СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Масленица"»









План – конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

Тема: «Масленица»

Возраст: старшая дошкольная группа


Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (формирование представлений о русском народном празднике «Масленица»).

«Речевое развитие» (активизация словаря, ответы на вопросы).

«Социально-коммуникативное развитие» (дети участвуют в общей беседе, учатся слушать, не перебивая других рассказчиков, учатся взаимодействовать со сверстниками).

«Художественно - эстетическое развитие» (изготовление поделки «Солнце»).


Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • расширять и закреплять знания детей о русском народном празднике «Масленица»;

  • вводить в активный словарь детей …;

  • познакомить с историей возникновения и традициями праздника «Масленица».


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитывать уважительное отношение к праздникам и традициям своего народа.


РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развивать у детей познавательный интерес к традициям своего народа;

  • развивать свободное общение и взаимодействие детей со сверстниками;

  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, мышление и внимание.

Методы и приемы:

практические: моделирование (Солнце), динамическая пауза;

наглядные: наблюдение, демонстрация…

словесные: рассказ педагога, беседа;

игровые: дидактическая игра «Собери Солнышко».






Материалы и оборудование:


Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза «Бабушка Маруся» - выполнение движений.

Перемещение по группе для выполнения задания.

Игровая

Игра «Собери Солнышко» - собрать из отдельных кусочков целое изображение.

Познавательная

Беседа о традициях в русском народном празднике «Масленица».

Работа с мультимедийным пособием – просмотр презентации.

Коммуникативная

Беседа о празднике «Масленица» и ее традициях.

Художественно - эстетическая

Изготовление поделки «Солнце».



Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1






ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Зовут меня Татьяна Николаевна. И я очень рада всех вас увидеть!

- Ребята, какое сейчас время года?

- Какие вы знаете зимние месяцы?

- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале?

- Что это за праздник?

- В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к приходу весны – празднуют Масленицу.

Слайд№1

Это один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особенным размахом.

Слайд№2,3

Во время празднования, люди зовут солнце, просят его поскорее растопить зимние снега. Чтобы природа очнулась от зимнего сна и украсила землю коврами из цветов и трав…


Дети здороваются.

Ответы детей:

Зима

Декабрь, январь, февраль

Масленицу

Это время, когда зима встречается с весной

2





Мотивация




- Ребята, а вы знаете, что сегодня со мной приключилось? Сегодня утром, когда я шла к вам в детский сад, налетел вдруг сильный ветер, и бросил мне под ноги конверт. А когда всё стихло, я подняла конверт и принесла в детский сад. Вот он перед вами. Какой красивый! Посмотрите, на нём что-то нарисовано.

- Давайте раскроем конверт и посмотрим, что там внутри. Какой необычный конверт…. От кого же он? Сейчас я прочитаю письмо, и мы всё узнаем.

- Ой-ой-ой! Ребята, письмо-то от Солнышка…

«Дорогие ребята! Я прошу вас, помогите. На время зимы я прячу свои лучики от холода. Вот пришла пора расправить их, чтобы обогреть всю землю. Но я никак не могу это сделать, мои лучики запутались и утратили былую силу. Пожалуйста, помогите! Сделать меня очень трудно, но я знаю, что вы умелые ребята и не боитесь трудностей. Перед вами стоит 3 задачи:

  1. Узнать о празднике «Масленица»;

  2. Поиграть в игру «Собери солнце»;

  3. Распутать мои лучики.

Я очень надеюсь на вас, ребята! Только вы меня можете спасти!».

- Ну что, поможем Солнышку?

- Начнем с первого задания. Давайте поподробнее узнаем о русском народном празднике «Масленица».





Ответы детей:

Это солнце

Дети достают из конверта письмо, задание в папках и полоски бумаги желтого и оранжевого цветов













Ответы детей

3






ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей раньше веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца.

- Это был один из самых любимых в народе праздников.

Слайд№4

Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины и угощать ими, потому что блины - это символ Масленицы.

- Ребята, как вы думаете, почему блин символ Масленицы?

С приходом весны солнце начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку. найдете?

Слайд№5

- Правильно! Солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.

Ребята, как вы думаете, почему Масленицу называют «широкая»?


-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы

- Правильно! У каждого дня недели есть свое название и особенности празднования.

Слайд№7

Понедельник назывался «Встреча». В этот день на улицах города встречали и наряжали чучело Масленицы, устанавливали качели, возводили снежные горки.

Слайд №8

Второй день Масленицы - «Заигрыши». С самого утра все ели блины, устраивали поездки на лошадях, воздвигали снежные городки.

А самое любимое дело детей и взрослых на Масленицу - кататься на санках.

Слайд№9

Третий день Масленицы - «лакомка». В этот день люди лакомились блинами, которые пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.

Слайд№10

Четвертый день Масленицы - «Разгуляй». В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Слайд№11

Пятый день Масленицы – «Тещины вечерки». Считалось, кто не катается в этот день на качелях, с горок, на санках, тот состарится больным и одиноким. Поэтому из всех домов выходили люди, оставляли домашние дела и радовались прощанию с зимой.

Слайд№12
Шестой день Масленицы - «Золовкины посиделки». В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Слайд№13
Седьмой день Масленицы – «Прощеное воскресенье». В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения. За вину свою, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные.

- Вот мы с вами и узнали поподробней про праздник масленицу, теперь можем смело переходить ко второму заданию - поиграть в игру «Собери Солнышко». Катя, Таня, Леша и Марина будут собирать солнце из этого конверта, а Андрей, Маша, Матвей и Лиза – из этого. Подойдите к столу.










Ответы детей:

Потому что блин напоминает солнышко


Ответы детей


Ответы детей:

Масленица длится целую неделю.

Ответы детей



































Дети выполняют задание, затем переворачивают конверт и смотрят, правильно ли они собрали солнце.


4


Физминутка

- Молодцы! Все отлично справились с заданием. Давайте немножко отдохнем, подходите ко мне.


В свободной форме повторяют движение за воспитателем

5







Практическая работа

- Присаживайтесь за столики. Нам осталось выполнить последнее и самое главное задание! Помните, в конверте Солнышко прислало нам полоски бумаги? Нам надо сделать Солнце из этих полосок, такое же, как нарисовано на конверте.

- Посмотрите, какие лучики у Солнышка?

- Лучики у солнышка одинаковые по размеру?

- Какого цвета большой лучик?

- Какого цвета маленький лучик?

- Сережа, скажи всё вместе, из каких лучиков сделано наше Солнце?

- Садитесь за стол, попробуем вместе собрать солнышко. У каждого из вас есть бумажные полоски.

- Какого цвета у вас полоски? Скажи, Таня.

- Возьмите полоску желтого цвета и склейте её также, как я. Получился большой желтый лучик. Отложите его в сторону. Возьмите красную полоску и согните её пополам. Разрежьте полоску ножницами.

- Как вы думаете, зачем мы разрезали красную полоску пополам?

- Одну половинку полоски положите на тарелочку. А из другой половинки склейте маленький красный лучик также, как я.

- Какие красивые и аккуратные лучики у вас получились. Сейчас я по очереди приклею ваши лучики и у нас получится Солнышко.


Ответы детей:

Круглые

Разные, сначала лучик большой, затем - маленький

Желтого

Красного

Наше Солнце сделано из больших желтых лучиков и маленьких красных




Ответы детей



Ответы детей

Мы разрезали красную полоску пополам, чтобы сделать маленький лучик для солнышка.


Наблюдают за действиями воспитателя.

Выполняют работу

6



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия

- Что же мы с этим солнышком будем делать?

- Давайте украсим Солнышком нашу группу. Оно будет нас радовать и согревать своими лучиками! Все будут приходить и удивляться, как в нашей группе красиво и тепло.

- Мы с вами хорошо потрудились. Сегодня на полдник нас ждут вкусные блины!

Ответы детей










Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
(Солнце)