Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект занятия
по дополнительной общеразвивающей
программе воспитательной работы
«Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
Блок «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Тема: «ЧТОБ КУСАЛСЯ ЗУБОК»
Разработчик: воспитатель Омельянчук С.Н.
с. Великовечное
Тема: "Чтоб кусался зубок "
Цель:
- формировать у детей представление об основных правилах гигиены полости рта, формировать практические навыки ухода за зубами.
Задачи:
- дать учащимся представление о значении зубов для человека;
- познакомить с правилами ухода за зубами, помочь детям осознать необходимость гигиенических процедур;
- учить правильно чистить зубы;
- воспитывать культуру здоровья.
Ход занятия:
Водная часть.
В небе солнышко светило,
На лугах цвели цветы,
Веселились дети лихо,
Развлекались, как могли.
Только Кате не до смеха:
У неё во рту «потеха»:
Заболел молочный зуб,
Рот «подушечкой» припух.
Наша Катя не играет,
На качели не бежит,
Слёзы горькие глотает,
Рот закрыла и молчит.
Ей сочувствуют подруги,
Утешают от души:
Не грусти, забудь о зубе,
Нас попробуй - рассмеши…
Только как же тут забыться,
Боль мешает ей играть,
Молоточком злым стучится,
Как помочь её унять?
- Как вы думаете, почему болел зуб у Кати? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)
- Почему появилось повреждение?
- Что вы предпринимаете, когда у вас болит зуб?
- Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). Дырка в зубе — всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам — сердцу, почкам...
2. Основная часть.
Во рту у каждого из вас белые, блестящие зубы. Это самые твердые части тела у человека.
Для чего нужны зубы?
Чтобы пережевывать пищу, четко произносить слова, здоровые зубы украшают лицо. Во время приема пищи вы должны тщательно пережевывать пищу. От этого она лучше смачивается слюной и быстрее переваривается в желудке. Однако как не тверды зубы, но и они могут разрушаться. Особенно быстро разрушается эмаль – белое твердое вещество, которым покрыты сверху зубы. На ней появляются трещинки. Как вы думаете, ребята, от чего это может произойти?
На эмали могут появиться трещинки от того, что мы разгрызаем зубами орехи, грызем карандаши, ручки. Зубы могут портиться и оттого, что после горячей пищи мы пьем, например, холодную воду. Зубы начнут портиться, если мы не будем пить молоко, есть творог, овощи и фрукты. Между зубами могут поселиться опасные микробы, которые будут разрушать зубы.
- Что же нужно делать для того, чтобы зубы не портились, не разрушались?
- Нужно чистить зубы, ухаживать за ними.
Зуб состоит из трех основных частей:
— коронка — часть зуба, которая видна в полости рта;
— корень - часть зуба, которая располагается в челюсти;
— шейка — часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем; она прикрыта десной.
— Итак, мы знаем, как устроены наши зубы. Как вы думаете, для чего нужны эти знания? О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?
- Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов? (есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.)
Что вредно для зубов?
- грызть орехи;
- есть очень холодную и очень горячую пишу;
- есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
- Как надо ухаживать за зубами?
- Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку, для ухода за зубами? Щётку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно её мыть и менять 1 раз в 3-4 месяца.
На зубах постоянно образуются налет из микробов и остатков пищи. Частички пищи застревают между зубами. Поэтому нужно обязательно чистить зубы. Лучше всего делать это два раза в день – утром и вечером.
Правила чистки зубов.
Одно из правил личной гигиены – правило ухода за зубами.
Вначале нужно вымыть руки с мылом.
Зубную щетку хорошо промыть под струей воды и стряхнуть.
На щетку выдавить немного зубной пасты.
Верхние зубы следует чистить сверху вниз, нижние – снизу вверх. Несколько раз, несильно нажимая, провести щеткой вправо и влево; так же чистят зубы и изнутри.
Затем необходимо прополоскать рот водой комнатной температуры.
Тщательно промыть зубную щетку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла.
Хранить свою зубную щетку, пасту следует в образцовой чистоте, в одном месте.
Разгадывание кроссворда.
| | | | 3 п | | | | | |
| | | | у | | | | | |
| | | | л | | | 6 э | | |
1 д | | | | ь | 4 д | | м | | |
е | | 2 к | | п | е | 5 к | а | | |
7 с | т | о | м | а | т | о | л | о | г |
н | | р | | | и | р | ь | | |
а | | о | | | н | е | | | |
| | н | | | | н | | | |
| | к | | | | ь | | | |
| | а | | | | | | | |
1. Мышечная ткань, покрывающая корни зубов
2. Часть зуба, которую мы видим
3. Сердце зуба.
4. Зубная кость
5. Невидимая часть зуба
6. Самая твердая ткань
7. Зубовед, дантист
У каждого человека во рту есть бактерии полезные, а есть бактерии кариеса. И вот эти бактерии используют сахар, попадающий в рот, в качестве топлива, и производят из него кислоту. Кислота растворяет поверхность зуба, эмаль становится слабой. Процесс растворения зубов кислотой называется «кислотная атака», но слюна нейтрализует кислотность во рту примерно полчаса.
- Отчего же образуется кислота?
МИКРОБЫ+САХАР=КИСЛОТА
- Вот что происходит с нашими зубами, если мы не ухаживаем за ними и едим много сладкого.
- А кто из вас любит сладкое? Сладкое любят все!
Из всего этого сформулируем первое правило:
- Соблюдать правила употребления сладкой пищи!
Какие продукты относят к сладкой пище? И я люблю сладкое, но как же быть, что сладкое совсем нельзя есть?
Можно, но правильно! Нужно контролировать количество «кислотных атак», не нужно есть постоянно в течение дня, а спланировать свое питание так, чтобы не было более 4-5 приемов пищи в день. Зубы нормально переносят «кислотные атаки», происходящие при нормальном питании: завтрак, обед, ужин.
Второе правило: Употреблять продукты, которые полезны для наших зубов.
Каротином он богат и полезен для ребят
Нам с земли тащить не вновь за зеленый хвост (морковь)
Круглое, румяное я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)
Доктора также советуют, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, т.к. в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль.
А вы знаете. Что у наших зубов есть друзья?
Отгадайте кто они!
Всех микробов точно плеткой выгонит зубная…..(щетка)
Белая река в пещеру затекла, чистит добела…..(зубная паста)
Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (вода)
-Щетка, паста и вода – мои лучшие друзья! - так говорят наши зубы!
Третье правило:
Когда и как надо чистить зубы? Достаточно только утром после завтрака и на ночь. А что делать с зубами после еды? (полоскать)
-Чистить зубы два раза в день!
Как правильно выбрать зубную щетку? (обязательно с мягкой щетиной) А какие вы знаете правила хранения щетки? (в открытом виде щетиной вверх, предварительно намылив, чтобы не заводились микробы). Менять щетку 4 раза в год.
Не применять для других целей и не позволять кому-нибудь пользоваться своей зубной щеткой! А какую пасту вы должны использовать? (соответствующую своему возрасту)
- Какие еще есть предметы для ухода за зубами? (зубочистки и зубные нити)
- Существуют ли правила чистки зубов?
Четвертое правило звучит так:
-Соблюдать правильную технику чистки зубов!
3. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Итак, давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок.
Рефлексия:
Сегодня мы узнали, как сохранять зубы и какой порядок надо соблюдать при чистке зубов.
Список используемой литературы:
Г.К., Зайцев, А.Г. Зайцев - Твое здоровье. Укрепление организма. – С.-Пб: 1998 г.
- Г. К. Зайцев. Уроки Знайки. Воспитай себя.– СПб: 1999 г.
- Г. Зайцев. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995 г.
- З.Я.Рез. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.:– М.: 1990 г.
- А.В. Терентьева, О.И. Ивашин, В.В. Москвичев. Реабилитационная программа «Перекресток». – М.: 2000 г.
- Н.В. Елкина. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: 1997.