Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Перелетные птицы".
Задачи:
1. Продолжать расширять знания детей о перелетных птицах.
2. Расширять и активизировать словарь.
3. Упражнять в словообразовании сложных слов.
4. Развивать связную речь
5. Развивать внимание, память, логическое мышление.
7. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Сейчас вы по очереди будите называть признаки весны и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов «Весной …..» (вспоминают признаки весны)
Стих про март
- Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Вы уже очень многое знаете о них. Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.
Загадки:
1) Черный, проворный,
Кричит «Гра»,
Червякам враг (грач).
- Кто это? И как вы догадались?
- Это грач. Он кричит «Крак!» и любит червяков.
Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.
2)Нам в хозяйстве помогает,
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый ... (Скворец).
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
3)Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном,
Из травы и глины. (Ласточка).
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
4)Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
5)Кто на елке, на суку
счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? (кукушка).
6)Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
- Давайте повторим названия птиц. (Повторяют хором и по - одному.)
- Кто это? Как назвать одним словом?
- Птицы.
- Почему вы думаете, что это птицы? (покрыты перьями, вьют гнезда)
- Почему мы этих птиц не видели зимой?
- Они улетали в теплые края.
- Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?
- Перелетные птицы.
Д/и «Четвертый лишний» (с картинками)
Игра «Назови ласково»
- А теперь давайте назовем птиц ласковыми словами.
Скворец-скворушка,
журавль-журавушка,
лебедь-лебедушка,
кукушка-кукушечка,
утка-уточка,
соловей-соловушка
Физкультминутка “Улетают – улетел”
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел . (имитация полета птиц).
Д/и “У кого кто”.
- Теперь я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачата).
- Скворец (скворчата).
- Ласточка (ласточата).
- Дрозд (дроздята).
- Стриж (стрижата).
- Журавль (журавлята).
- Кукушка (кукушата).
-Молодцы вы справились все!
Игра «Летает- не летает».
Игра «Один-много».
- Грач -грачи
- Скворец -скворцы
- Ласточка -ласточки
- Дрозд -дрозды
- Стриж -стрижи
- Журавль -журавли
- Кукушка -кукушки
-Соловей –соловьи.
Игра «Где птицы строят гнезда?» (Схемы)
-на дереве
-в траве
-под кустом
-на крутом берегу.
Игра «Поймай птицу».
- Грач - муха- Стриж -слон-Скворец –бабочка- Дрозд тигр-котенок- Ласточка- Кукушка
Теперь приготовили свои пальчики и поиграем с ними:
Тили-тели , тили-тели-
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь ,утка, стриж,
Аист, ласточка, и чиж-
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
А теперь давайте посмотрим на картину, которую я вам приготовила и расскажем что изображено.
Наступила весна! Пригрело солнце и появились проталины. Прилетели грачи! Грачи ходят по проталинам и ищут зерна, насекомых и молодые растения. Скоро они будут строить гнезда и выводить птенцов.
- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова. И как много мы про них знаем И быстрее прилетят к нам.