1 | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Зовут меня Татьяна Николаевна. И я очень рада всех вас увидеть! - Ребята, какое сейчас время года? - Какие вы знаете зимние месяцы? - Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? - Что это за праздник? - В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к приходу весны – празднуют Масленицу. Слайд№1 Это один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особенным размахом. Слайд№2,3 Во время празднования, люди зовут солнце, просят его поскорее растопить зимние снега. Чтобы природа очнулась от зимнего сна и украсила землю коврами из цветов и трав… | Дети здороваются. Ответы детей: Зима Декабрь, январь, февраль Масленицу Это время, когда зима встречается с весной |
2 | Мотивация | - Ребята, а вы знаете, что сегодня со мной приключилось? Сегодня утром, когда я шла к вам в детский сад, налетел вдруг сильный ветер, и бросил мне под ноги конверт. А когда всё стихло, я подняла конверт и принесла в детский сад. Вот он перед вами. Какой красивый! Посмотрите, на нём что-то нарисовано. - Давайте раскроем конверт и посмотрим, что там внутри. Какой необычный конверт…. От кого же он? Сейчас я прочитаю письмо, и мы всё узнаем. - Ой-ой-ой! Ребята, письмо-то от Солнышка… «Дорогие ребята! Я прошу вас, помогите. На время зимы я прячу свои лучики от холода. Вот пришла пора расправить их, чтобы обогреть всю землю. Но я никак не могу это сделать, мои лучики запутались и утратили былую силу. Пожалуйста, помогите! Сделать меня очень трудно, но я знаю, что вы умелые ребята и не боитесь трудностей. Перед вами стоит 3 задачи: Узнать о празднике «Масленица»; Поиграть в игру «Собери солнце»; Распутать мои лучики. Я очень надеюсь на вас, ребята! Только вы меня можете спасти!». - Ну что, поможем Солнышку? - Начнем с первого задания. Давайте поподробнее узнаем о русском народном празднике «Масленица». | Ответы детей: Это солнце Дети достают из конверта письмо, задание в папках и полоски бумаги желтого и оранжевого цветов Ответы детей |
3 | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | - Чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей раньше веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. - Это был один из самых любимых в народе праздников. Слайд№4 Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины и угощать ими, потому что блины - это символ Масленицы. - Ребята, как вы думаете, почему блин символ Масленицы? С приходом весны солнце начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку. найдете? Слайд№5 - Правильно! Солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета. Ребята, как вы думаете, почему Масленицу называют «широкая»? -Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы - Правильно! У каждого дня недели есть свое название и особенности празднования. Слайд№7 Понедельник назывался «Встреча». В этот день на улицах города встречали и наряжали чучело Масленицы, устанавливали качели, возводили снежные горки. Слайд №8 Второй день Масленицы - «Заигрыши». С самого утра все ели блины, устраивали поездки на лошадях, воздвигали снежные городки. А самое любимое дело детей и взрослых на Масленицу - кататься на санках. Слайд№9 Третий день Масленицы - «лакомка». В этот день люди лакомились блинами, которые пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. Слайд№10 Четвертый день Масленицы - «Разгуляй». В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Слайд№11 Пятый день Масленицы – «Тещины вечерки». Считалось, кто не катается в этот день на качелях, с горок, на санках, тот состарится больным и одиноким. Поэтому из всех домов выходили люди, оставляли домашние дела и радовались прощанию с зимой. Слайд№12 Шестой день Масленицы - «Золовкины посиделки». В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Слайд№13 Седьмой день Масленицы – «Прощеное воскресенье». В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения. За вину свою, за досады друг у друга наши предки с открытой душой просили прощения и молили позабыть обиды. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. - Вот мы с вами и узнали поподробней про праздник масленицу, теперь можем смело переходить ко второму заданию - поиграть в игру «Собери Солнышко». Катя, Таня, Леша и Марина будут собирать солнце из этого конверта, а Андрей, Маша, Матвей и Лиза – из этого. Подойдите к столу. | Ответы детей: Потому что блин напоминает солнышко Ответы детей Ответы детей: Масленица длится целую неделю. Ответы детей Дети выполняют задание, затем переворачивают конверт и смотрят, правильно ли они собрали солнце. |
5 | Практическая работа | - Присаживайтесь за столики. Нам осталось выполнить последнее и самое главное задание! Помните, в конверте Солнышко прислало нам полоски бумаги? Нам надо сделать Солнце из этих полосок, такое же, как нарисовано на конверте. - Посмотрите, какие лучики у Солнышка? - Лучики у солнышка одинаковые по размеру? - Какого цвета большой лучик? - Какого цвета маленький лучик? - Сережа, скажи всё вместе, из каких лучиков сделано наше Солнце? - Садитесь за стол, попробуем вместе собрать солнышко. У каждого из вас есть бумажные полоски. - Какого цвета у вас полоски? Скажи, Таня. - Возьмите полоску желтого цвета и склейте её также, как я. Получился большой желтый лучик. Отложите его в сторону. Возьмите красную полоску и согните её пополам. Разрежьте полоску ножницами. - Как вы думаете, зачем мы разрезали красную полоску пополам? - Одну половинку полоски положите на тарелочку. А из другой половинки склейте маленький красный лучик также, как я. - Какие красивые и аккуратные лучики у вас получились. Сейчас я по очереди приклею ваши лучики и у нас получится Солнышко. | Ответы детей: Круглые Разные, сначала лучик большой, затем - маленький Желтого Красного Наше Солнце сделано из больших желтых лучиков и маленьких красных Ответы детей Ответы детей Мы разрезали красную полоску пополам, чтобы сделать маленький лучик для солнышка. Наблюдают за действиями воспитателя. Выполняют работу |