Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста
Занятие на тему: «Овощи»
Цели:
-коррекционно-образовательные: закрепить знания детей об овощах; учить составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
- коррекционно-развивающие: развивать умение детей логически мыслить, расширять словарь; развивать внимание, мышление, память.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.
Оборудование: демонстрационный материал — картинка сбора овощей, овощи, муляжи или картинки овощей, картинно-графический план; мешочек, раздаточный материал – листочки с заданием, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент
Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний... (урожай).
Основная часть
Показать картинку сбор урожая. Что делают люди на поле? (собирают урожай.)
Где растут овощи? (в поле, в огороде, на грядке.) Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки.
Отгадывание загадок
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко
Под кустом… (картошка)
Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный, спелый… (помидор)
Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?… (репка)
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она…(редиска)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи… (капуста)
Черна, горька,
А от ста болезней поможет… (редька)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке — жёлтый и солёный…(огурец)
Он бывает, дети, разный –
Жёлтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)
В огороде жёлтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена…(тыква)
Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке…(кабачок)
Кто в земле укрылся ловко?
Это рыжая… (морковка)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а…(лук)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова…(свёкла)
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки…(горох)
Он кусает, но не пес.
Зубок есть. Но где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это, скажи?…(чеснок)
- Осенью на огородах собирают урожай овощей. Урожай каких овощей собирают люди осенью? (свёклы, огурцов, редиски, картофеля и т.д.) Показать картинки овощей и спросить: «Как убирают этот овощ?»
Например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — ... (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — ... (срывают)
Капусту — ... (срезают)
Картофель — ... (выкапывают)
- Как мы можем употреблять овощи в пищу? (Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солёными).
- Что мы можем приготовить из овощей? (Из них делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ.
Овощи заготавливают на зиму).
- Зачем человеку есть овощи? (Они полезны, в них много витаминов).
Игра «Чудесный мешочек» (выставляются муляжи или картинки овощей).
Составление описательного рассказа об овощах по картинно-графическому плану
Что это? Какой на ощупь? Какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?
Рассмотреть две пары овощей и сравнить их.
Огурец и помидор
Огурец: какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.)
Помидор: какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)
Чем они отличаются? (Огурец — овальный, а помидор — круглый. Огурец — зелёный, а помидор — красный.)
Чем они похожи? (Огурец — вкусный и помидор — вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.) (Рассмотреть еще две пары овощей.)
Физкультминутка
В огород пойдем, урожай соберем - дети идут по кругу, взявшись за руки,
Мы морковки натаскаем, - «таскают»,
И картошки накопаем, - «копают»,
Срежем мы кочан капусты, - «срезают»,
Круглый, сочный, очень вкусный - показывают руками,
Щавеля нарвем немножко - «рвут»,
И вернемся по дорожке - идут по кругу, взявшись за руки.
Дидактическая игра «Назови ласково» (по картинкам с изображением овощей)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки).
Например: это большая редиска, а это маленькая ... редисочка, это большой перец, а это маленький ... перчик. (Аналогично по каждому овощу.)
Дидактическая игра «Один - много»
Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах.
Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д.
Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам)
Согласование числительных с существительными.
Например: одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...и т.д.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё?»
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называют:
Например: Чей это овощ? — Чья капуста? — Моя капуста. Чья это репа? — Это моя репа.
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Образование прилагательных от существительных.
Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.) Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.) Суп из картофеля. Суп какой? (Картофельный). Салат из моркови? … Салат из капусты? … Салат из овощей?... Суп из гороха?... Пюре из картофеля? … Икра из кабачков?...
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Например: красный помидор, желтая репа.
Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:
Вкусный? Сочный? Ароматный?
Вкусная? Сочная? Ароматная?
Вкусные? Сочные? Ароматные?
Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.
Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Например: помидор, яблоко, кабачок, баклажан
Капуста, баклажан, груша, перец
Огурец, картошка, клубника, свёкла
Картошка, малина, лук, огурец
Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки. И сейчас давайте с вами поиграем еще в одну игру, которая называется «Вершки-корешки». Я буду называть овощи, а вам нужно вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. И если это вершки, то нужно будет поднять руки вверх, а если корешки – положить руки на стол. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим – рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх, вниз
Мы морковку трем –трем, Пальцы сжаты в кулаки. Движения кулаков к себе и т себя.
Мы капусту солим-солим, Движение пальцев , имитирующих посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем-жмем, Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки
Фу, устали Смахнуть пот со лба
Выполнение задания на листочках.
Итог занятия
Занятие на тему: «Овощи»
Цели:
-коррекционно-образовательные: закрепить знания детей об овощах; учить составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
- коррекционно-развивающие: развивать умение детей логически мыслить, расширять словарь; развивать внимание, мышление, память.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.
Оборудование: демонстрационный материал — картинка сбора овощей, овощи, муляжи или картинки овощей, картинно-графический план; мешочек, раздаточный материал – листочки с заданием, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент
Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний... (урожай).
Основная часть
Показать картинку сбор урожая. Что делают люди на поле? (собирают урожай.)
Где растут овощи? (в поле, в огороде, на грядке.) Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки.
Отгадывание загадок
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко
Под кустом… (картошка)
Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный, спелый… (помидор)
Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?… (репка)
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она…(редиска)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи… (капуста)
Черна, горька,
А от ста болезней поможет… (редька)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке — жёлтый и солёный…(огурец)
Он бывает, дети, разный –
Жёлтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)
В огороде жёлтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена…(тыква)
Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке…(кабачок)
Кто в земле укрылся ловко?
Это рыжая… (морковка)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а…(лук)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова…(свёкла)
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки…(горох)
Он кусает, но не пес.
Зубок есть. Но где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это, скажи?…(чеснок)
- Осенью на огородах собирают урожай овощей. Урожай каких овощей собирают люди осенью? (свёклы, огурцов, редиски, картофеля и т.д.) Показать картинки овощей и спросить: «Как убирают этот овощ?»
Например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — ... (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — ... (срывают)
Капусту — ... (срезают)
Картофель — ... (выкапывают)
- Как мы можем употреблять овощи в пищу? (Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солёными).
- Что мы можем приготовить из овощей? (Из них делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ.
Овощи заготавливают на зиму).
- Зачем человеку есть овощи? (Они полезны, в них много витаминов).
Игра «Чудесный мешочек» (выставляются муляжи или картинки овощей).
Составление описательного рассказа об овощах по картинно-графическому плану
Что это? Какой на ощупь? Какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?
Рассмотреть две пары овощей и сравнить их.
Огурец и помидор
Огурец: какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.)
Помидор: какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)
Чем они отличаются? (Огурец — овальный, а помидор — круглый. Огурец — зелёный, а помидор — красный.)
Чем они похожи? (Огурец — вкусный и помидор — вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.) (Рассмотреть еще две пары овощей.)
Физкультминутка
В огород пойдем, урожай соберем - дети идут по кругу, взявшись за руки,
Мы морковки натаскаем, - «таскают»,
И картошки накопаем, - «копают»,
Срежем мы кочан капусты, - «срезают»,
Круглый, сочный, очень вкусный - показывают руками,
Щавеля нарвем немножко - «рвут»,
И вернемся по дорожке - идут по кругу, взявшись за руки.
Дидактическая игра «Назови ласково» (по картинкам с изображением овощей)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки).
Например: это большая редиска, а это маленькая ... редисочка, это большой перец, а это маленький ... перчик. (Аналогично по каждому овощу.)
Дидактическая игра «Один - много»
Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах.
Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д.
Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам)
Согласование числительных с существительными.
Например: одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...и т.д.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё?»
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называют:
Например: Чей это овощ? — Чья капуста? — Моя капуста. Чья это репа? — Это моя репа.
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Образование прилагательных от существительных.
Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.) Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.) Суп из картофеля. Суп какой? (Картофельный). Салат из моркови? … Салат из капусты? … Салат из овощей?... Суп из гороха?... Пюре из картофеля? … Икра из кабачков?...
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Например: красный помидор, желтая репа.
Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:
Вкусный? Сочный? Ароматный?
Вкусная? Сочная? Ароматная?
Вкусные? Сочные? Ароматные?
Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.
Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Например: помидор, яблоко, кабачок, баклажан
Капуста, баклажан, груша, перец
Огурец, картошка, клубника, свёкла
Картошка, малина, лук, огурец
Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки. И сейчас давайте с вами поиграем еще в одну игру, которая называется «Вершки-корешки». Я буду называть овощи, а вам нужно вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. И если это вершки, то нужно будет поднять руки вверх, а если корешки – положить руки на стол. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим – рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх, вниз
Мы морковку трем –трем, Пальцы сжаты в кулаки. Движения кулаков к себе и т себя.
Мы капусту солим-солим, Движение пальцев , имитирующих посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем-жмем, Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки
Фу, устали Смахнуть пот со лба
Выполнение задания на листочках.
Итог занятия
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Овощи"»
Занятие на тему: «Овощи»
Цели:
-коррекционно-образовательные: закрепить знания детей об овощах; учить составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
- коррекционно-развивающие: развивать умение детей логически мыслить, расширять словарь; развивать внимание, мышление, память.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.
Оборудование: демонстрационный материал — картинка сбора овощей, овощи, муляжи или картинки овощей, картинно-графический план; мешочек, раздаточный материал – листочки с заданием, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент
Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний... (урожай).
Основная часть
Показать картинку сбор урожая. Что делают люди на поле? (собирают урожай.)
Где растут овощи? (в поле, в огороде, на грядке.) Хороший урожай вырос на этом поле. А у меня на грядке выросли загадки.
Отгадывание загадок
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко
Под кустом… (картошка)
Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный, спелый… (помидор)
Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?… (репка)
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она…(редиска)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи… (капуста)
Черна, горька,
А от ста болезней поможет… (редька)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке — жёлтый и солёный…(огурец)
Он бывает, дети, разный –
Жёлтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)
В огороде жёлтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена…(тыква)
Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке…(кабачок)
Кто в земле укрылся ловко?
Это рыжая… (морковка)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а…(лук)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова…(свёкла)
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки…(горох)
Он кусает, но не пес.
Зубок есть. Но где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что это, скажи?…(чеснок)
- Осенью на огородах собирают урожай овощей. Урожай каких овощей собирают люди осенью? (свёклы, огурцов, редиски, картофеля и т.д.) Показать картинки овощей и спросить: «Как убирают этот овощ?»
Например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — ... (дергают)
Огурцы, помидоры, горох — ... (срывают)
Капусту — ... (срезают)
Картофель — ... (выкапывают)
- Как мы можем употреблять овощи в пищу? (Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солёными).
- Что мы можем приготовить из овощей? (Из них делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ.
Овощи заготавливают на зиму).
- Зачем человеку есть овощи? (Они полезны, в них много витаминов).
Игра «Чудесный мешочек» (выставляются муляжи или картинки овощей).
Составление описательного рассказа об овощах по картинно-графическому плану
Что это? Какой на ощупь? Какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?
Рассмотреть две пары овощей и сравнить их.
Огурец и помидор
Огурец: какой он? (Огурец овальный, зеленый, вкусный.)
Помидор: какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)
Чем они отличаются? (Огурец — овальный, а помидор — круглый. Огурец — зелёный, а помидор — красный.)
Чем они похожи? (Огурец — вкусный и помидор — вкусный. Огурец и помидор растут на грядке.) (Рассмотреть еще две пары овощей.)
Физкультминутка
В огород пойдем, урожай соберем - дети идут по кругу, взявшись за руки,
Мы морковки натаскаем, - «таскают»,
И картошки накопаем, - «копают»,
Срежем мы кочан капусты, - «срезают»,
Круглый, сочный, очень вкусный - показывают руками,
Щавеля нарвем немножко - «рвут»,
И вернемся по дорожке - идут по кругу, взявшись за руки.
Дидактическая игра «Назови ласково» (по картинкам с изображением овощей)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Я тоже собрала урожай. Но на моей грядке выросли разные овощи: и большие, и маленькие (показывает картинки).
Например: это большая редиска, а это маленькая ... редисочка, это большой перец, а это маленький ... перчик. (Аналогично по каждому овощу.)
Дидактическая игра «Один - много»
Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах.
Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д.
Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам)
Согласование числительных с существительными.
Например: одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...и т.д.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё?»
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называют:
Например: Чей это овощ? — Чья капуста? — Моя капуста. Чья это репа? — Это моя репа.
Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Образование прилагательных от существительных.
Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.) Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.) Суп из картофеля. Суп какой? (Картофельный). Салат из моркови? … Салат из капусты? … Салат из овощей?... Суп из гороха?... Пюре из картофеля? … Икра из кабачков?...
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Например: красный помидор, желтая репа.
Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:
Вкусный? Сочный? Ароматный?
Вкусная? Сочная? Ароматная?
Вкусные? Сочные? Ароматные?
Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.
Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Например: помидор, яблоко, кабачок, баклажан
Капуста, баклажан, груша, перец
Огурец, картошка, клубника, свёкла
Картошка, малина, лук, огурец
Дидактическая игра «Вершки-корешки»
Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки. И сейчас давайте с вами поиграем еще в одну игру, которая называется «Вершки-корешки». Я буду называть овощи, а вам нужно вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. И если это вершки, то нужно будет поднять руки вверх, а если корешки – положить руки на стол. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим – рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх, вниз
Мы морковку трем –трем, Пальцы сжаты в кулаки. Движения кулаков к себе и т себя.
Мы капусту солим-солим, Движение пальцев , имитирующих посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем-жмем, Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки
Фу, устали Смахнуть пот со лба
Выполнение задания на листочках.
Итог занятия