«Отворите волшебные двери добра, доверия и вежливости»
Цели и задачи:
выявить знания о правилах поведения,
учить детей доброте, отзывчивости, честности,
воспитание самостоятельности, честности.
Оборудование: пословицы и поговорки о доброте и вежливости, сочинения детей на тему «Что такое вежливость и доброта», фонограммы песен «Если добрый ты», «Улыбка», рисунки детей «Делай добро», «Помоги тем, кому трудно».
Оформление доски: высказывания
1. «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе»
2. «Сознание сделанного добра является высшей наградой для человека»
3. «Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков» (Конфуций)
4. «Дружба - самое необходимое в жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага». (Конфуций)
5. «Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков». Аристотель
Ход занятия.
Воспитатель. Уважаемые ребята, мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О каких? Послушайте всем известную песенку и спойте её вместе. (фонограмма «Если добрый ты»)
Воспитатель. Чему учит эта песня? (Доброте)
Воспитатель. Тема занятия «Отворите волшебные двери добра, доверия и вежливости».
Воспитатель. Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. А как вы понимаете, что значит быть вежливым человеком? До19 века слово «вежа» означало «знаток»,- тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Я хотела бы познакомить вас с правилами вежливости.
ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек всегда приветлив и внимателен к другим.
Воспитатель. Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я буду называть ситуацию. А вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней.
Игра «Вежливо - невежливо».
Поздороваться при встрече…
Толкнуть, не извиниться…
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
Не встать, обращаясь к учителю…
Не уступить место пожилому человеку…
Взять билет в трамвае…
Воспитатель. Я бы хотела обратить внимание на 4 правило. О том, что, обращаясь к учителю, надо встать. Это правило имеет свою историю. Всегда, обращаясь к старшему, человек должен встать. А теперь поговорим о поступках с позиции воспитанного человека. Определите правильность решения ситуации.
Ситуация 1.
Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу он случайно задел свою одноклассницу. наткнулся на учительницу; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.
-Как вы думаете, повлияла ли спешка Олега на настроение окружающих?
Ситуация 2.
Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.
-Каким будет настроение Игоря?
Ситуация 3.
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
-Какие ошибки он допустил?
Ситуация 4.
Одна девочка жаловалась маме:
-Во дворе один мальчик зовёт меня Галька.
-А как ты его зовёшь?- спросила мама.
-Я ему просто кричу: «Эй ты!»
- Права ли Галя?
Воспитатель. Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Помните, к окружающим надо относиться так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.
-А сейчас группа ребят исполнит частушки.
Балалайка, три струны,
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Лида в круг вбежала смело,
Катя завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Слазить Вову на чердак.
Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната,
«Ух, народу
сколько тут.
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!»
-Убери свою кровать.
-Я бы ,мама, убрала.
Только я ещё мала.
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Может всё он смастерить,
Только здравствуй и спасибо
Не умеет говорить.
Воспитатель. Вот такие случаи происходят с детьми. А у вас так бывает?
Ответы учащихся.
Воспитатель. А сейчас мы проверим, знаете ли вы вежливые слова.
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
1. Растает ледяная глыба
От слова тёплого (Спасибо)
2.Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
3.Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
4.Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь,(здравствуйте)
5.Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)
6.И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите.
я вас благодарю.
Воспитатель. Очень часто вежливость помогает выйти из сложной ситуации и даже спасти от опасности.
Вежливый кролик (Мексиканская сказка)
Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шёл из чащи домой. Как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры. Потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не вошёл сразу в пещеру. Он вежливо спросил:
- Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь?
Услышав голос Кролика, змея, от радости забыв об осторожности, ответила:
- Заходи, Кролик!
Узнав голос змеи, Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:
- Простите, я не знал, что здесь занято, и кто-то здесь живёт, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить.
Он со всех ног бросился бежать домой.
Змея, разозлившись, с ужасом зашипела.
- Ох уж эти мне вежливые кролики.
Воспитатель. Понравилась сказка?
- А вас когда-нибудь выручала вежливость?
- Скажите, вежливый человек может быть злым?
Воспитатель. Конечно, нет! Ведь вежливость, тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Послушайте стихотворение «Если вы вежливы».
Ежели вы
вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе
А не для виду
В автобус
Вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели
Вы вежливы,
То в разговоре с тётей
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
Тому,
кто послабее,
Вы будете
Защитником
Пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я,
Гулял он с важной нянею,
Ребёнку воспитание.
Был этот мальчик
И ,право, очень мил.
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» -говорил.
Нет, если же вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу не берите!
И ежели вы
Вежливы,
То сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы-
То есть сами.
Стихотворение «Любочка» А. Барто.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе,
Кто не знает Любочку?
Любу знают все,
Девочки на празднике
Соберутся в круг,
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка
В трамвае-
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигает,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
Это детские места!
-Ну, садись!- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей её красе.
Считается, что
Девочки
Бывают очень грубыми.
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
Воспитатель. А есть ли у нас такие Любочки? Будем считать, что нет.
Что такое доброта? «Добро»…- что скрыто за этим словом из 5 букв?
(Зачитываются отрывки из сочинений детей)
- Какой тайник человеческой души открывается этим ключом?
Доброта - это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного.
Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое свойство - доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой и даже прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.
- Как вы считаете, какого человека можно назвать добрым?
Воспитатель. Добро начинается с любви к живому. Добрый человек - это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит, охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце.
А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н. Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле.
«Белка и волк» Л.Н. Толстой
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел её съесть. Белка стала просить: «Пусти меня».
Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там наверху - все играете, и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я тебя боюсь». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
-Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
-Какова главная мысль? (хорошо тому, у кого доброе сердце.)
Воспитатель. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и даже прекрасной.
«Сейте разумное, доброе, вечное» - сказал когда-то поэт Н.Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
Добро начинается с любви к живому.
Добрым быть совсем.
Совсем не просто,
Не зависит доброта
От роста,
Не зависит доброта
От цвета.
Доброта не пряник,
Не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель. Совсем необычный случай произошёл в 1941 году с одним лейтенантом Советской Армии. Потеряв товарищей, истекая кровью, он ползком добрался до старой заброшенной мельницы, кое-как забрался в неё и потерял сознание. Очнулся среди ночи, и от страха мурашки забегали по спине: вокруг передвигались фосфоресцирующие огоньки, чьи-то глаза, много глаз… Постепенно уяснил: кошки. Вся мельница была населена - перенаселена кошками. Поблизости находилась деревня. Немцы сожгли её, жителей угнали. И кошки с пепелища сбежались сюда. Здесь был кров, где можно спрятаться от непогоды и была пища - много мышей.
Так началось это необыкновенное сожительство: раненый человек и полсотни кошек… Сперва они приняли его враждебно: боялся - вот-вот выцарапают глаза; как набросятся все разом - не сдобровать! Но постепенно дикари свыклись с его присутствием, некоторые стали подходить, тереться, мурлыкать,- вероятно, вспомнили прежнее житьё-бытьё, хотя одичать успели уже изрядно.
Лейтенант кормил их хлебными шариками - лепил колобки мучной пыли. Раз кошки приволокли голубя, в другой раз кролика. Лейтенант всё съел. Мало-помалу отлёживался, поправлялся; ждал лишь, когда сможет подняться на ноги.
А кошки куда-то уходили, возвращались, плодились. По всем углам пищали котята. Только если пропадал котёнок - беда: примчатся матери, опять береги глаза.
Так шли дни: лейтенант уже прикидывал, когда сможет проситься с этим кошачьим убежищем, приютившим его, как вдруг однажды под вечер нагрянули немцы.
Было уже довольно темно, когда внезапно раздалась чужая речь, загремели кованые сапоги, очевидно фашисты хотели устроить здесь ночлег.
Это шла часть отряда карателей, направленных против партизан… Они сбились с пути и решили дождаться утра. Если он попадёт им в руки – конец…
Но едва передний из них, поднявшись по шатким ступеням, переступил порог мельницы, навстречу, вдруг раздался такой оглушительный дьявольский концерт, что не выдержал бы даже смелый и сильный. Кошки взвыли все разом. Вслед затем что-то тёмное пронеслось по воздуху и впилось в лицо гитлеровца. Это был большой чёрный кот, глава хвостатой колонии, страшно злобный и неподкупный. Его нападение нагнало на гитлеровского вояку такой ужас, что тот попятился, свалился с лестницы и увлёк в своём падении других. Немцы с позором отступили от мельницы, даже не остались ночевать. Опасность миновала.
А утром пришли наши партизаны. Они забрали с собой лейтенанта. Перед уходом, прощаясь с кошками, он попросил: «Как- то отблагодарить бы их. Ведь друзья… Без них, пожалуй, не было бы меня в живых!.. Может, еды, что ли дать».
У партизан были кое-какие припасы. Они разложили куски мяса и сала на ступеньки лестницы, на порог и ушли.
Воспитатель. Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных, да и самой природы.
Давайте делать добро людям и природе, и нам всем вместе будет лучше жить.
Воспитатель. Я уверена, что сегодня, после нашего с вами разговора, в ваших сердечках добра стало немного больше, вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому. Вы не станете равнодушными к чужой беде.
Воспитатель. О каких важных качествах человека мы сегодня говорили?
- Что для себя взяли?
- Изменится ли ваше отношение к окружающим в лучшую сторону?
Воспитатель.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя Доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
В заключении исполняется песня «Улыбка»
4