СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Наше питание в разное время года" в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании», модуль «Две недели в лагере здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Наше питание в разное время года" в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании», модуль «Две недели в лагере здоровья»»


Конспект занятия 

в рамках реализации программы

«Разговор о правильном питании», модуль «Две недели в лагере здоровья»


ТЕМА: Наше питание в разное время года.

Цель занятия: помочь учащимся познакомиться с изменением рациона питания в разные времена года, показать основные отличия рациона питания в зимний, весенний, летний и осенний периоды.

Задачи:

  • сформировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания;

  • познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков;

  • познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов;

  • расширить представление о традициях питания своего народа, формировать чувство уважения к культуре своего народа.

  • Формировать личностные УУД:

нацелить на здоровый образ жизни, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения, способность к моральной самооценке.

  • Регулятивные УУД:

- работать по предложенному учителем плану;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

  • Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

  • Коммуникативные УУД:

Формулировать и отстаивать собственное мнение, учитывая иные


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Организационный момент. Настрой на рабочий лад.

- Добрый вечер всем: взрослым и детям! Я рада видеть всех вас на нашем мероприятии.

- Давайте поприветствуем друг друга.

- Вам всем надо не просто сказать слово ЗДРАВСТВУЙТЕ, а его пропеть. Причём будет петь та группа, к которой я буду обращаться. Будьте внимательны, отвечайте на моё приветствие только те, к кому я буду обращаться.

- Здравствуйте, девочки, здравствуйте!

= Здрав-ствуй-те!

- Здравствуйте, мальчики, здравствуйте!

= Здрав-ствуй-те!

- Здравствуйте, взрослые, здравствуйте!

= Здрав-ствуй-те!

- Здравствуйте, здравствуйте ВСЕ!

= Здрав-ствуй-те!

Голосов чудесных пенье

Нам подарит настроение.

(дети садятся за парты)

- Что мы желаем друг другу, когда говорим слово ЗДРАВСТВУЙТЕ?


2. Определение темы занятия. Целеполагание.

_Давайте определим тему нашего разговора.


1) - Древнегреческий философ Сократ говорил: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»

Как вы понимаете это выражение?

- А каким должно быть наше питание?

(Пища должна быть разнообразной, полезной, витаминной. В ней должны присутствовать жиры, углеводы, белки и витамины.

- Сколько их должно быть, давайте вспомним «Пищевую тарелку» школьника.)

На доску вывешивается тарелка и таблички с названием веществ.

2). На доске выставка сказок

По щучьему веленью

Снегурочка

Снежная королева

Маша и медведь

Гуси-лебеди

Морозко

- К какому жанру литературы относятся данные произведения? (Это народные сказки)

- На какие 2 группы вы бы их разделили?

(подсказка: картинка лета и картинка зимы)

- А чем отличается лето от зимы. Какие сезонные изменения характерны для них?

НА ДОСКЕ


ЛЕТО ЗИМА


- Как вы думаете, влияют ли сезонные изменения в природе на организм человека?

- Как? Каким образом?


- Будет ли пища зависеть от сезонных изменений?

- Рацион питание, в отличие от режима питания, может и должен меняться. Причиной таких изменений могут быть разные факторы, в том числе и сезонные изменения.

- О чём же мы будем говорить сегодня на занятии?

ТЕМА: Наше питание в разное время года.

НА ДОСКЕ

НАШЕ ПИТАНИЕ

(добавляется после объявления темы)

ЛЕТО ЗИМА

- Какую главную задачу поставим перед собой?

1. Узнать, что надо есть в разное время года (о рационе питания в жаркое и холодное время года)

На доске

Девиз нашего занятия:

Прежде, чем за стол мне сесть,

Я подумаю, что съесть.

Вначале давайте проведём разминку, проверим, как вы усвоили предыдущие темы курса «Разговор о правильном питании, а самое главное – применяете ли вы полученные знания на практике, т. Е. в жизни

Игра-разминка «О себе» (И очень честно!).

- Разноцветными кружками на полоске бумаги дети выражают свое отношение к утверждениям. В результате получается цепочка: ДА – зеленый цвет, НЕТ – красный. (образец дан на слайде № 6)

- Родители то же участвуют – на своих листочках они ставят «+» - ДА, « - « - НЕТ

1. Я кушаю не менее 5 раз в сутки.

2. Перед едой я всегда мою руки с мылом.

3. Во время еды я не разговариваю, ем молча.

4. Я ограничиваю себя в употреблении сладкого.

5. Я ем всегда в одно и то же время.

6. Каждый день я ем фрукты.

7. Я ежедневно ем суп.

Самоанализ результатов разминки.

«О себе» (И очень честно!)

- Если вы серьезно относитесь к своему здоровью, соблюдаете правила питания, у вас должна получиться цепочка только из зеленых кружков.

- У кого так? Какой вы сделаете вывод?

(Дети анализируют свою цепочку, приходят к выводу: «Нам есть над чем поработать».)

3. Работа по теме занятия.

Инсценировка

Ренат. Ну и жарища, прямо как у нас на Волге.

Даша. А у нас в Сибири даже жарче летом бывает. В такую погоду только на речке хорошо. Петя, дай мне, пожалуйста, ещё попить.

Петя. Ой, а у нас вся вода уже закончилась! Как быстро мы всё выпили.

Роза Кузьминична. Это и неудивительно. В жару человек потеет. Капельки пота, выступающие на коже, охлаждают тело и защищают нас от перегрева. Но организм при этом теряет много жидкости, вот почему нам хочется пить.

Кстати, человек потеет и во время болезни, при высокой температуре. Вот почему врачи советуют больному пить больше.

Даша. У нас дома в жару все с удовольствием пьют квас, минеральную воду. А я люблю клюквенный морс.

Роза Кузьминична. А ты знаешь, Даша, что минеральная вода может быть столовой и лечебной? Для того чтобы утолить жажду, пить нужно только столовую.

Ренат. Кто-нибудь из вас пробовал кумыс?

Петя. Нет, а что это такое?

Ренат. Кумыс — напиток из кобыльего молока, он очень вкусный и полезный.

Даша. А вот есть в жару совсем не хочется, особенно жирную пищу.

Роза Кузьминична. Правильно, жирная пища тяжело переваривается в жаркую погоду.

Петя. Я, кажется, догадался, почему это так. Ведь жиры служат для нас источником энергии, а значит, помогают нам согреться. Летом и так тепло, поэтому в пище может быть меньше жиров.

Даша. Не случайно летом все с удовольствием едят холодные первые блюда — окрошку, зелёные щи из молодой крапивы или щавеля, свекольники. А зимой... вот уж когда хочется горячее первое.

Учитель: Все правильно!

  1. Беседа по теме.

Давайте обсудим, что вы узнали важного из разговора ребят.

- Почему летом хочется много пить?

- Что нужно пить летом?

- Какую минеральную воду можно пить?

Ведущая

! О воде сейчас нам расскажет педиатр.
Врач – педиатр
Вода очень нужна нашему организму. Она помогает нам расти, справляться со всякими болезнями, становиться сильными и крепкими. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. Особенно в жаркие, летние дни.
Ведущая
-А сколько это – достаточное количество?
Врач – педиатр :
-В среднем человек должен употреблять около 2 -2,5 литров воды в сутки, ведь человек на 80% состоит из воды, которая постоянно расходуется на обеспечение всех жизненно важных процессов в организме.
Не пейте воду во время еды. Правильнее пить воду перед едой, она «разбудит» желудок и заставит его активнее переваривать пищу.
-Если вы занимаетесь спортом или в летний день - вам надо выпить больше воды. Ведь на улице жарко, вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит большое количество жидкости. Вместе с потом из организма уходят и минеральные вещества, поэтому важно восстановить водно-солевой баланс организма. Следует увеличить количество употребляемой минеральной воды и соков. Это способствует поддержанию солевого баланса организма.
Ведущая
-«Сок жизни» - такое красивое название дал воде выдающейся ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Человек может прожить без воды не более 2-3 дней.
Вода – основа любого напитка. Очень полезен для здоровья в любое время года морс. Знаете, ребята, как готовится морс?
Ведущая
На этот вопрос нам ответит врач – диетолог.
Врач – диетолог.

-Если в кипяченую воду добавить немного ягод и сахара, получится этот полезный напиток. Перед употреблением его охлаждают. Очень полезны морсы из клюквы, брусники. Они содержат много витаминов, прекрасно утоляют жажду и помогают разбудить аппетит.

- Ребята, какие блюда вы предложите есть летом?

- А сейчас дети познакомят вас с некоторыми национальными блюдами.

  1. Холодник – холодное блюдо белорусской кухни и кухни жителей западной части России. По своему составу и принципу приготовления очень напоминает окрошку, издревне используемую жителями центральной части России.

Учитель: Это холодный суп на свекольном или щавелевом отваре, каком-то кисломолочном продукте.

  1. Тюря – блюдо русской и белорусской кухни, которую было принято есть в жаркую погоду. Основой в тюре является квас. В него добавляется черные хлеб, соль, редьку.

Учитель: Тюря - исконно русское блюдо. Еда бедняков. Отличная замена окрошки в жару. С чесноком и зеленью, со свежесделанными сухариками из ржаного хлеба, и всё это залито квасом. До чего же вкусно! И отлично утоляет голод!

  1. У жителей Средней Азии во время жары принято пить горячий чай. Считается, что при высоких температурах он лучше утоляет жажду, чем холодные напитки.

Учитель: Часто можно услышать от родителей: «Мой ребенок опять ничего не хочет есть, как быть? Что приготовить в жаркий, летний день?»

Отвечает врач - диетолог
-Чтобы пробудить аппетит, а так же, чтобы дополнить основные блюда витаминами и другими полезными веществами ежедневно включайте в летнее меню холодные закуски. Салаты из свежих и вареных овощей – прекрасный источник витаминов, таких как А, В, С, Е. Растущий организм постоянно нуждается в витаминах. Не нужно забывать о свежей зелени. Благодаря укропу, петрушке, луку, чесноку, листовому салату многие блюда приобретают удивительный вкус и аромат, а так же приносят много пользы.

Зима:

Учитель: В холодное время года наш организм нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии, которая позволяла бы адаптироваться к низкой температуре.

- Откуда зимой организм возьмет дополнительное количество тепловой энергии?

Это интересно: рацион питания народов живущих там, где преобладают низкие температуры, отличается обилием жирных блюд.

  • Какие блюда вы предпочтете зимой? Летом – холодные, а зимой?

Рассказ учителя:

В холодное время года повышаются энерготраты организма. Он нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии. Естественным ценным источником такой энергии являются жиры, при окислении которых выделяется тепло. Вот почему зимой мы с большой охотой едим продукты с высоким содержанием жира — жирное мясо, сало, копчености, масло. Количество их в рационе обязательно должно в этот период повышаться, что обусловлено естественными потребностями организма. Не случайно рацион питания народов, живущих там, где преобладают низкие температуры, отличается обилием жирных высококалорийных блюд.

Зимой наше ежедневное меню в основном представлено горячими блюдами.

Летом, при высоких температурах необходимость в «пищевом подогреве» отпадает. Поэтому в летнем меню присутствуют, главным образом, низкокалорийные блюда, уве-
личивается количество холодных блюд.

- Давайте спросим у диетолога каким может быть обед летом и зимой?
Врач – диетолог.
Освежающая окрошка или супчик жарким летом, ароматная солянка, густой наваристый борщ или вкуснейший рассольник морозной зимой – каждое блюдо особенно хорошо в свое время. Когда за окном холода, отдавайте предпочтение пище «согревающей» организм. Это, прежде всего острые наваристые блюда с перцем, луком; жирными сортами рыбы и мясом. Зимой обмен веществ активизируется, поэтому вам необходимо употреблять как можно больше витаминов. Много витаминов содержится в кислой капусте, в тертой моркови, во фруктовых и овощных соках. Очень хорошо зимой и весной пить настой шиповника.

Игра «Приготовь блюдо».

Задание: приготовьте традиционные русские блюда: дети борщ, родители – окрошку.

Борщ.

(выберите продукты, необходимые для приготовления блюда)

Продукты:

вода, молоко, чай, мясо, рыба;

картофель, капуста, свекла, огурец, помидор, лук, редис, зелень, сухофрукты, свежая ягода.

соль, сахар;

майонез, сметана.

макароны, рис, пшено, гречка;

масло растительное, масло сливочное.

Обсуждение в группах. Ответы ребят. Родители делятся рецептами окрошки.

  • Какое из этих блюд (борщ или окрошку) вы бы предложили Емеле? Почему?

  • А подошло бы это блюдо Снежной королеве?

  • Какие полезные продукты встретились в сказке «Гуси - лебеди»?

4. О фруктах и овощах

Что важно включать в рацион питания ежедневно и зимой, и летом, чтобы сохраняя ть и укреплять своё здоровье?

Овощи и фрукты полезные продукты. Об этом мы с вами уже не раз говорили.

- Что же можно приготовить из овощей и фруктов, как летом, так и зимой? (Ответы детей)

Ведущая
Он бывает всех цветов,
В нем витаминов куча.
Я пить его всегда готов
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный
И на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог
Пей скорей фруктовый … (сок)
Ведущая
Сок не только очень вкусный и полезный напиток, но и еще может быть замечательным лекарством.
Ведущая
- Давайте предоставим слово фитотерапевту.
Фитотерапевт.
Сейчас мы научимся, как получить сок редьки (демонстрация и объяснение).
1.Нужно разрезать редьку пополам и с помощью ложки выбрать часть серединки.
затем туда кладется немного меда. Очень быстро в подготовленное отверстие начинает поступать сок. Смешанный с медом он очень вкусен и полезен.
2. Для того, чтобы использовать капустный сок нужно снять несколько капустных листов и подавить их рукой. Затем эти листы с выступившим соком прикладывают к больному месту и привязывают бинтом.
3. Для того, чтобы получить сок лука, луковичку очищают, разрезают и кусочек натирают на терке. Полученную массу кладут в марлю и выжимают сок в ложку. Этот сок закапывают в нос при насморке – и никакой насморк тут не устоит! Можно добавить в эту массу капельку растительного масла, чтобы не было жжения в носу.

Ведущая
-Спасибо всем специалистам за советы и рекомендации.
-Человеку нужна разнообразная пища, в ней имеются не только питательные вещества, но и витамины, нужные для организма. Пищу необходимо правильно применять в разное время года.
-Пища дает нам силу для работы и движения, с ней вы получаете все необходимые вещества для роста. Пища должна быть разнообразная в различное время года. Я надеюсь, что вы запомнили все рекомендации наших специалистов и будете их применять в своей жизни.

5. ИГРА

Вредные или полезные продукты

- Выбирая продукты питания, о чём мы должны обязательно помнить? (Полезные ли для нас покупаемые продукты, пользу они нам принесут или вред?

6. Итог урока.

Время подвести итоги нашего разговора

1. Что узнали важного и интересного на занятии? Каким должно быть питание? (сезонным)

2. Перечислите основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды:

- увеличение потребляемой воды ….;

- использования овощей и фруктов ……;

- использование калорийной пищи …).

VI.Рефлексия.

  1. Я доволен работой …

  2. Я узнал …

  3. Мне было интересно ….

  4. Для меня было открытием …

  5. Мне захотелось …


Учитель: Я думаю, что ваше настроение станет еще лучше, потому что мы приготовили для вас небольшой сюрприз - сладкое, но полезное для здоровья угощение. Как вы думаете, о чем говорится:
Это сладкое лекарство.
Оно, друзья, полезно всем.
Похоже внешне на ириску,
Зовется он … (гематоген).
(Угощение детей гематогеном )

8. Домашнее задание:

1) - составить меню обеда своей семьи в разное время года

Девочки - для жаркого летнего дня;

Мальчики – для холодного зимнего дня (стр. 19 рабочей тетради «Две недели в лагере здоровья»);

2) - расспросить старших членов семьи о традиционных блюдах, которые им известны.