СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: «Наши помощники - органы чувств»»

ГУ ЛНР РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» Луганское отделение












Конспект занятия на тему:

«Наши помощники - органы чувств»














Учитель-реабилитолог: Дерюгина Н.В.





Луганск 2023


«Органы чувств»



Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Задачи: Развивать сенсомоторные способности у детей, активизировать сенсорное восприятие, стимулировать органы чувств: слух, осязание, обоняние и вкус.

Обобщить и систематизировать знания детей об основных органах чувств человека: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Вызвать желание узнавать новое путём экспериментирования.

Развивать у детей творческие способности, познавательный интерес, умение делать выводы.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня у нас не обычное занятие — мы с вами будем говорить о наших особых помощниках. Они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники?

Дети: - Уши, глаза, нос, язык, кожа.

Учитель - Глаза, уши, нос, рот и руки – это части нашего тела, а еще их  называют органами чувств.

Я вам по секрету расскажу, как сегодня с ними приключилась очень неприятная история.

«Нос, глаза, уши, язык и кожа затеяли между собой спор, кто из них всех важнее и главнее.

Глаза кричат: «Мы главнее! Кто из вас может увидеть все краски природы, увидеть радугу!»,
«Нет, мы важнее! — кричат Уши, — Да без нас никто услышит что люди говорят друг другу!»,
«Что не говорите, я все - таки важнее! Без запахов жизнь станет очень скучной» — возмутился нос.
«Без меня, человеку будет сложно прожить - только я помогу отличить сладкое мороженое от кислого лимона!»
Тут и кожа ввязалась в спор: «без меня человек ничего не сможет! Каждый из вас нужен человеку для того, чтобы он в конце концов взял это в руки.»

Ребята, а как вы считаете, есть ли среди них кто-то самый важный? А как же узнать, кто из них прав? (Ответы детей)

Учитель: А может, мы попросим каждого из них рассказать о том, почему он считает, что он важнее и главнее остальных?

  1. Кожа

Учитель: Отгадайте загадку и скажите, о чем речь?

Любят труд, не терпят скуки, все умеют наши… (руки),
Все почувствовать поможет нам конечно наша… (кожа)

Этот орган называют органом осязания. Благодаря органу осязания мы ощущаем прикосновения, а также они дают понять нам что кошка, которую вы гладите – пушистая, доска – шершавая и твердая. Лёд холодный. Это и есть работа органа осязания.

А сейчас проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка».

Дидактическая игра «Волшебный мешочек с предметами».

Цель: Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, речь.

Описание игры: У ведущего мешочек с разными предметами. Далее дети по очереди подходят к Волшебному мешочку, опускают руку. находят предмет,определяют наощупь и называют его.

2.Глаза

Учитель: Отгадайте загадку и скажите, о чем речь?

На ночь два окошка

Сами закрываются,

А с восходом солнца,

Сами открываются. (Глаза)

Учитель - Молодцы! Глаза - это один из самых ценных органов чувств человека, а как называется способность видеть?

Дети: - Зрение.

Учитель: - Глаза помогают нам видеть. Есть такая поговорка: «Глаза - зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человека, можно узнать его характер и настроение. Например, глаза могут быть веселыми, внимательными. Какими еще?

Дети:- Умными, интересными, добрыми, задумчивым, грустными, печальным и т.д. (если дети не отвечают, воспитатель помогает, дети повторяют)

Учитель -  Вы подобрали замечательные слова! Молодцы! Скажите, для чего человеку нужен этот орган?

Дети: - Различать цвета, рисовать, смотреть кино, мультфильмы и т. д.

Учитель - Я приготовила для ваших глаз интересные задания.

Игра «Найди отличия»

Внимательно посмотрите на картинки и найдите отличия.

Давайте посчитаем, сколько отличий мы с вами нашли?

Что бы наши глазки были зоркими и здоровыми, надо их тренировать – делать зрительную гимнастику.

  1. Уши

Учитель: Еще одна загадка для вас.

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки,

А для этого нужны

Нашей Оле ... (Ушки)

Учитель: - Уши - это орган ощущения, а как называется чувство?

Дети: - Слух.

Учитель: - А теперь закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны, скажите, какие звуки вы слышите.

Песня: «От улыбки хмурый день светлей»

Учитель - Молодцы, все отгадали. Уши – тоже важный орган чувств.

Благодаря ушам мы с вами слышим, как поют птицы, шумит море, стучит дождь. А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т. д.)

Физминутка

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.

4.Нос

Учитель: Послушайте ещё загадку.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

Учитель: Нос - это орган чувства, а как называется чувство? (Обоняние). Есть ли у человека обоняние и как оно помогает нам в жизни?

Дети: С его помощью различают запахи, чтобы дышать, нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т. д.)

Учитель: Проведём эксперимент: проверим, сможете ли вы отгадать по запаху, что находится в этих капсулах (от киндер-сюрприза).

Дидактическая игра «Отгадай по запаху».

Цель: формировать умение различать запахи;

стабилизировать психическое состояние;

активизировать мышление и внимание;

формировать навыки саморегуляции.

Материал: набор капсул от киндер-сюрприза, наполненных ароматическими маслами: лимон, апельсин, яблоко, груша, лук, чеснок.

Описание игры: Дети получают по одной капсуле от киндера с запахом. Дети по очереди «обследуют» капсулу и рассказывают о своих ощущениях (например: у меня капсула с запахом лимона)

Учитель: - Итак, какие бывают запахи?

Дети: - Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. д.

Учитель: - Может ли запах предупредить человека об опасности?

Дети: - Можно почувствовать запах дыма при пожаре, или когда на плите что-то подгорело, если продукты плохо пахнут - они испортились и т.д.

Учитель: – Чтобы ваши носики были здоровы, предлагаю выполнить упражнения.

Дыхательная гимнастика

Давайте сделаем дыхательное упражнение: вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть (3-4 раза).

5.Язык

Учитель: - Следующая загадка.

Если бы не было его, не сказали - бы ничего. (Язык)

Так зачем нам язык?

Дети: - Ответ: чтобы кушать, разговаривать.

А еще, чтоб чувствовать вкус пищи. Различают сладкий, кислый, соленый и горький вкус. Вкусовые предпочтения у всех людей разные: одним нравится вкус банана, а вторым - яблоки. Кто-то любит соленое, другие - сладкое.

Но не все стоит пробовать на вкус. Например, что еще нельзя пробовать на вкус? (Нельзя без разрешения взрослых пробовать незнакомые продукты)

Учитель: - Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Отгадай по вкусу»

Ход игры: Дети закрывают глаза, воспитатель дает попробовать продукты, различные по вкусу. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например: «Это - лимон. Он кислый».

(Карточки с изображением продуктов. Дети описывают вкусовые качества.)

Если дети не справятся с задачи, помочь подсказками.


Пальчиковая гимнастика

Жили — были в домике Маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальчики) Стали гномики стирать. (тереть кулачками друг о друга).

Разукрашивание на тему: «Органы чувств»
Рефлексия

Учитель: Ну, вот мы с вами отгадали все загадки и познакомились с органами чувств. Назовите их.

(Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.)

Сегодня вы узнали много интересного об органах чувств. Вы должны беречь их и ухаживать за ними.