудой и приборами необходимо соблюдать меры предосторожности. Стеклянную посуду следует держать осторожно, не сжимая ее сильно пальцами. При мойке посуды ершами или стеклянной палочкой надо быть очень осторожным, так как ими легко пробить дно или стенки стеклянной посуды, что может привести к порезам.

  • Проводят исследования в белом халате, для избежания порчи одежды химическими реактивами и для соблюдения стерильности во время работы в ламинар-боксе.

  • Выливать в раковины остатки стерилизующих веществ (особенно сулему и диацид), отработанные питательные среды строго запрещено.

  • При попадании кислоты (хромпика) на кожу немедленно ее смыть водой и обработать участки тела мыльным раствором. Быстро в течение 30 сек или 1 мин подойти к раковине и промыть одежду водой.

  • Если щелочь попала на руки или другие открытые части тела немедленно смыть ее с кожи водой, остатки необходимо нейтрализовать небольшим количеством буфера для нейтрализации.

  • Лаборатория должна быть оснащена медицинской аптечкой для оказания первой помощи пострадавшему.

  • При возникновении пожара нужно немедленно покинуть помещение, организованно.

  • По окончании работы — свое рабочее место привести в порядок.


- Приступим к исследованию.

– Исследуем состав почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание.)

– Внимательно изучите инструкции, которые лежат на ваших партах. Вам, как научным сотрудникам необходимо провести опыты. Записать выводы. Рассказать о них нам.

а) Проведение опытов.

Опыт № 1.

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят. Значит в почве есть воздух. (слайд 3)

Опыт № 2 .

1. Возьмите фильтровальную бумагу.

2. Насыпьте на нее немного почвы.

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан.

5. Что вы наблюдаете?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке осталось мокрое пятно, значит в почве есть вода. (слайд 4)

Опыт № 3 

Определение влажности почвы

Ход анализа

  • 1. На технических весах взвесить стеклянный бюкс с точностью до 0,01 г.

  • 2. Бюкс на 1/3 наполнить почвой, закрыть крышкой и снова взвесить.

  • 3. Бюкс с почвой (крышку открыть) поставить в сушильный шкаф при температуре 105 °С и сушить до постоянной массы.

  • 4. После сушки бюкс с почвой закрыть крышкой и поставить охлаждать в эксикатор.

  • 5. После охлаждения бюкс с почвой снова взвесить. Результаты записать в таблицу.

Определение полевой влажности почвы

Номер

бюкса

Масса

бюкса,

г

Масса бюкса с почвой,г

Масса, г

Полевая влажность, %

ДО

сушки

после

сушки

испарившейся воды

сухой

почвы

с

а

в

а - b

b - с

В















Полевую влажность почвы (В) в процентах (%) рассчитывают по формуле

где (а - Ь) - масса испарившейся влаги, г;

  • (Ь-с) - масса сухой почвы, г;

  • 100 - коэффициент пересчёта в проценты.


Опыт № 4 (группа 4).

1. Возьмите посуду с почвой.

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

4. Запишите.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели. (слайд 6)


ВЫВОДЫ:

1. В почве есть воздух.

2. В почве есть вода.

3. Почва не удерживает воду.

4. В почве есть песокглина, остатки растений, корешки, части насекомых.

– Песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых, кто из вас знает, как это называется одним словом? /Это перегной/

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной.

- Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит? Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

В плодородной почве лучше растут растения.

- Это главное свойство почвы.

- А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Расскажите какие животные изображены на иллюстрации?

-Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики.


3. закрепление.

– Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.

– А вы любите кроссворды?

Перед вами кроссворд. ( слайд 8)

1. Вещество, повышающее плодородие почвы(Перегной.)

2. Основное свойство почвы(Плодородие.)

3. Животные, которые рыхлят почву? /Черви/

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

5. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

п е р е г н о й

п л о д о р о д и е

ч е р в и

в о з д у х

г л и н а

Обратите внимание на выделенные буквы. У нас получилось слово ПОЧВА.

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

А вы хотите узнать как люди заботятся о почве? Об этом вы можете прочитать в своем учебнике на страницах 39-42. Это и будет ваше домашнее задание. А желающим заработать дополнительную оценку можно подготовить сообщение об одном из животных, живущих в почве.


Закрепление

Что нового вы узнали?

Рефлексия

Метод неоконченных предложений

Варианты: «На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…»; «Я похвалил бы себя…»; «Особенно мне понравилось…»; «После занятия мне захотелось…»; «Я мечтаю о …»; «Я понял, что…»; «Теперь я могу…». «Я научился…»;