СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия. Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Тема: «Расписная сказка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной разработки является развитие творческих способностей детей посредством народной росписи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия. Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Тема: «Расписная сказка»»



муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития детей №117»













Конспект занятия.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Тема: «Расписная сказка»








Выполнила : Гумирова Г.Р.

воспитатель I квалификационной

категории








Оренбург 2019г.

Тема: «Расписная сказка»

Цель: . Продолжать формировать художественные способности детей посредством изучения Полхов-Майданской росписи.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: теоретической и практической работы.
Программное содержание:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с росписью Полхов — Майдана;

- учить компоновать элементы Полхов-Майданской росписи в орнаментальную композицию.

- познакомить детей с народными пословицами о труде народных умельцев.


Развивающие:

- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками;

- мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров;

--воспитывать у детей навыки сотрудничества, самостоятельности, любознательности, взаимовыручки; умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.


Предшествующая работа:

- знакомство детей с полхов-майданской , дымковской, городецкой росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические игры: «Продолжи узор»«Обведи узор» , «Народные промыслы» лото и др.

Словарная работа: Полхов – Майдан, «наводка», «заливка», «обводка», узор, орнамент.

Методинформационно-рецептивный, репродуктивный

Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателя; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе., раскрашивание раскрасок, рассматривание тематических альбомов.

Материалы: мультимедио, ИКТ ; цветные кружки для жребия ,картинки с изображением дымковских, городецких, полхов – майданских изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитные доски; образцы расписанных бочонков; бочонок ( жестяная баночка); гуашевые краски ; кисти синтетика № 1,№5 ; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки.

Структура занятия:

1.Организация детей.

2.Основная часть занятия.

  • Вводная часть 3мин.

  • Основная часть 10мин.

  • Заключительная часть10мин.

3.Окончание занятия.2мин.

Ход занятия:
1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Сегодня мы продолжим знакомство с одним из видов народного творчества – росписью по дереву ,также продолжим работу над подарком для мамы- расписная баночка.

2.Основная часть занятия.

Вводная часть.
Вос-ль: А теперь я приглашаю вас в сказку. В сказку необычную, созданную не с помощью слов, а искусно украшенную руками мастеров, кистью и красками- расписную сказку. С каких слов начинаются сказки, ребята? (ответы детей)

Работа с ИКТ.

Вос-ль: В некотором царстве, в некотором государстве жили – были мастера. И создавали они расписные чудеса – предметы декоративно-прикладного искусства.

1 слайд: Заголовок.
2 слайд: Посмотрите, мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице.

3 слайд: Среди этого многообразия есть такие предметы, которые искусно украсил художник, они нарядны и по-своему неповторимы.

4 слайд: Художники, словно волшебники преображают и украшают наш мир или другими словами декорируют предметы. 

5 слайд: Слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид». 

6 слайд: иллюстрация.

7 слайд: иллюстрация изделий росписи.

Основная часть.

Вос-ль: Ребята, послушайте пословицу:

«Красна птица перьем, а человек уменьем».

Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: ответы.

Вос-ль: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер. Это конечно относится и к нашим народным умельцам, которые создали вот эти красивые изделия.

(педагог обращает внимание детей на столик, на котором размещены иллюстрации с изображением полхов-майданских, дымковских и городецких изделий).

Вос-ль: Ой смотрите, ребята, кажется, у меня на столике перепутались все иллюстрации . Это картинки на ,которых изображены изделия народных мастеров. Как же нам теперь разобраться, где какая роспись?

Предложения детей.

Вос-ль: Вы поможете мне разобрать все это? Разложим иллюстрации по росписям.. Давайте разделимся на три компании .

Ходит сказка у ворот,

С нами водит хоровод,

Подарила для игры

Разноцветные круги.

(Воспитатель выставляет коробочку с кругами трех цветов).

Раз, два, три! Кружки бери ! (Дети выбирают кружочки)

Д/и «Перепутанные картинки»

Дети делятся на команды по цвету кружков. Желтые –Городецкая роспись; синие- дымковская роспись; красные-полхов-майданская роспись. На общем столе лежат спутанные картинки. Задание: нужно найти иллюстрации соответствующие каждой росписи и закрепить их на мольбертах.

Вос-ль:Готовы?

Ответы детей.

Вос-ль: Желтая команда расскажите : изделия какой росписи на вашем мольберте?(городецкая роспись)

Ответы детей.

Вос-ль: А как вы догадались, что это именно городецкая роспись? Расскажите, какой орнамент мастера используют в городецкой росписи ?

Ответы детей. (цветы, лошадки, птицы,люди, листья)

Вос-ль: Синяя команда расскажите : изделия какой росписи на вашем мольберте

Ответы детей :Дымковские игрушки.

Вос-ль: А как вы догадались, что это именно дымковская роспись? Расскажите, какие узоры мастера используют в этой росписи ?

Ответы детей :(Круг, точка, прямая и волнистая линия, кольцо, сеточка, мазок, геометрический узор)

Вос-ль: Красная команда расскажите : изделия какой росписи на вашем мольберте?

Ответы детей : полхов-майданскоя роспись.

Вос-ль: А как вы догадались, что это именно полхов-майданская роспись? Какой орнамент мастера используют в этой росписи ?

Ответы детей.

Вос-ль: молодцы, вы все справились с заданием. Ребята , а кто мне скажет : чем отличаются дымковские игрушки от городецких и полхов-майданских изделий?

Ответы детей: дымковская игрушка сделана из глины, а полхов-майданские городецкие предметы из дерева.

Вос-ль: спасибо вам большое за помощь. Я поняла ,что вы знаете много о народных росписях . Теперь мы можем вернуться в нашу сказку в чудесное место где живут чудо мастера.

(дети располагаются полукругом перед экраном, на поласе)

Работа с ИКТ.

8 слайд: Есть такое село в Нижегородской области – Полхов-Майдан. А вокруг села – леса и поля. Дома стоят в нем очень тесно, прямо как на городских улицах – один к одному.

9 слайд: И за каждым домом в огороде обязательно стоит еще маленькая избушка – мастерская. В ней медово пахнет липой, везде развешен столярный инструмент, стоит верстак, к нему приложен токарный станок. Здесь и вытачивают мужчины из длинных липовых кругляшек игрушки для детей и другие предметы.

10 слайд: Также вытачивают мастера и традиционную русскую посуду: солонки, чаши, сахарницы, самовары, коробочки, а ещё пасхальные яйца.

11 слайд: Но самое известное изделие Полхов-Майдана – матрёшка. расписывают их только женщины – мастерицы -рукодельницы.

12 слайд: иллюстрации.

13 слайд: Полхов-Майданские матрешки.

14 слайд: основные элементы росписи.

15 слайд: основные элементы росписи.(наводка)

16 слайд: орнамент

17 слайд: изделия Полхов-Майданской росписи.

18 слайд: изделия Полхов-Майданской росписи.

Вос-ль: ну вот ребята, мы побывали в сказочной росписной стране мастеров- умельцев. Мы устали , давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Будем дружно рисовать,
И картины создавать.

Вос-ль: о мастерах придуманы замечательные пословицы в народе:«Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит».

Вос-ль: вот например:«Красна птица перьем, а человек уменьем».

Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: ответы.

Вос-ль: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер. Это конечно относится и к нашим народным умельцам, которые создали вот эти красивые изделия.

Вос-ль: Вот еще одна пословица: «Хорошая работа два века живет».

Вос-ль: Посчитайте пожалуйста сколько слов в пословице «Хорошая работа два века живет».

Дети: считают и отвечают (5 слов )

Вос-ль: Молодцы. правильно справились с заданием!

Вос-ль: Ребята, а вы хотите стать умельцами рукодельцами и перенести эту красочную сказку в нашу группу? Сделать наши поделки еще красивее? Ведь мы готовим подарок маме, а он должен быть обязательно сказочным. Хотите,хорошо. Давайте займем наши рабочие места.

(дети рассаживаются за столы)

Вос-ль: прежде чем начнем скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый.

Вос-ль: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?

Дети: художники смешивают цвета

Вос-ль: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?

(Воспитатель приглашает к доске 3 детей для выполнения задания.)

Д/и «Цветные примеры»

Красный+желтый= оранжевый

Синий+желный=зеленый

Синий+красный=фиолетовый

Вос-ль: молодцы. Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем..

Зрительная гимнастика

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Заключительная часть.

Вос-ль: Давайте вспомним порядок выполнения работы .Сначала рисуем контур цветка. Он выполняется чёрным цветом ,а называетяся наводкой. Эта работа у нас выполнена . Затем цветок закрашивают жёлтой краской(заливка), а сверху наносят сочные мазки красного цвета. Только маленькое жёлтое пятно остаётся в середине цветка. Цвет для листьев составляют на палитре. Надо смешать зелёную краску с синей и полученным цветом закрасить листья. Вы можете использовать готовые зелёные и фиолетовые краски, а можете получить нужный цвет путём наложения красок одна на другую.

Пальчиковая гимнастика.

  «Пальчики»

Мы сегодня рисовали,        Сгибание и разгибание пальцев.

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут,        Встряхнуть руками перед собой.

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведем,         Энергично отвести локти назад.

Снова рисовать начнем.

(Дети рисуют. Воспитатель напоминает, если потребуется, о приемах рисования, об аккуратности, обращает внимание на плакат с полхов-майдановскими узорами.)

Индивидуальная работа.

Вос-ль: Для тех ,кто закончил заливать цвет , я напоминаю об обводке рисунка черным контуром .

3.Окончание занятия.

Вос-ль: Заканчиваем работу. Мне и нашим гостям очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои баночки и ставим на стол для полного высыхания. Вы огромные молодцы! Вам понравилось быть мастерами? Мы с вами теперь можем сами писать красивую, красочную, разноцветную сказку из узоров.

4.Рефлексорно - оценочная.

Рассматриваем баночки.Обсуждаем, что понравилось, что вызвало затруднение.

Вос-ль: Ребята скажите , что нового вы сегодня узнали, что вам запомнилось?

Пословицу вы запомнили о мастерах?

Ответы детей.

Вос-ль: вы выполнили сегодня всю работу? На каком этапе росписи вы остановились? На «заливке» или на «обводке»? На следующем занятии продолжим обязательно ,ведь вы должны порадовать мам красивым подарком! А сегодня вы потрудились на славу, за это получаете красивые цветочки , чтобы сказка продолжалась и в вашем доме.